Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

14:07 В.Железняков: «Спортивная журналистика начинает развиваться в Чувашии»

14:07 В.Железняков: «Спортивная журналистика начинает развиваться в Чувашии»

Фотографии В. Железнякова (опубликованы на сайте "АРТ-переход"):

 

1     2    3    4    5    6    7    8    9    10

 

11   12   13    14    15

 

В.Железняков: «Спортивная  журналистика начинает развиваться в Чувашии»

 

Железняков Валерий Александрович,  главный редактор газеты «Спортивный вестник Чувашии»

 

-Расскажите о своей газете.

 

-Газета у нас появилась сравнительно давно. Сначала это была газета «Тайм-аут», потом какое – то время она не выходила и с Дмитрием Кузьминым, бизнесменом из Ульяновска, мы  учредили газету «Спортивная Чувашия», она выходила два года. Дмитрий Кузьмин являлся основным спонсором  газеты, я отвечал за творческую, спортивную часть, так можно сказать. Затем   спонсор  решил приостановить работу газеты, это было перед Кубком Европы по спортивной ходьбе, буквально за месяца три-четыре. Появились  финансовые трудности... Естественно, создавать газету в узкой специализации очень сложно.

 

-Какой тираж вы считаете приемлемым для  спортивного  издания?

 

-Тираж нашей газеты всегда был на уровне 2000 экземпляров. Ее покупают  активные болельщики, которые интересуются историей и развитием спорта. На протяжении нескольких лет тираж - неизменный.

 

-…Итак, «Спортивная Чувашия» оказалась без спонсорства. Что было дальше?

 

-Пришлось учредить другую газету, «Спортивный вестник Чувашии». Я взял ответственность на себя, как учредитель газеты,  чтобы она  выходила и привлекала читателей.

 

-Какова периодичность выхода «Спортивного вестника Чувашии»?

 

-Она выходит два раза  в месяц. Такая периодичность обусловлена  технологией выпуска  и  спецификой самого спорта в республике.

 

-А как бы вы охарактеризовали эту специфику?

 

–Стадионы в регионах, где проходят соревнования  премьер-лиг, первой лиги, даже  второй лиги, как правило, посещают  десять и более тысяч зрителей. Они имеют постоянное отношение к спорту, интересуются им, записывают результаты матчей,  их интересует все, что связано с командами,  спортсменами.

У нас в Чувашии пока нет команд в высших лигах, суперлигах, где   массовый зритель очень активен.  Потому мы выходим не так часто  и  газета у нас  небольшая, на четырех-восьми страницах. Есть привязка к мероприятиям. Например,  если  она  готовится к  крупному мероприятию – сельским играм, Кубку Европы и так далее,  то  страниц -  побольше,  если мероприятие - обычное, рядовое,  выходит на четырех страницах.

 

-Какую цель  перед собой ставите, как руководитель издания?

 

-Цель – популяризация спорта в нашем конкретном регионе. Потому даже в ее названии присутствует слово  «…Чувашии».

 

-Как  оцениваете возможность  освещения региональных спортивных событий в федеральных изданиях?

 

-Пробиться на страницы российских спортивных изданий - очень сложно. Уровень наших соревнований не всегда достаточно высокий, с их точки зрения. Кроме того федеральные СМИ,  почти   не освещают то, что происходит в первой лиге.  Хотя сейчас начали появляться  газеты, рассказывающие о любительских лигах, в основном, преобладает ориентация на профессиональный, зрелищный  спорт - футбол, хоккей. Они занимают основную позицию в центральной прессе. 

У нас в регионе  принципиально развивается,  прежде всего,  массовый, любительский спорт для народа. Цель – вовлечь каждого в занятия физкультурой. Это правильная стратегия Президента Н. Федорова, Правительства Чувашии.  Но  «спорту для народа»  места в центральной прессе вообще не находится. Хотя людям он очень интересен. Например, вот был у нас турнир школьников «Золотая  шайба»,  приезжал к нам  Владислав Третьяк. Ясно,  ребятишкам, играющим в турнире, хотелось увидеть себя на страницах газет, а зрителям -  подробнее узнать о составах играющих команд.

В нашей газете  все это публикуется.

