Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

13:35 А.Леонтьев: «Наши издания – не искусство ради искусства»

13:35 А.Леонтьев: «Наши издания – не искусство ради искусства»

 

Леонтьев Алексей Петрович, Генеральный директор-главный редактор Издательского дома «Хыпар». Родился в 1956 году в д. Нижнее Тимерчеево Комсомольского района.  В 1979 году закончил отделение чувашского языка и литературы ЧГУ им. И. Ульянова, в 1991 году заочно – факультет журналистики Российского социально-политического института (Москва), по специальности «политолог», «преподаватель общественно-политических дисциплин». В «Хыпаре» - с июля 1979 года: корректор, корреспондент, заведующий отделом, ответственный секретарь. Главный редактор – с августа 1991 года, Генеральный директор – главный редактор  ГУП «Издательский дом «Хыпар» - с 1 июля 1998 года.

ИД «Хыпар» объединяет во главе с «Хыпаром» созданные по инициативе А.Леонтьева газеты «Самраксен хасаче», «Чаваш херараме», «Сывлах», «Кил –сурт, хушма хусалах», «Ачапча» (временно выходит как приложение к «Самраксен хасаче»), «Чаваш тенчи» («Чувашский мир»), «КРИМ», журнал сатиры и юмора «Капкан» и литературно – художественный журнал «ЛИК». ИД «Хыпар»  также является соучредителем татарской газеты «Вакыт».

Несмотря на растущую конкуренцию, ИД «Хыпар»  развивается весьма динамично, о чем свидетельствует и успех новых изданий холдинга: тираж новой газеты «КРИМ» - 5 тысяч экземпляров, успешен и дебют двуязычной газеты «Чаваш тенчи» («Чувашский мир»).

2004 год ИД «Хыпар» завершил с прибылью.  Сумма налогов,  арендной платы и иных платежей - намного выше, чем сумма субсидий из республиканского бюджета.

Разговор с А.Леонтьевым – по поводу новых изданий холдинга «Хыпар» - журнала «ЛИК» и газеты «Чаваш тенчи».

        

-Каковы новые выходные данные  журнала "ЛИК"?

 

-Мы планируем, что журнал, по договору с Министерством культуры Чувашии, будет выходить четыре раза в год. Сейчас вышел первый номер номер, его тираж – 999 экземпляров. С будущего года мы хотим включить журнал в подписной каталог и объявить подписку.

 

 -Издание уже имеет лицензию?

 

 -Мы сдали документы на регистрацию и решили назвать журнал по-новому – «ЛИК». Название можно считать аббревиатурой слов «Литература. Искусство. Культура». Но есть у него и другой смысл – в значении «лицо», «лицо республики», «лицо чувашского народа».

 

-Какова программа нового издания?

 

-Журнал освещает издательские  процессы,  жанры искусства, культуру, политику, этнологию. Думаю, будет он публиковать и футурологические, прогностические материалы. Правда, пока таких еще нет, но малым народам надо иногда смотреть в перспективу, оценивать варианты, заниматься социальной прогностикой. То обстоятельство, что в Чувашии нет ни этнологов, ни футурологов, вовсе не означает, что  важная тема должна быть проигнорирована.

Все издания  журнала – не искусство ради искусства. Мы бы хотели серьезно обсуждать  в публицистическом плане вопросы, касающиеся истории  нашего народа  и   перспектив его развития.

 

-Как бы вы обосновали  концепцию  журнала?

 

-По итогам переписи населения Российской Федерации сейчас насчитывается 455 тысяч чувашей, не владеющих чувашским языком – не умеющих на нем писать, читать, разговаривать.

Прежде всего, для них, для этого слоя нации и выпускается журнал.

Часть наших соплеменников хотела бы выучить чувашский язык, но не имеет возможностей. Часть – не видит в том особой необходимости, поскольку адаптировалась в русскоязычной среде. Тем не менее,  в ходе переписи эти люди записались чувашами, хотя могли записаться и  представителями другой нации,  имели право. Значит, они ощущают себя чувашами, нашими соплеменниками. Потому им необходимо иметь свои средства массовой информации на понятном   для  них   русском языке.

Обычные наши русскоязычные издания – «Вести Чувашии», «Молодежный  курьер», «Советская Чувашия», другие … - тоже  обсуждают  проблемы народа, изучают национальную проблематику. Тем не менее, у них - своя специфика, другие главные темы, задачи.

Мы начали издавать газету «Чаваш тенчи» - «Чувашский мир», выпущено пять номеров. К шестому съезду Чувашского национального конгресса был издан шестой.

 

-Он был на русском и чувашском языках. Как такая издательская модель  оценена читателями?

 

-Новый подход некоторыми «конгрессменами», делегатами съезда  был недопонят,  вызвал вопросы. Я выступил на съезде ЧНК, сформулировал свою позицию: даже если человек в силу разных причин плохо знает или вовсе не знает родного чувашского языка,  нам не следует его игнорировать, кто – то с ним должен работать.  Концерты, гастроли чувашских артистов по диаспорам необходимы, но этого мало. Для таких людей необходимо издавать газету, журнал, интернет-сайты и так далее.

