Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

12:06 И.Александров: «С помощью интернета власть становится ближе к народу»

12:06 И.Александров: «С помощью интернета власть становится ближе к народу»

Александров Игорь Владимирович, редактор газеты «Текстильщик», студент пятого курса факультета журналистики ЧГУ

 

 -Вы написали  дипломную работу на нетиповую тему – «Роль интернет-портала Администрации Президента Чувашии в укреплении имиджа республики». Какова рабочая идея текста?

 

 -Думаю, главная идея моей дипломной работы, которую я бы хотел довести до моих преподавателей, всех, кому это будет интересно, в том, что с помощью интернета власть действительно становится намного более открытой для граждан, близкой к ним.

Принцип «власть для народа» с помощью интернета может реализовываться наиболее полно и с меньшими усилиями.

Он-лайновая подача налоговой декларации уже практикуется и в перспективе будет применяться чаще.

С помощью интернета на вопросы  человека из глубинки, которому нужна консультация госслужб, могут ответить специалисты министерств.

Человек  идет в модельную библиотеку, отправляет запрос по электронной почте, через день-два к нему приходит квалифицированный обстоятельный ответ.

Во что такое прозрачная деятельность госвласти.

С помощью интернета достигается колоссальная экономия при осуществлении  контактов между министерствами, ведомствами и населением:  экономится, прежде всего,  их  рабочее  время.

Прозрачность деятельности госструктур очень важна как альтернатива взаимодействию   в реальном времени: гражданин, вместо того, чтобы  стоять в очереди в государственной конторе,  долго и муторно решать свой вопрос,  просто пишет электронное письмо или заходит на сайт и находит нужные  ему  сведения.

 

 -В вашей дипломной работе интернет причисляется к СМИ, но официально он еще не  признан средством массовой информации.

 

 -Официально,  нет,  но неформально – уже давно им является.

Да, возможно, пока еще интернету не свойственна «массовость», но я уверен,  он станет всеобщим инструментом. 

Интернет - больше чем СМИ. Это - целая среда. Мир, включающий, в том числе,  множество газет, журналов, радио и телеканалов.

 

 -Как в вашем вузе готовят к интернет – журналистике?

 

 -В целом, к нему  есть большой  интерес и преподавателей, и студентов. Но, вероятно, в силу того, что интернет  официально еще не признан в качестве СМИ, его основательное изучение пока не включено в учебные программы. Хотя студентов учат обращаться с компьютерными программами, необходимыми для работы в интернете – PotoShop,  PageMeker…Есть предметы «Основы компьютерной грамотности» на младших курсах, а на старших – «Газетно-журнальный дизайн». Многие студенты изучают необходимые вещи самостоятельно.

 

 -Какие ресурсы вы исследовали при подготовке своей дипломной работы?

 

-Я изучал структуру портала CAP.RU,  сайт Госкомсвязи Чувашии, где много информации о концепции электронного правительства,  РИАС;  сайт Минпечати России, независимые источники, книги «СМИ и интернет», «PR- международная практика»…

На сайте Минкультуры Чувашии я с интересом прочел  интервью С. Иванова, сотрудника Госкомсвязи ЧР, В. Лидермана, директора ООО «ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС», А.Белова, руководителя отдела по связям с общественностью ЧРО партии «Единая Россия», редактора газеты и сайта…

 

-Вам  тему навязали?

 

 -Нет, выбрал сам. Такой темой, действительно, еще никто не занимался. Она новая, простор - большой, перспективы - тоже чувствуются.

Мое внимание привлекло то, что портал CAP.RU является одним из лучших в стране уже несколько лет, но причины  его  лидерства пока еще никак не исследованы.

 -Чем  портал CAP.RU  лучше своих аналогов в других регионах?

 -Как правило, в других регионах сайты администраций имеют описательный характер: фотография руководителя,   перечень законодательных актов, история органа власти, сведения о коллективе. Пожалуй, и все.

А у нас информация на портале CAP.RU идет мощным потоком, обновляется постоянно, ежеминутно. Удобная навигация, множество подразделов. Попав на CAP.RU, можно узнать не только новости о правительстве, о любом министерстве, ведомстве, сообщения из районов, но и  очень многое о Чувашии в  целом.  В том числе, даже  как до нее доехать. На портале размещены  краткая энциклопедия, история, география, культурное наследие…

 

-Что в интернете вам интересно?

 

 -Прежде всего, я смотрю электронную почту. У меня три почтовых ящика: для друзей, для работы, для рассылок. Такая дифференциация.

По журналистике смотрю сайт центра экстремальной журналистики - CEY.RU, сайт факультета журналистики МГУ – MSU.RU, там интересные статьи, технологии, новые книги.

По работе меня интересуют сайты администраций – города Чебоксары, Калининского и другого районов города, сайт CAP.RU. Часто просто ищу информацию в Yandex, по самым разным темам. Меня интересуют темы учебы, работы. Например, у нас на Хлопчатобумажном комбинате приближается праздник – День работников текстильной и легкой промышленности, сегодня я бы хотел посмотреть в сети историю праздника.

