Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

16:33 Публикация в «ИГРАЕМ с НАЧАЛА»

В газете «ИГРАЕМ с НАЧАЛА» (Москва) опубликовано интервью c солисткой Чувашской академической симфонической капеллы Анжеликой Сидоровой.

Предлагаем его вниманию посетителей сайта.

«ИГРА - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ!

Имя флейтистки Анжелики Сидоровой - концертирующего музыканта и педагога - хорошо знакомо в среде исполнителей-духовиков и преподавателей по классу духовых инструментов, причем не только в Чебоксарах, где живет и работает Анжелика Викторовна, но и по всей России. Солистка Чувашской академической симфонической капеллы Анжелика Сидорова преподает в нескольких учебных заведениях Чебоксар. Это ДМШ № 5 и ДМШ им. С.Максимова, Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.Лебедева, Музыкальное училище им. Ф.П.Павлова, Государственный университет им. Ульянова. Примечательно, что у нее обучаются не только флейтисты (хотя в основном, конечно, именно они), но и кларнетисты, и саксофонисты. Творческой энергии этой женщины можно только позавидовать!

За 20 лет педагогической деятельности заслуженный работник культуры Чувашской республики Анжелика Викторовна Сидорова воспитала 11 лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Вместе со своими учениками - а сегодня это 36 человек! - она регулярно гастролирует в российских городах и за рубежом: например, в Венгрии, Германии, на Украине.

С Анжеликой Викторовной мы встретились в Москве, в марте, во время Конкурса имени Блажевича, на который она привезла своего талантливого воспитанника Никиту Цепкова, лауреата I премии Второго открытого конкурса юных исполнителей на духовых инструментах "Звуки надежды" в Нижнем Новгороде. В эти же дни другой ее ученик - юный Тимур Нардинов - стал лауреатом IV премии проходившего также в Москве международного конкурса в рамках празднования юбилея "Ротари-клуба". Тимур уже обладает "золотом" V международного телевизионного фестиваля "Щелкунчик", Гран-при конкурса "Серебряный звон" в Ужгороде, званием лауреата VI Всероссийского открытого конкурса юных исполнителей на духовых инструментах "Рязань - 2004".

- Анжелика Викторовна, как вы относитесь к конкурсам?

- Считаю, что талантливым ученикам необходимо участвовать в конкурсах. Благодаря конкурсам они растут, сравнение в соревновании себя со своими сверстниками их здорово стимулирует!

- Помните ли вы своего первого лауреата?

- Конечно, помню: Иванов Олег - очень одаренный мальчик. В музыкальной школе мы с ним полностью прошли программу музыкального училища, в 1998-м году он победил на Международном конкурсе в Санкт-Петербурге. Учился в Москве, сейчас его пригласили учиться в Германию.

- Считаете ли вы правильным, что качество работы педагога определяется количеством лауреатов в классе?

- Может быть. Моя задача - как можно чаще представлять учеников: публике, профессионалам в разных городах. В год у нас бывает 10-11 поездок. Это не только конкурсы, но и гастроли, и участие в мастер-классах.

- Где вы берете средства на эти поездки?

- Это очень сложный вопрос. В последнее время нас опекает Министерство культуры Чувашии. И еще мне помогают спонсоры - им надо памятники ставить за то, что делают они это от всей души и совершенно безвозмездно.

- Чувствовали ли вы в себе с детства педагогическое призвание?

- Нет, я мечтала стать следователем и работать в прокуратуре! Чувствовала (да и сейчас чувствую) в себе аналитические способности. Кроме того, у меня очень хорошо развита интуиция.

- Как же вы оказались в музыкальном училище?

- Пришла поступать - как говорится, за компанию - со своей подругой, У меня абсолютный слух. Сначала меня агитировали на ударные инструменты, но я отказалась, сказала, что пойду только на флейту. Мне очень повезло с педагогом. Важоров Валерий Афанасьевич привил мне настоящую любовь к флейте. Я очень много у него взяла - в частности, отношение к ученикам. Это, прежде всего, большая требовательность.

- Когда вы только пришли работать в ДМШ, наверняка столкнулись с определенными трудностями: какими именно?

- Главная трудность: у нас не было инструментов, когда я открывала класс флейты в чебоксарской музыкальной школе. В то время я много ездила на гастроли за границу, и все заработанные деньги тратила на инструменты - в частности, приобрела несколько блок-флейт в Германии. Вторая проблема: у нас практически не было нотной литературы. Я брала скрипичные партии и делала переложения для флейты, ведь в изложении нотного текста у скрипачей и флейтистов много сходного. Позднее из поездок начала привозить ноты: везде, где была, обязательно заходила в нотный магазин. Кстати, только года четыре назад в Чебоксары стали завозить музыкальную литературу для флейтистов!

- Почему вы начали преподавать не только флейту, но и другие духовые инструменты?