Популяризируя и  развивая  детский, массовый спорт, не всегда выходим на крупные тиражи. В детском и массовом спорте зрители не делают ставок,  как в профессиональном спорте, потому и большие тиражи не  востребованы. Хотя по рейтингу в Чувашии - я смотрел газеты «Советский спорт», «Спорт-экспресс» -  нельзя сказать, что они  нашу газету опередили, потому что по региональному тиражу мы все равно их обходим. «Спорт – экспресс» читают в Чувашии  человек пятьсот.  В Казани – больше:  пять тысяч человек. Опять же  это   связано  с тем, что там играют  команды  премьер-лиги, супер-лиги,  естественно, болельщики, которые интересуются видами спорта,  покупают газеты.  Но все же у нас здесь, в республике, «Спортивный вестник Чувашии»  имеет в разы  более высокий  тираж, чем  другие федеральные спортивные издания. Это говорит о том, что у газеты есть перспектива. При условии, естественно, что будут вложения, инвестиции, может быть, государственная поддержка. Пока газета издается на  пожертвования частных лиц, общественных организаций, фондов.

 

-Кто помогает «Спортивному вестнику Чувашии» сейчас?

 

-Газете помогал, и много помогал, президент футбольного клуба Торгового дома «Ельниково»  Картвелишвили Мераб Тенгизович, за что ему большое спасибо. Эта команда играет в любительской лиге, но он заинтересован в том, чтобы шла популяризация футбола.

Какое - то время нам помогал Дмитрий Кузьмин,  директор мебельной фабрики в Ульяновске.

Это что касается крупной финансовой поддержки.

Бывают эпизодические инвестиции под конкретное мероприятие. Например, Фонд помощи сельским играм нам помог при издании номера,  посвященного сельским играм. Сотовая компания «Шупашкар - JSM» под рекламу один раз крупно сработала: газета вышла 25-тысячным тиражом, и какие - то виды спорта хорошо выиграли от презентации в этом номере.

Есть еще рекламная поддержка спортивных магазинов,  фирм, которые  производят  спортивный инвентарь, шьют форму, а так в основном – за счет  продажи газета выходит и будет выходить. Но  надо, чтобы она  не просто выходила, а  и улучшала свое качество, имела интересное содержание.

 

-Как этого можно добиться?

 

-Я думаю, было бы хорошо, если бы  в Чувашской Республике был создан  издательский  холдинг для  частных изданий и наша газета вошла  в его состав.

 

-Прокомментируйте подробнее  идею вашего проекта…

 

-Холдинг должен быть многопрофильным, издавать разные тематические газеты, в том числе – нашу спортивную газету. Единая  издательская и организационная база необходима для того, чтобы все газеты имели возможность выходить  периодично и  более объемно, качественно.

 

-Холдинг должен быть государственным?

 

-Не  обязательно. Лучше, если это будет акционерное общество, в котором государство имеет определенный пакет акций, а часть акций принадлежит  издателям, бизнесменам.

В холдинг могут войти мелкие и даже средние газеты.

 

-Что, на ваш взгляд,  даст создание такого издательского холдинга?

 

-Холдинг может иметь приличный уставной капитал, а значит - иметь вес и брать в «своем» банке кредиты, за их счет - осуществлять прибыльные или не очень прибыльные, но необходимые проекты. Причем малорентабельные, но социально-значимые проекты  смогут финансироваться за счет крупнорентабельных.

 

-Какие конкретно издания смогли бы войти в  холдинг?

 

-Нет смысла называть  конкретные газеты:  они то открываются, то закрываются. Перестали выходить по ряду причин «Бизнес-среда», «Столица». Сейчас  появились «Современная Чувашия»,  «Город развлечений»…  Подчеркну главное: в холдинг должны войти  чувашские, республиканские издания, не имеющие московского влияния.

 

-Почему так?

 

-У нас получается: москвичи покупают газету,   и потом  уже свои какие – то цели реализуют, имеют прибыль и так далее. Естественно, вкладывают в  развитие газеты определенные суммы,  усиливают ее, а наши газеты на этом фоне проигрывают в борьбе за внимание  читателей, становятся убыточными и понемногу вытесняются с газетного рынка.

Вот, я считаю, нам надо бы сгруппироваться, чтобы создать хорошую крепкую  финансовую основу местных газет. Думаю, это было бы очень хорошо для  сохранения  местной прессы. Иначе  нас всегда смогут скупить, но не хотелось бы, чтобы скупали. 

У меня есть друзья  в других регионах,  они развивают свой  бизнес, но не через Москву, а через собственные связи. У них идет очень здорово. Стоит им связаться с московским бизнесом -  начинают испытывать проблемы, не знаю, почему. Это монополия проявляет себя. Мне лично  монопольность очень не нравится. Мы - в неравных условиях. Взять ту же кредитную политику. Москвичи почему – то могут брать кредиты, а мы - не можем.

 

-Вы пробовали?

 

-Да, я пытался взять кредит. Но - столько бумаг и мороки, что легче потихонечку так   выходить, нежели взять кредит и начать делать газету  как нужно.

Банки и их кредитная политика пока не очень хорошо относятся к региональным изданиям.