 

 -Где вы пользуетесь сетью?

 

 -В  «Матрице»,  на заливе. Там – быстрый интернет, уютная обстановка, нет платы за траффик, плата - только за время. Цены - тоже приемлемые. В сравнении с интернет-салонами Москвы, где за час работы надо заплатить минимум пятьдесят рублей,  они примерно в два раза ниже, хотя в Москве намного больше провайдеров, высока конкуренция между ними.

А уровень сервиса – вполне сопоставим.

 

 -Что, на ваш взгляд, необходимо включить в сервисный набор интернет-салонов?

 

 -Можно было бы в их составе  открывать пункты по прокату дисков с  программным обеспечением, с фильмами, музыкой, прочим, интересным для  молодежи.

 

 -Насколько интернет популярен в студенческой среде?

 

 -Если человек связался с интернетом и понял его важность, он станет регулярным его пользователем. Но еще многие  «слышали звон, да не знают, где он», мало интересуются сетью.

 

-Какой сетевой проект вам кажется перспективным?

 

 -«Культурный провайдер Чувашской Республики». Идея массированной культурной экспансии с помощью системы дружественных сайтов, помогающих друг другу, мне нравится. 

 

 -Вы бы не хотели сделать свой сайт?

 

-Он у меня есть, правда, очень простой и давно не обновлялся. Я  его сделал буквально за ночь. Мне стыдно за это творение. Сделал его с помощью друга, который разбирается в компьютерах - друг давал мне книжки про HTML: теперь я знаю, как менять цвет текста, разделять абзацы,  помещать картинки, но не более того. То есть – знаю самые азы. Страницу я сделал просто ради прикола, на спор с девушкой. Сайт – шутливого характера. Хотел бы им заняться, но пока нет возможности и особой в том необходимости. Я зарабатываю работой в газете, на хобби  не остается времени. Больше люблю копаться в PotoShop, других программах.

 

 -А сколько вы платите за хостинг сайта?

 

 -Я разместил его на BY.RU, где хостинг бесплатный.

 

 -Расскажите о себе.

Как вы  оказались в журналистике?

 

-Родился 1 марта 1983 года в Норильске, Красноярского края. В Чувашию переехал в 11 лет, вместе с родителями. Закончил сельскую школу в Козловском районе. Решил поступить на факультет журналистики совершенно случайно. Однажды мое  школьное сочинение отправили на конкурс в район, его заметили в районной газете, позвонили и попросили напечатать. Я разрешил, естественно. Они пригласили к сотрудничеству, я начал писать заметки из сельской жизни.

В результате пришел на факультет журналистики ЧГУ.

Сотрудничал со многими местными изданиями – «МК в Чебоксарах», «Республика», «Кил-сурт, хушма хусалах», делал для газеты фотографии. На радио и ТВ - не светился. 

Занимаюсь спортом, вечерами бегаю на стадионе длинные дистанции. Не ради призов, просто для себя.

У меня есть неоценимый, считаю, опыт создания собственной газеты на спонсорские деньги, она называлась «Добрый день, Рябинка».

Депутат от «Рябинки» Владимир Осанов, которому я очень благодарен за поддержку, помог весной 2003 года создать газету. Я многому  научился в ней. Мы ее организовывали с нуля.

 

 -Мы – это кто?

 

 -Мы -это три студента журфака. Я был редактором. Двадцать с чем-то номеров выпустили. Каждый номер - восемь полос формата А-4. Мы  пытались заострять внимание на социальных проблемах «Рябинки».

 

 -Давно вы в «Текстильщике»?

 

-С января. Приехал из США в середине октября,  взял тайм-аут, два месяца, то есть  не работал -  обычно я всегда работаю. Потом устроился.

 

-Расскажите о поездке в Америку.

 

-Да, прошлым летом был интересный опыт поездки в США,  пробыл там  почти пять месяцев по программе обмена студентами «Вожатый лагерей» - ею у нас занимается Госкоммолодежи Чувашии. Она действует давно и  является  самой  надежной  для студентов.

Работал в детском лагере в Висконсине  два месяца, затем жил у друзей в Оклахоме, путешествовал. Объездил около двадцати штатов. С севера на юг – от Висконсина в Оклахому -  потихоньку ехал с друзьями-американцами, а из Оклахомы до Нью-Йорка  добирался  уже в одиночку.

 

-В чем разница между нашими странами?

 

 -Разница довольно существенная.

Есть грубоватый, но в чем-то правдивый анекдот: когда смотришь на лица американцев,  читаешь на них фальшивую доброжелательность, а когда смотришь на лица соотечественников, читаешь искреннюю ненависть.

Вот так  шутит  народ…

 

 -А чем бы вы объяснили разницу между двумя странами?

 

-Она базируется на  разном отношении к труду, как мне кажется.

Американцы нацелены на результат, высокую эффективность.

У нас главное – соблюсти формальности. Продуктивность  работы, ее уровень – вопрос десятый.

По американским меркам если судить, у нас чаще всего немало людей,  по сути,  неизвестно за что получают  деньги.