- Это получилось случайно, по просьбе учеников - ребят, которые решили поступать в военно-музыкальное училище по специальностям кларнет и саксофон. Я подготовила их к поступлению. Конечно, пришлось сесть за методическую литературу и проштудировать не одну книжку, овладеть методикой игры на другом духовом инструменте - оказалось, это возможно. Вообще, все зависит от того, какие дети приходят и что им нужно. Я в своей работе целиком ориентируюсь на потребности учеников.

- Думаете ли вы о том, чтобы написать свою методику обучения игре на флейте?

- Меня давно об этом просят, но я считаю, что еще не созрела для этого. Возможно, сделаю это несколько позднее. Я всегда говорю, что не во мне дело, а в детях, которые ко мне приходят. Конечно, чем раньше начинать обучать ребенка, тем лучше. У маленьких детей великолепная память, хорошо развита мелкая моторика. При работе с малышами я стараюсь не церемониться, начинаю работать сразу «по-взрослому», даю понять, что игра на флейте - дело серьезное. Это относится уже к шестилетним ученикам - в основном, именно с этого возраста у меня начинают заниматься дети.

- Есть ли разница в том, на что вы делаете упор в старших и младших классах?

- Конечно. Большие дети - большой спрос! А у маленьких... - если в класс приходит умный, одаренный ребенок с хорошими данными, главное - эти данные не погубить, а дать возможность им развиться. Чтобы ученики не ленились, ввожу сразу строгий режим работы: 5-10 этюдов в неделю. Гаммы и упражнения - обязательно: на гаммах дети растут! В начальный период я уделяю больше внимания не пьесам, а техническому развитию. В моем классе ученик первого класса проходит в месяц 25-30 этюдов. Есть дети, которые приносят по 40 этюдов на каждый урок! А ведь параллельно с этим ученик проходит еще и программу: полифонию, крупную форму и несколько разнохарактерных пьес.

- Сколько же ваши ученики в день занимаются?

- По-разному, но в среднем - час-два.

- Как же они успевают за небольшой промежуток времени освоить большой объем работы?

- А куда им деваться? Они боятся приходить ко мне на урок с невыученным заданием. Понимаете, у моих учеников есть чувство ответственности. Я уверена - первое, что надо воспитывать в учениках, это ответственное отношение к собственному делу.

- Как вы развиваете музыкальность своих учеников?

- Через образные ассоциации. Чем они глубже, сильнее, тем больше помогают ученику погрузиться в музыку, постичь ее суть и потом, во время публичного выступления, покорить своим исполнением сердце слушателя.

- Откройте один из своих педагогических секретов?

- Я заставляю ученика перед концертом пропевать целиком все произведение нотами. Это очень помогает! Я вообще считаю, что на уроках сольфеджио, помимо других форм занятия, ученикам целесообразно сольфеджировать (с одновременным дирижированием) их произведения по специальности. Мы ставили такой эксперимент в нашей музыкальной школе, и эффект был просто поразительный!

- Можно ли сказать, что уровень учащихся музыкальной школы сейчас изменился по сравнению с тем, который был, например, 10 лет назад?

- Дети стали намного лучше! Они более одаренные, более креативные, если можно так сказать.

- Вы отбираете учеников в свой класс?

- Нет, мне жалко оставлять кого-либо «за бортом». И, признаюсь, от меня еще никто никогда не уходил. За годы педагогической работы я не перестаю убеждаться в том, что очень, очень многое в обучении зависит от воспитания в семье, от родителей ребенка. Я бесконечно благодарна родителям всех своих учеников! Они - мои союзники. Они понимают, когда я им говорю (а говорю я это сразу): «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок шел дальше, не мешайте работать и полностью мне доверяйте!». У меня на уроке ученик может стоять и два, и три часа, если нужно. Я не замечаю, как летит время. Если я спрашиваю: «Ты устал?», - и ученик отвечает: «Да», он... может простоять и еще час! Я учу детей не бояться трудностей. Если они научатся преодолевать трудности в раннем возрасте, то какой бы род деятельности впоследствии они не выбрали, у них в жизни все будет в порядке.

Я практически не хвалю своих учеников. У меня система такая: никогда не ставлю «тройки» и практически не ставлю «четверки». Ставлю ученикам только «пятерки» и «двойки». Они меня с полуслова понимают. И даже - я только посмотрю, а они уже все поняли!..

- Что чувствует учитель, когда его ученик выступает на сцене?

- Волнение, потому что хочется, чтобы ученик показал самого себя - все, чему он научился, все, что он может в этот момент сделать самостоятельно.

- Анжелика Викторовна, как вы все успеваете?

- Я работаю практически без выходных: с 9 утра до 9 вечера. Часто помогаю своим ученикам по сольфеджио и музыкальной литературе. Не секрет, что многие дети не успевают по этим предметам и из-за этого бросают музыкальную школу. Я просто сижу с ними и занимаюсь.

- Какое для вас самое большое вознаграждение в педагогической работе?

- Самое главное, чтобы дети не выросли эгоистами. Мне нравится, когда мои ученики, окончив школу, не забывают меня - звонят с желанием общаться со мной…

Беседовала М.Солдатова

 



27 апреля 2005
00:00
Поделиться