Противостоять натиску монополистов в регионе пока могут только сильные государственные издания, которые в принципе выросли на государственных дрожжах, они нормально развиваются. У них есть база, есть от чего отталкиваться.

Но нам, частным издателям,   пытающимся развивать газеты на своих деньгах,   по копеечке собирая и вкладывая,  приходится  сложно.

 

-А сколько денег необходимо для такой газеты, как ваша?

 

-Все зависит от тиража. Мы можем выйти любым тиражом. На сельские игры  вышли тиражом семь с половиной тысяч. На Кубок Европы  - пять тысяч. И так далее. Тираж требует определенной суммы. В основном, работаю с рекламодателями. Обычный оборот  в месяц  для нормальной газеты  должен быть в районе от пятидесяти до семидесяти пяти тысяч рублей.  Если  номер большой, с увеличенным числом страниц, то автоматически увеличивается и объем расходов.

Такая  специализированная газета должна быть, пусть и маленькая, а холдинг или издательский дом необходим, чтобы у нее имелась возможность существовать – оплачивать помещения, бухгалтерию, телефоны, другие затраты.

 

-А где – то уже есть  прецеденты?

 

-Да, есть. В Нижнем Новгороде  неплохие холдинги, они развивают свои газеты, основанные на частном бизнесе.   «Наш дом», «Автомобильная газета», «Бизнес»… - четыре-пять  специализированных направлений. Каждое издание  выходит тиражом тридцать тысяч. Я спрашивал у журналистов, почему именно тридцать, а не сто или семьдесят пять? Они сказали, что посчитали и выяснили: тридцать тысяч в Нижегородской области – оптимальный тираж, самый рентабельный. Если выше – начинаются сложности со сбытом. Меньше  двадцати – вообще нет прибыли, потому что в этом случае все уходит на затратную часть – оплату бумаги и прочее. Они просчитали экономический эффект. Я с ними в принципе согласен.

Кроме того, холдинг дает  огромные преимущества в том, что  четыре-пять редакций имеют  одно общее рекламное агентство, которое собирает рекламу для всех газет, имеет большой штат;  четыре-пять редакций имеют одно агентство по распространению печати.  В сумме  все выходит намного дешевле.

Я с нижегородцами познакомился в Москве, на выставке «Пресса», поговорил с ними  и понял, что они выбрали очень перспективный вариант развития,  потому  процветают. У нас пока все идет по накатанному  сценарию. Распространение – через «Чувашияпечать»,  «Роспечать», собственные киоски есть далеко не у всех.

Специализированным изданиям сложнее развиваться, чем изданиям, которые крепко стоят на ногах.

Вот, например, «Современная Чувашия» - очень перспективная газета по своей модели, но ей  приходится очень сложно. Она начала выходить пятидесятитысячным тиражом, в цвете, с  современным дизайном. Но проблемы возникли:  нелегко  найти классных  журналистов, поскольку этот рынок - очень сложный. Есть сложности   с рекламной поддержкой. Думаю, все равно эта газета будет развиваться. Но если бы она была в составе холдинга, где есть штаты бизнесменов, менеджеров,  журналистов, фотобанк,  то ей было бы значительно войти в газетный рынок.

В газетном бизнесе страны уже есть  огромные подразделения, которые обслуживают  десяток  изданий сразу,  им от этого легче работать. Есть группы  журналистов,  фотокорреспондентов, работающих на несколько газет сразу, освещающих все темы,  создающих информационные потоки.

 

-Какой штат у вас в газете?

 

-Сначала был штат, несколько спортивных корреспондентов. Сейчас один уехал в Москву, там устроился  в  редакции, другой ушел работать в банк. Остались редактор и совместители, стрингеры, нештатные корреспонденты, которые нанимаются и пишут на  определенную тему: о футболе, хоккее. Гонорарная система.

Штатом не будем заниматься, это  большая ответственность. Попытки были, я хотел сгруппироваться, войти в определенную нишу, но пока не очень получается. Может, меня не поняли, может, я неправильно объяснил, может, еще что-то. Но есть у людей с деньгами   неверие в  то, что специализированное издание имеет перспективу. Все колеблются: нужно или не нужно? Боязнь   существует,  она мешает открыть  что-то новое.  Скорее, что-нибудь лучше закроют, чем откроют. Хотя это не очень хорошо. Ведь спрос – реально существует: в Нижнем Новгороде «Футбол-хоккей» выходит тиражом десять тысяч, «Чемпион» в Ульяновске – тиражом более десяти тысяч.

 

-Почему вы выбрали для специализации издания спортивную тему?