В США люди трудятся с полной отдачей. Они вкладываются  в  процесс на все сто.  Там  ты просто обязан любить свое дело, потому что иначе не сможешь им заниматься на уровне.

В России, к сожалению,  это не всегда так.

Американцы - очень трудолюбивая нация, они  заслужили свой уровень жизни, это я могу сказать точно. Несмотря на поведение во внешней политике, их приходится уважать хотя бы за  трудолюбие, доброту, гостеприимность.

На самом деле, простые американцы – очень добрые, радушные люди, всегда готовые помочь. Они совершенно не похожи на тот собирательный образ американского империалиста, который мы себе рисовали годами.

 

 -А каков типичный  американский стереотип о России?

 

 -Когда они слышат слово «Раша», они представляют себе лютую зиму, мороз как на Северном полюсе, заброшенные и покинутые города,  деревни; еще почему-то - комнату без света, в углу которой сидит оборванный мужик и пьет водку, а в это время по деревням шастают медведи.

Таков стереотипный собирательный образ России.

Я его постарался развеять, как только мог. Готовил друзьям борщ, блины, другие российские блюда. Показывал им фотоальбом Чебоксар; на память одной журналистке оставил сборник «Чувашская Республика: приглашение к сотрудничеству», на трех языках.

 

 -Где вы выучили английский?

 

 -В  обычной деревенской школе,  и в университете еще два года учил язык. 

В США  известна такая байка:  иностранный журналист приехал к Хемингуэю,  тот его спрашивает: «Вы говорите по английски?» «Да, немного». На что писатель заметил ему: «Мы все по английски говорим немного».

Невозможно полностью хорошо знать английский язык. Даже классик Хемингуэй это признавал.

Сейчас я изучаю язык просто на уровне фильмов, музыки без перевода.

 

 -Как в США обстоит дело с интернетом?

 

 -Проникновение интернета в жизнь обычных граждан - просто колоссальное.

По интернету можно сделать если не все, то почти все. Я  по сети заказывал авиабилеты, билеты  даже на пригородный автобус, который едет буквально на тридцать миль, то есть - на пятьдесят километров. Можно заказать билеты по интернету  за месяц, неделю, день до поездки. Заказать пиццу, назначить консультацию со специалистом, выбрать удобное время.

Очень много сайтов клубов по интересам.

Пример: малюсенький городишко, 3-4 тысячи человек, крохотное общество любителей фрисби - это такой вид спорта, в который играют две команды:  аналог хоккея – футбола с летающим пластмассовым диском вместо шайбы или мяча…Буквально 15-20 человек в клубе, но у них есть свой сайт со сложной структурой: подразделами, фотогалереями, персональной страничкой каждого из членов клуба.

Каждый американец вовлечен в несколько таких проектов. Фрисби-клуб, общество орнитологов, садоводов любителей…

Интернет – в каждом доме. За всю поездку я встретил только одного человека, у которого  дома не  оказалось  интернета. Это было удивительно: я уже привык как к норме, что в каждом доме есть интернет.

 

 -Сколько в США платят за пользование сетью?

 

 -Система оплаты – очень удобная,  ее уровень – очень низкий, в сравнении с их зарплатами: платишь десять долларов в месяц и имеешь неограниченное пользование интернетом, неограниченный траффик, неограниченное время для просмотра сайтов.

А минимальная зарплата по стране - пять долларов пятнадцать центов в час.

То есть месячный интернет стоит  два часа самой низкооплачиваемой работы.

В  России пока интернет стоит сравнительно  на порядок дороже.

 

 -Выясняли, как организована журналистика в США?

 

 -Я был на экскурсии в двух американских газетах - познакомился с одной журналисткой, она мне организовала.

Мои впечатления от газеты, которую  по статусу, специфике можно сравнить с «Советской Чувашией». То есть - от основной газеты штата в Оклахома-сити, с тиражом приблизительно 70 тысяч экземпляров.

Обратил внимание на то, где  она делается: здание редакции – небоскребчик, примерно с Дом печати.  Все здание - минимум десять этажей – занимает одна газета!

Сам не знаю, что они делают с таким количеством помещений, но в здании есть все: конференц-зал, своя типография, склад бумаги и даже свое бомбоубежище, которое было построено в семидесятые годы, в разгар холодной войны. Оно  сохранилось и содержится в хорошем состоянии.

Все это имеет всего лишь одна газета!

У каждого журналиста – свой компьютер, конечно же, с интернетом.

 

 -Поддерживаете ли контакты?

 

 -Да, хотя они стали более редкими. Помогает электронная почта - раз в месяц перебрасываемся письмами. Мой друг, с которым познакомился в лагере и приехал в Оклахому, американец Ден, тоже заканчивает факультет паблик рилейшнз в университете Оклахомы. Есть еще человек пять знакомых.

 

 -В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться интернет?

 

 -В направлении большей доступности для населения.

Она зависит от оснащенности городов и сел современными технологиями,  модельными библиотеками, интернет-салонами,  от числа провайдеров, от  уровня цен.

 

Тезисы к дипломной работе И.Александрова

 

 



03 июня 2005
00:00
Поделиться