13:35 А.Леонтьев: «Наши издания – не искусство ради искусства»
![13:35 А.Леонтьев: «Наши издания – не искусство ради искусства»](https://fs01.cap.ru/gov-home/12//foto/леонтьев1.jpg?i=61)
Леонтьев Алексей Петрович, Генеральный директор-главный редактор Издательского дома «Хыпар». Родился в 1956 году в д. Нижнее Тимерчеево Комсомольского района. В 1979 году закончил отделение чувашского языка и литературы ЧГУ им. И. Ульянова, в 1991 году заочно – факультет журналистики Российского социально-политического института (Москва), по специальности «политолог», «преподаватель общественно-политических дисциплин». В «Хыпаре» - с июля 1979 года: корректор, корреспондент, заведующий отделом, ответственный секретарь. Главный редактор – с августа 1991 года, Генеральный директор – главный редактор ГУП «Издательский дом «Хыпар» - с 1 июля 1998 года.
ИД «Хыпар» объединяет во главе с «Хыпаром» созданные по инициативе А.Леонтьева газеты «Самраксен хасаче», «Чаваш херараме», «Сывлах», «Кил –сурт, хушма хусалах», «Ачапча» (временно выходит как приложение к «Самраксен хасаче»), «Чаваш тенчи» («Чувашский мир»), «КРИМ», журнал сатиры и юмора «Капкан» и литературно – художественный журнал «ЛИК». ИД «Хыпар» также является соучредителем татарской газеты «Вакыт».
Несмотря на растущую конкуренцию, ИД «Хыпар» развивается весьма динамично, о чем свидетельствует и успех новых изданий холдинга: тираж новой газеты «КРИМ» - 5 тысяч экземпляров, успешен и дебют двуязычной газеты «Чаваш тенчи» («Чувашский мир»).
2004 год ИД «Хыпар» завершил с прибылью. Сумма налогов, арендной платы и иных платежей - намного выше, чем сумма субсидий из республиканского бюджета.
Разговор с А.Леонтьевым – по поводу новых изданий холдинга «Хыпар» - журнала «ЛИК» и газеты «Чаваш тенчи».
-Каковы новые выходные данные журнала "ЛИК"?
-Мы планируем, что журнал, по договору с Министерством культуры Чувашии, будет выходить четыре раза в год. Сейчас вышел первый номер номер, его тираж – 999 экземпляров. С будущего года мы хотим включить журнал в подписной каталог и объявить подписку.
-Издание уже имеет лицензию?
-Мы сдали документы на регистрацию и решили назвать журнал по-новому – «ЛИК». Название можно считать аббревиатурой слов «Литература. Искусство. Культура». Но есть у него и другой смысл – в значении «лицо», «лицо республики», «лицо чувашского народа».
-Какова программа нового издания?
-Журнал освещает издательские процессы, жанры искусства, культуру, политику, этнологию. Думаю, будет он публиковать и футурологические, прогностические материалы. Правда, пока таких еще нет, но малым народам надо иногда смотреть в перспективу, оценивать варианты, заниматься социальной прогностикой. То обстоятельство, что в Чувашии нет ни этнологов, ни футурологов, вовсе не означает, что важная тема должна быть проигнорирована.
Все издания журнала – не искусство ради искусства. Мы бы хотели серьезно обсуждать в публицистическом плане вопросы, касающиеся истории нашего народа и перспектив его развития.
-Как бы вы обосновали концепцию журнала?
-По итогам переписи населения Российской Федерации сейчас насчитывается 455 тысяч чувашей, не владеющих чувашским языком – не умеющих на нем писать, читать, разговаривать.
Прежде всего, для них, для этого слоя нации и выпускается журнал.
Часть наших соплеменников хотела бы выучить чувашский язык, но не имеет возможностей. Часть – не видит в том особой необходимости, поскольку адаптировалась в русскоязычной среде. Тем не менее, в ходе переписи эти люди записались чувашами, хотя могли записаться и представителями другой нации, имели право. Значит, они ощущают себя чувашами, нашими соплеменниками. Потому им необходимо иметь свои средства массовой информации на понятном для них русском языке.
Обычные наши русскоязычные издания – «Вести Чувашии», «Молодежный курьер», «Советская Чувашия», другие … - тоже обсуждают проблемы народа, изучают национальную проблематику. Тем не менее, у них - своя специфика, другие главные темы, задачи.
Мы начали издавать газету «Чаваш тенчи» - «Чувашский мир», выпущено пять номеров. К шестому съезду Чувашского национального конгресса был издан шестой.
-Он был на русском и чувашском языках. Как такая издательская модель оценена читателями?
