17:59 А.Цаплев: "Локальные кабельные сети - самое перспективное направление"
![17:59 А.Цаплев: "Локальные кабельные сети - самое перспективное направление"](https://fs01.cap.ru/gov-home/12//foto/zaplev.jpg?i=59)
Цаплев Алексей Николаевич, менеджер проектов компании «Интернет-Центр», Чебоксары
-Как становятся менеджерами интернет-проектов? Расскажите о себе.
-Закончил ЧГУ, системотехник по автоматике и телемеханике. Выпускники этой специальности являются готовыми менеджерами проектов – системными администраторами, так как знают оборудование, электронику, программирование, компьютеры, но, главное, обладают знаниями по системному подходу, проектированию сложных промышленных устройств.
До работы в «Интернет-Центре» занимался многим: делал роботов в ПКБ; несколько лет разрабатывал медицинскую технику: шесть лет трудился в Москве, в Российском научном центре восставительной медицины и курортологии при Министерстве здравоохранения РФ. По ряду причин, вернулся в Чебоксары и стал работать в «Интернет-Центре». Знаю всех, кто здесь работает, в том числе хозяев фирмы: вместе с ними учился, соответственно, они знают уровень моей квалификации. Веду несколько направлений: создание веб-сайтов, веб-дизайна, решение нестандартных вопросов разработки и оборудования. Под моим руководством работают несколько дизайнеров и программистов.
-Больше занимаетесь техникой или творчеством?
-У нас есть дизайнеры и есть программисты, в одном лице таких профессионалов почти не бывает. Художники – это художники, у них свои интересы, мироощущение, работа более творческая, они формируют внешний вид сайта. А движок сайта, то, что заставляет его двигаться, отражаться в интернете по всем правилам – технология, работа тоже достаточно творческая, но уже другого рода: четкая, отлаженная, без особых изысков.
-Как развивается ваша компания?
-«Интернет-центру» в этом году, в мае, исполнилось пять лет. Фирма – одна из быстрорастущих компаний Чувашии в области коммуникаций, интернет-провайдинга и современных интернет-услуг.
Мы активно развиваемся, осваиваем новые ниши на рынке. Подчеркиваю: осваиваем, а не захватываем. Расширяемся и вширь, и вглубь, постоянно покупаем новое оборудование. Практически всю прибыль фирма реинвестирует в свое развитие, нет больших денежных накоплений ни у хозяев, ни у руководства. Все идет на развитие.
Прокладываем магистральные оптические связи. Развиваем локальные, домашние сети. Доводим сервис до конкретных потребителей.
В мире коммуникаций есть такое понятие: «проблема последней мили». Скажем, уже не очень сложно привести магистральный канал в город. А вот довести интернет до каждого клиента, каждого человека - проблематично. Раньше в Чебоксарах было очень плохое кабельное хозяйство, но уже несколько лет «ВолгаТелеком» настойчиво старается его активно развивать, и у многих пользователей появилась возможность получать достаточно приличный доступ в интернет через телефонную линию.
-Стало быть, все хорошо, нет проблем?
-…Но такой доступ дает только, по большому счету, возможность бродить по интернету, просто читать информационные материалы, а дополнительные услуги при этом недоступны.
В развитых странах существует множество услуг, которые требуют так называемых «толстых каналов» выхода в интернет. Для этого телефонная линия уже не подходит.
-Какие варианты решения существуют?
-Решений у проблемы три: использовать либо выделенный радиоканал, либо ADSL-технологии, либо технологии локальных сетей.
-Какое же решение – лучшее?
-Выделенный канал имеет недостатки: во-первых, много радиоканалов в городе не разместишь; во вторых, оборудование – дорогостоящее; в третьих - требуется сложное лицензирование, причем лицензию дает только Москва, Комитет по радиосвязи.
Потому большого использования технология не получила, она используется только в качестве дополнительных магистральных каналов, когда нужно в городе перекинуть траффик из одной точки в другую и там уже распределить его среди клиентов по земле.
Технология ADSL основана на ассинхронных цифровых линиях. Придумали ее буржуи на Западе, как и многое, связанное с интернетом. Метод широко сейчас продвигается. При использовании технологии и телефон свободный у людей, и поверх телефонной линии обеспечивается высокая скорость передачи информации.
Но у технологии тоже есть существенные недостатки.
-Потому ваша компания сконцентрировалась на развитии локальных сетей?
-Да, хотя, на первый взгляд, локальные сети развивать сложно.
Вот для радиоканала нужно всего лишь поставить в одном месте антенну, в другом месте антенну, и связь работает.
В ADSL–технологиях клиент просто покупает специальный модем, наподобие обычного, все получается просто и быстро.
А для локальных сетей нужно развивать кабельную инфраструктуру, специальные передающие узлы строить.
Это - сложнее. Но зато дает больше возможностей.
Например, по ADSL трудно объединить пользователей в локальную сеть. Теоретически возможно, но провайдеры этого не делают: появляется много проблем и технология становится дороже.
А в локальной сети пользователи получают не просто доступ к интернету, но и массу дополнительных услуг. Например, передачу видео по требованию. Большой фильм скачивается за пять минут, его можно посмотреть на домашнем компьютере. Не надо ходить в библиотеку, прокат, кинотеатр; сидя дома пользователь получает услугу бесплатно.По крайней мере, у нас эта услуга – закачка фильмов – бесплатная.