У наших соседей, татар,  например, выходит газета «Татарский мир»: солидная газета форматом А-2, на 16, а иногда – на 24 страницах. Там – и философия, и культурология, и социология, и футурология,  и  литература, и полемика.

У нас такого издания пока нет. Потому мы хотим превратить газету «Чаваш тенчи» в  трибуну для сородичей, не владеющих чувашским языком.

 

-Каково содержание первого номера нового журнала «ЛИК»?

 

  нем - хорошие, на мой взгляд, произведения: рассказы Владимира Степанова, Людмилы Сачковой, Надежды Ильиной–Иллеслу. Есть «Венок сонетов» Николая Теветкеля,  известнейшего чувашского поэта. Переводы наших друзей – грузина Рене Каландиа, латыша Юриса Кунноса. Стихи  погибшего десять лет назад архитектора Алексея  Куладжи, русской  поэтессы  Анны Фирсовой.  Интересен очерк Георгия Федорова о чувашской прозе, в котором он обозревает литературные достижения 10-15 лет: даже наши маститые литературоведы не затрагивают эту тему. Чингис Каан написал полемическую статью об истории чувашского народа - «Дети катастроф».  Есть статья народной артистки СССР Веры Кузьминой  о поездке в Туркестан. Надеюсь, будет интересна читателю и моя статья - «Через сито исторической правды. Чувашское село в эпоху колхозного строительства».

 

-Почему сейчас вы интересуетесь периодом коллективизации?

 

-Потому что многие проблемы сельского хозяйства  порождены коллективизацией.

 Первая моя статья на эту тему -«Судьба деревни» - была напечатана в журнале «Таван Атал»  еще семнадцать  лет назад. Затем в «Таван Атале» была опубликована моя же статья об истории развития чувашского села, о коллективизации, репрессиях, трудностях  реформ. Третья статья на эту тему была напечатана в «Коммунизм ялаве» в 1992 году – она о чувашских маргиналах.

Я рассматриваю жизнь колхозного села через призму чувашской  литературы. Делаю сопоставления:  «Поднятая целина» М. Шолохова и произведения  Илле Тукташа, Александра Савельева-Василия Игнатьева, других авторов.  Статья была опубликована еще в 1992 году, но ее актуальность сохраняется, поскольку критики и литературоведы  тему не затрагивают. Кто – то же должен эту тему исследовать! Где наши историки? Почему они не пишут об истории раскулачивания чувашского крестьянства? Есть  тьма-тьмущая документов  в архивах. Дыбом волосы встают, когда узнаешь  о зверствах комбедчиков, коммунистов в двадцатые – тридцатые годы.  В Чувашии не было баталий гражданской войны в период 1917 года, но  была гражданская война в начале тридцатых годов, она продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны, до окончания массовых репрессий. Тысячи крестьян с детьми, семьями были сосланы за Уральский хребет. Все началось еще в 1921 году. Цикл моих статей – в том числе и об этой истории.

 

-Кто создавал новый «ЛИК»?

 

-Над журналом работала редакционная коллегия в составе  литературоведа А. Хузангая, сотрудника журнала «Халах шкуле» В. Степанова,  переводчика В. Тимукова, члена редколлегии В. Абрамова.

 

-«ЛИК» - журнал, бесспорно, яркий, интересный, содержательный. В нем есть талантливые вещи, есть и  вещи  небесспорные. Но все обратили внимание: история с изданием повторяется: сначала выходил «ЛИК ЧУВАШИИ», потом – «НОВЫЙ ЛИК», теперь – просто «ЛИК»…

 

-Да,   выпуск  журнала  приостанавливался…

 

 -Будет ли «ЛИК» отличаться от «ЛИКА ЧУВАШИИ», «НОВОГО ЛИКА»?

 

-Преемственность, конечно, имеется. Я бы не сказал, что «ЛИК» - журнал, принципиально отличающийся от предшественников. Хотелось бы, чтобы журнал был интересен  интеллектуалам. Особо мы такую цель не преследуем, но хочется сделать журнал  содержательным,  умным.

 

-Вы не анализировали, по каким причинам приостанавливался выпуск  прототипов?

 

-Причины – разные…  

 

-Известно: проблема каждого элитарного издания – в его   консервативности. В такой  позиции  много достоинств, но есть и минусы. Число авторов,  уровень профессионализма которых соответствует   запросам элитарного журнала, не так уж велико.  Ну, кого  можно поставить рядом с Константином Ивановым или Николаем Ильбеком?  Таких - единицы. Элитарность издательского курса не только  снижает спрос, но и  отталкивает тех,  кто мог бы оказывать поддержку. Профессионализм  состоит из опыта, которого не может быть у  молодежи. Следовательно, ставка на элитарность  отталкивает и потенциально  талантливых  молодых  авторов, не создает им стимулов. А если  нет  молодых  писателей, то нет и молодых читателей.  Разумеется,  «игра на понижение»  не годится. Но  необходимо  находить  золотую  середину.  Не смешение стилей,  а,  возможно, единственную оптимальную пропорцию  в  индифферентном рынке. 