-Новый подход некоторыми «конгрессменами», делегатами съезда был недопонят, вызвал вопросы. Я выступил на съезде ЧНК, сформулировал свою позицию: даже если человек в силу разных причин плохо знает или вовсе не знает родного чувашского языка, нам не следует его игнорировать, кто – то с ним должен работать. Концерты, гастроли чувашских артистов по диаспорам необходимы, но этого мало. Для таких людей необходимо издавать газету, журнал, интернет-сайты и так далее.
У наших соседей, татар, например, выходит газета «Татарский мир»: солидная газета форматом А-2, на 16, а иногда – на 24 страницах. Там – и философия, и культурология, и социология, и футурология, и литература, и полемика.
У нас такого издания пока нет. Потому мы хотим превратить газету «Чаваш тенчи» в трибуну для сородичей, не владеющих чувашским языком.
-Каково содержание первого номера нового журнала «ЛИК»?
-В нем - хорошие, на мой взгляд, произведения: рассказы Владимира Степанова, Людмилы Сачковой, Надежды Ильиной–Иллеслу. Есть «Венок сонетов» Николая Теветкеля, известнейшего чувашского поэта. Переводы наших друзей – грузина Рене Каландиа, латыша Юриса Кунноса. Стихи погибшего десять лет назад архитектора Алексея Куладжи, русской поэтессы Анны Фирсовой. Интересен очерк Георгия Федорова о чувашской прозе, в котором он обозревает литературные достижения 10-15 лет: даже наши маститые литературоведы не затрагивают эту тему. Чингис Каан написал полемическую статью об истории чувашского народа - «Дети катастроф». Есть статья народной артистки СССР Веры Кузьминой о поездке в Туркестан. Надеюсь, будет интересна читателю и моя статья - «Через сито исторической правды. Чувашское село в эпоху колхозного строительства».
-Почему сейчас вы интересуетесь периодом коллективизации?
-Потому что многие проблемы сельского хозяйства порождены коллективизацией.
Первая моя статья на эту тему -«Судьба деревни» - была напечатана в журнале «Таван Атал» еще семнадцать лет назад. Затем в «Таван Атале» была опубликована моя же статья об истории развития чувашского села, о коллективизации, репрессиях, трудностях реформ. Третья статья на эту тему была напечатана в «Коммунизм ялаве» в 1992 году – она о чувашских маргиналах.
Я рассматриваю жизнь колхозного села через призму чувашской литературы. Делаю сопоставления: «Поднятая целина» М. Шолохова и произведения Илле Тукташа, Александра Савельева-Василия Игнатьева, других авторов. Статья была опубликована еще в 1992 году, но ее актуальность сохраняется, поскольку критики и литературоведы тему не затрагивают. Кто – то же должен эту тему исследовать! Где наши историки? Почему они не пишут об истории раскулачивания чувашского крестьянства? Есть тьма-тьмущая документов в архивах. Дыбом волосы встают, когда узнаешь о зверствах комбедчиков, коммунистов в двадцатые – тридцатые годы. В Чувашии не было баталий гражданской войны в период 1917 года, но была гражданская война в начале тридцатых годов, она продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны, до окончания массовых репрессий. Тысячи крестьян с детьми, семьями были сосланы за Уральский хребет. Все началось еще в 1921 году. Цикл моих статей – в том числе и об этой истории.
-Кто создавал новый «ЛИК»?
-Над журналом работала редакционная коллегия в составе литературоведа А. Хузангая, сотрудника журнала «Халах шкуле» В. Степанова, переводчика В. Тимукова, члена редколлегии В. Абрамова.
-«ЛИК» - журнал, бесспорно, яркий, интересный, содержательный. В нем есть талантливые вещи, есть и вещи небесспорные. Но все обратили внимание: история с изданием повторяется: сначала выходил «ЛИК ЧУВАШИИ», потом – «НОВЫЙ ЛИК», теперь – просто «ЛИК»…
-Да, выпуск журнала приостанавливался…
-Будет ли «ЛИК» отличаться от «ЛИКА ЧУВАШИИ», «НОВОГО ЛИКА»?
-Преемственность, конечно, имеется. Я бы не сказал, что «ЛИК» - журнал, принципиально отличающийся от предшественников. Хотелось бы, чтобы журнал был интересен интеллектуалам. Особо мы такую цель не преследуем, но хочется сделать журнал содержательным, умным.
-Вы не анализировали, по каким причинам приостанавливался выпуск прототипов?
-Причины – разные…
-Известно: проблема каждого элитарного издания – в его консервативности. В такой позиции много достоинств, но есть и минусы. Число авторов, уровень профессионализма которых соответствует запросам элитарного журнала, не так уж велико. Ну, кого можно поставить рядом с Константином Ивановым или Николаем Ильбеком? Таких - единицы. Элитарность издательского курса не только снижает спрос, но и отталкивает тех, кто мог бы оказывать поддержку. Профессионализм состоит из опыта, которого не может быть у молодежи. Следовательно, ставка на элитарность отталкивает и потенциально талантливых молодых авторов, не создает им стимулов. А если нет молодых писателей, то нет и молодых читателей. Разумеется, «игра на понижение» не годится. Но необходимо находить золотую середину. Не смешение стилей, а, возможно, единственную оптимальную пропорцию в индифферентном рынке.