Возможны и другие услуги. Например, радио в интернете. Его по обычному модему не послушаешь, а по нашим каналам – пожалуйста. Есть множество бесплатных радио, к ним - доступ в интернете.
Важно и наличие перспектив. Технологию можно развивать: скажем, получив лицензию, подключиться к спутниковому телевидению и доставлять спутниковое ТВ по интернет-каналам всем пользователям.
Наша компания сейчас сконцентрировалась на локальных сетях, потому что они сулят в дальнейшем большие перспективы. Можно вообще громадную кучу информационных услуг предоставлять по одному кабелю: телефон, спутниковые видеоканалы, интернет, а также услуги, которые пока в Чебоксарах еще не развиты и базируются на интернет-технологиях: всевозможные заказы через компьютер.
На Западе потихонечку сейчас развиваются приставки, чтобы ими могли пользоваться люди, далекие от компьютеров. Приставка стоит недорого, она подключается к телевизору и управляется обычным пультом от телевизора. Можно, не вылезая из кресла, устраивать походы по магазинам за покупками, покупать билеты на поезд, самолеты, путевки туристические, что угодно. Сидит человек дома, включил пульт, приставку, зашел на соответствующий сайт, включил определенную услугу, все! - деньги снимаются автоматически со счета клиента, а ему прямо на дом привозят продукты, билет или туристическую путевку в почтовом конверте. Таких услуг - множество. На Западе подобные вещи давно распространены, а в России вообще и в Чебоксарах в частности, еще слабо развиты. Более - менее Москва начинает только-только обрастать интернет- магазинами и всевозможными услугами из интернета, но и там пока это слабовато развито, в сравнении с зарубежьем.
-А где интернет-сервис развит лучше всего?
-В США, так как они его и изобрели. Сейчас американцы строят интернет-два на более новых мощных каналах, нам пока до этого далековато.
Мы стараемся следить за их достижениями, за тем, как и в каком направлении развиваются западные информационные структуры, чтобы не сильно оставать в дальнейшем.
Наша компания старается отслеживать ситуацию и внедрять лучший опыт, насколько хватает наших ресурсов.
-Что мешает компании решать свои задачи?
-По количеству сотрудников, материальному обороту «Интернет-Центр» относится к категории малого и среднего бизнеса.
Проблема у малых бизнесменов - в том, что нет возможностей получить кредит на нормальных условиях.
-Но ведь можно же найти инвестиции?
-Да, можно найти, но инвестиции - дело непростое: придет инвестор, вложит в бизнес определенное количество долларов, а затем приберет компанию к рукам.
Если ее руководство вкладывает в компанию свою душу, жизненные интересы, то отдавать свой бизнес у него нет никакого желания.
А получить кредит в банке малому бизнесу - практически невозможно.
Вот проблема, ее надо решать.
Проценты, на которых сейчас предоставляется кредит, очень высокие, неподъемные для малого бизнеса.
-А какой процент на ваш взгляд оптимален?
-Определить оптимальный процент сложно, но можно основываться на ставке Центробанка плюс должен быть какой-то процент сверху.
В условиях нынешней экономики идет очень высокая инфляция, причем – скрытая, так как ее официальные цифры часто гораздо ниже, чем реальные.
Наши банки не дают кредит на низких процентах по простой причине: им невыгодно. А чтобы им было выгодно, очевидно, банкам нужно предоставить возможность участия в каких-то правительственных программах, чтобы взамен они могли кредитовать малый бизнес на приемлемых условиях.
Десять - пятнадцать процентов годовых - было бы терпимо. А сейчас кредит выдают под пять-восемь процентов в месяц, в несколько раз больше оптимума!
-Как вы оцениваете темп развития отрасли?
-Рынок информационных технологий в Чебоксарах развивается очень сильно. Усиливаются провайдеры. Число их не увеличивается, но появляются их дочерние компании, вводят новые сервисы. Причем, все активно вкладывают в бизнес все возможные средства, которые только могут вложить. «ВолгаТелеком» очень активно подгоняет нас своими нововведениями; когда-то компания была неповоротлива, медленно вводила все новое, но сейчас наступает нам на пятки, хотя пока не трогает рынок локальных сетей, возможно, потому что там нужно очень много вкладывать в кабельные каналы. Развивается и парк серверов. Думаю, если развитие будет продолжаться такими темпами, Чебоксары смогут стать одним из самых информационно-оснащенных городов России. Чисто теоретически, Чебоксары вполне могут при таких темпах переплюнуть Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москву, есть такая возможность. Я назвал самые продвинутые в информационной сфере города, и Чебоксары сейчас тянутся за ними.
-Как меняется уровень потребления интернет-услуг?
-Появился спрос на этот вид услуг. Еще пять лет назад, когда мы только начинали, спрос был очень мал. Не было большого количества компьютеров, не был развит интернет в России. По российским сайтам некуда было сходить, просто почитать и так далее.
Сейчас русскоязычный интернет очень сильно развит, пользователям есть что в интернете читать и смотреть, соответственно, появляется желание это делать.
К тому же, интернет - дополнительное средство массовой информации: легкодоступное, очень оперативное, альтернативное официальным телеканалам. Сужу по себе: я очень редко смотрю новости по телеканалам и читаю в газетах: все новости узнаю из интернета.
У многих людей, даже малообеспеченных, дома появились компьютеры. В основном, взрослые покупают их детям - школьникам, студентам. В первую очередь, новый вид услуг востребован молодыми. Соответственно, мы стремимся предоставить требуемые ими сервисы.