 

-Я вырос на спорте, с детства дружу с ним, хотя более двадцати пяти лет работал в культуре: директором ДК, старшим методистом научно- методического центра по фотоискусству, пять лет – председателем творческого союза фотохудожников и так далее.

Спорт всегда оставался важной темой, потому что именно там я вижу интерес. Сам играл в баскетбол, занимался борьбой, боксом, прошел школу, добился определенных результатов. Ушел в журналистику, работал фотокорреспондентом, в том числе - в «Советской Чувашии» четыре или пять лет, в  центральных газетах публиковался. Для спорта всегда находил время и место.  Работал  в других регионах – в Иркутской области, с Москвой много лет сотрудничал. Видел, что там выходят популярные спортивные издания, хочу, чтобы и здесь такие же выходили.

Не думал, что займусь издательским делом, начну развивать спортивную прессу - «определенную область в сфере журналистики». Но ее надо развивать. И хорошо, что в Чувашии она развивается: появились телевизионные каналы, трансляции со спортивных матчей,  программа «Секундомер», много других программ. Постепенно находятся люди, которые делают это дело, их надо поддерживать. Считаю, спортивная журналистика  начинает развиваться в Чувашии.

 

-Вы  -  организатор  фотоэкспозиций.  Расскажите о них.

 

-По поводу выставок скажу так: я провожу их постоянно.  В 2003 году  была  выставка «Динамический аспект» в Художественном музее,  потом, в 2004 году – еще одна… 

Выставочной деятельностью занимаюсь давно. Каждая выставка – творческий отчет. Показываешь лучшие работы, которые снимаешь в процессе репортажных съемок.  Естественно, готовишься,  стараешься,  это  позитивно влияет  на развитие творчества вообще.

У меня есть выставка ко Дню победы. Она не раз экспонировалась,  но постоянно пополняется новыми работами:  на протяжении многих лет каждый раз в День победы я снимаю. Дух победы мне близок: эмоциональный подъем -  очень интересное состояние с точки зрения психологического  исследования человеческой сути, это очень интересно. Много эмоций проявляется - и слезы, и радость. В День победы ветераны всегда эмоционально на все реагируют. С ними - сопереживаешь, вспоминаешь.

Я родился через десять лет после Победы. В Чернигове, где  жил, помню, мне не разрешали бегать по полю: я хотел, но мне не позволяли, ругали, потому что поля были  заминированы, дети  лазили в траншеи, находили оружие и  взрывались. Меня не отпускали, я плакал.

Отец тоже воевал, с японцами. У него был друг, который пять лет провел в концлагере, он всегда  плакал в День победы, ничего не говорил. Смерти  видел, как сжигали живьем: он был ребенком, его спасли - закопали в яму, сверху засыпали. Всех сожгли, дети остались. Он вспоминал, у него слезы катились.

День победы – лучший праздник для души, духовности, возрождения,  патриотических чувств.

 

-Пленочная фотография  лучше  или цифровая?

 

-Для меня нет понятия цифровая, нецифровая, аналоговая. Вижу всегда цель, ставлю творческую задачу. Если можно применять и то и другое, снимаю и тем и другим. Спорт  лучше снимать на пленку, потому что цифровая камера не всегда срабатывает точно, не всегда передает фон, который должен быть смазан. А вообще для творческого человека нет разницы, он должен владеть и цифровой, и аналоговой, и пленочной фотографией, главное назначение техники - облегчить творческий труд.

Цифровая во многом упрощает работу. В основном, снимаю на камеру «Пентакс», к ней объективы российские подходят, крепления,  длиннофокусные пятисотники, «Зумы» - вся профессиональная техника основана на объективах, фильтрах, камерах. «Цифра» тоже идет с фирмой «Пентакс».

 

-Что  фотографируете с большим интересом?

 

-Интересуюсь и концептуальным искусством, и портретной фотографией, и репортажем, и пейзажем. С  туристическими походами я был на Дальнем Востоке,  Байкале,  Черном море, снимал пейзажи, красоты невероятные. Фотографировал Дальний Восток, Камчатку – с превеликим удовольствием, взахлеб снимал пейзажи.  Был в Магадане, рыбачил в Анадыре,  делал снимки во Владивостоке, в Астрахани, Питере. Всюду  стараюсь снимать городской пейзаж, репортажи.

 

 

-12 мая вам исполняется  пятьдесят лет. Где будете отмечать?

 

-Хочу провести творческую встречу в Национальной библиотеке, в галерее «Серебряный век», часов в пять. Они меня давно пригласили, потому что я постоянно выставляю у них свои работы. Провел в Художественном музее  две выставки, в «Сурпане», галерее современного искусства…Приглашают, не знаю, почему. Отказать  - не могу.

 



13 апреля 2005
00:00
Поделиться