-Думаю, все же главная причина приостановки выхода журнала – нехватка средств, денег.
-Когда презентация журнала?
-Презентацию мы планировали провести 19 мая, в день рождения Николая Васильевича Никольского, основателя газеты «Хыпар». Но не получилось. Тем не менее, думаю, мы проведем ее до Дня республики.
-Текст журнала будет выставляться на интернет – сайте?
-Да. Мы ощутили необходимость активнее продвигать свои издания, приближать их к читателям при помощи интернета. Решили создать свой сайт. Работы ведутся и уже почти выполнены. Это будет единственный «полнометражный» сайт национального издания в Российской Федерации.
-Кто монтирует сайт?
-Мы договорились с одной фирмой: мы им - рекламу, они нам – техническую поддержку.
Издательский дом «Хыпар» – уникальный, единственный в своем роде в Российской Федерации. Нигде в стране нет другого такого национального медиа-холдинга, объединяющего столько газет и журналов.
Вот теперь у холдинга появилось десятое СМИ - журнал «ЛИК». Разноплановые издания, между собой совершенно не конкурируют, работают на разные аудитории.
-В журнале «ЛИК» есть рубрика «Страницы истории»…Невероятно сложная тема. Ведь в истории - столько всего!
-Мне бы хотелось, чтобы на страницах журнала была культурная, цивилизованная полемика, в том числе – по вопросам истории народов. Вместе с тем я хочу, чтобы журнал, затрагивающий важную этническую тематику, был принципиально НЕэмоциональным, а, напротив, взвешенным, серьезным, цивилизованным, чтобы в нем корректно дискутировали, взаимоуважительно полемизировали умные и культурные люди. Чтобы после дискуссии они пили чай, а не расходились в разные стороны, размахивая кулаками. Очень бы этого хотелось.
Ну, была история, куда же ее денешь? Были разные отношения между народами, цивилизациями, между Востоком и Западом, Севером и Югом. О них надо знать, чтобы не повторять ошибок. Важно то, что есть сейчас. Президент страны В. Путин в ходе визита в Чебоксары не зря принял участие в беседе за круглым столом, в обсуждении темы межнациональных отношений. В Чувашии, Поволжье - хороший межэтнический климат: здесь народы уже давно прошли историю конфликтов. Например, чуваши с русскими бок о бок существуют более тысячи лет. Да, всякое было. Но - вместе воевали против татаро-монгольского ига.
…-Затем все вместе – русские, чуваши, татары – воевали против Гитлера.
-Да. Вот вопрос: кто брал Казань? Говорят, русские брали. Но ведь в реальности около половины нападавших на Казань воинов были не русские. Казань брали войска, многими подразделениями которых руководили татарские же военачальники! В Москве десятки и сотни бывших татарских мурз в одночасье стали русскими графами и князьями. Надо смотреть на историю внимательными глазами. Она полна парадоксов. Например, мы воевали с Германией, а сейчас – друзья. Потомки будут удивляться современными взаимоотношениями россиян с теми же грузинами. Ведь Иосиф Сталин – Сосо Джугашвили, грузин, был Верховным главнокомандующим советских войск, и вдруг Президент Грузии господин Михаил Саакашвили не приезжает в Москву на празднование юбилея Победы, а немец Шредер – приезжает. Как определить новые отношения с прибалтами, латышами, эстонцами или же украинцами, для которых русские - вроде бы, братья – славяне?
Все эти темы сложно оценивать эмоционально. Потому подчеркну: в журнале при разборе исторических тем будет абсолютно взвешенный разговор. Эмоции могут себе позволять газеты в пылу политических баталий в сиюминутных целях, в период выборов. Мы же хотим воссоздать хорошо забытый журнал для аудитории русскоязычных чувашей.
Будем смотреть, как публикации оценят наши читатели, выслушивать их и воспринимать их мнение как основу для работы.
____________________
ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В.Фошин: "Наши спектакли лучше привозных"
Новое республиканское ТВ: возможны варианты
"Часть сервисов "Культурный провайдер" предоставляет бесплатно"
"Чувашия может говорить на языке, понятном для Европы и мира"
"В реализации программы "Электронная Россия" Чувашия по всем направлениям - первая"
"Спортивная журналистика в Чувашии начинает развиваться"
"Развитие высоких информационных технологий - правильная стратегия"
"На новом портале сумеют разместить свои сайты практически все учреждения культуры Чувашии"
"С помощью интернета власть становится ближе к народу"