 

-Думаю, все же главная причина приостановки выхода журнала – нехватка средств, денег.

 

-Когда  презентация журнала?

 

 -Презентацию мы планировали провести  19 мая, в день рождения  Николая Васильевича  Никольского, основателя газеты «Хыпар». Но не получилось. Тем не менее, думаю, мы проведем ее  до Дня республики.

 

-Текст журнала будет выставляться на интернет – сайте?

 

-Да. Мы ощутили необходимость активнее продвигать свои издания, приближать их к читателям при помощи интернета. Решили создать свой сайт. Работы  ведутся и уже почти выполнены. Это будет единственный    «полнометражный» сайт национального издания в Российской Федерации.

 

-Кто  монтирует сайт?

 

-Мы договорились с одной фирмой:  мы им - рекламу, они нам  – техническую поддержку.

Издательский дом «Хыпар» – уникальный, единственный в своем роде  в Российской Федерации. Нигде в стране нет другого такого национального медиа-холдинга, объединяющего столько газет и журналов.

Вот теперь у холдинга  появилось десятое   СМИ  - журнал «ЛИК».  Разноплановые издания, между собой  совершенно не конкурируют, работают на разные аудитории.  

 

-В журнале «ЛИК» есть рубрика «Страницы истории»…Невероятно сложная тема.  Ведь в истории - столько всего!

 

-Мне бы хотелось,  чтобы на страницах журнала была культурная, цивилизованная полемика, в том числе – по вопросам истории народов. Вместе с тем я  хочу, чтобы журнал, затрагивающий важную этническую тематику, был принципиально НЕэмоциональным, а, напротив, взвешенным, серьезным, цивилизованным, чтобы  в нем корректно дискутировали, взаимоуважительно  полемизировали умные и культурные люди. Чтобы после дискуссии они пили чай,  а не расходились в разные стороны, размахивая кулаками. Очень бы этого хотелось.

Ну, была история, куда же ее денешь? Были разные отношения между народами, цивилизациями, между Востоком и Западом, Севером и Югом. О них надо знать, чтобы не повторять ошибок. Важно то, что есть сейчас.  Президент страны В. Путин в ходе визита  в Чебоксары не зря принял участие в беседе за круглым столом,    в  обсуждении темы межнациональных отношений. В Чувашии, Поволжье   - хороший межэтнический климат: здесь народы уже давно прошли историю конфликтов. Например, чуваши с русскими бок о бок существуют более тысячи лет. Да,  всякое было. Но -  вместе воевали против татаро-монгольского ига.

 

…-Затем все вместе – русские, чуваши, татары – воевали против Гитлера.

 

-Да. Вот вопрос: кто брал Казань?  Говорят, русские брали. Но ведь в реальности около  половины нападавших на Казань воинов были не русские. Казань брали войска, многими подразделениями которых руководили татарские же военачальники! В Москве десятки и сотни бывших татарских мурз в одночасье стали русскими графами и князьями. Надо смотреть на историю  внимательными глазами. Она  полна парадоксов. Например, мы воевали с Германией, а сейчас – друзья.  Потомки будут удивляться  современными взаимоотношениями россиян с теми же грузинами. Ведь Иосиф Сталин – Сосо Джугашвили, грузин, был Верховным главнокомандующим советских войск,   и вдруг Президент Грузии господин Михаил Саакашвили не приезжает  в Москву на празднование юбилея Победы, а немец Шредер – приезжает. Как определить новые отношения с прибалтами, латышами, эстонцами или  же  украинцами, для которых русские - вроде бы, братья – славяне?

Все эти темы сложно оценивать эмоционально. Потому подчеркну:  в журнале при разборе  исторических тем  будет абсолютно взвешенный разговор. Эмоции могут себе позволять газеты в пылу  политических баталий в сиюминутных целях,  в период выборов. Мы же хотим воссоздать хорошо забытый  журнал  для  аудитории русскоязычных чувашей.

Будем  смотреть,  как    публикации  оценят  наши читатели,  выслушивать их  и  воспринимать их мнение как основу для  работы.

____________________

ДРУГИЕ  ИНТЕРВЬЮ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

В.Фошин: "Наши спектакли лучше привозных"

 

Новое республиканское ТВ: возможны варианты

 

"Часть сервисов "Культурный провайдер" предоставляет бесплатно"

 

"Мы делаем сайт для всех"

 

"Чувашия может говорить на языке, понятном для Европы и мира"

 

"В реализации программы "Электронная Россия" Чувашия по всем направлениям - первая"

 

"Интернет-это город"

 

"Спортивная журналистика в Чувашии начинает развиваться"

 

"Развитие высоких информационных технологий - правильная стратегия"

 

"На  новом  портале сумеют разместить свои сайты практически все учреждения  культуры Чувашии"

 

"С помощью интернета власть становится ближе к народу"

 

Все интервью и фоторепортажи

 



18 мая 2005
00:00
Поделиться