Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

«Чувашия - моя вторая родина"

«Чувашия - моя вторая родина"

Эвакуированные дети в Чувашии

в годы Великой Отечественной войны

(по документам Архивного фонда Чувашской Республики)

 

Война и дети… Сочетание это несовместимо и жестоко по своей сути. Однако в критические, переломные периоды истории нашей страны именно в отношении к детям и проявлялись лучшие черты российского народа – милосердие, любовь к ближнему, самоотверженность и готовность придти на помощь.

К чужим как к своим – так можно охарактеризовать чувства жителей Чувашии, принявших во время войны около 27 тысяч детей, эвакуированных из оккупированных и прифронтовых районов страны.

Русские, украинские, белорусские, латышские, литовские, еврейские...дети в возрасте от 3 до 17 лет в самые страшные для себя годы нашли приют в маленькой национальной республике.

Именно об этом необходимо вспоминать сегодня, когда вновь пылают национальные конфликты, когда тысячи детей становятся сиротами, когда переполнены детские дома, когда уровень  нравственности позволяет родителям отказываться от своих детей.

Может быть, эти уроки истории помогут нам в поиске нашей национальной идеи. К чужим как к своим…

Данное выступление подготовлено на основе документов Архивного фонда Чувашской Республики.

В фондах переселенческого отдела СМ ЧАССР  собраны сведения о жизни эвакуированных детей в Чувашии.  Сотрудниками государственных архивов ведется постоянная, планомерная работа по сбору «устной истории» среди участников событий военных лет.

Великая Отечественная война вынудила жителей оккупированных районов покинуть родные места, тысячи были эвакуированы в глубокий тыл.

С первых дней войны Чувашская автономная республика начала прием эвакуированных.

9-10 июля 1941 г. бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняло постановление «О размещении эвакуируемых в Чувашскую АССР детей и инвалидов войны», в котором отмечалось:

«1. Ильинский дом отдыха УДОС и ВЦСПС и помещение Чебоксарского городского пионерского лагеря (с. Ильинка) отвести для размещения детей работников Московского областного и городского комитетов ВКП(б);

2. Помещение Каршлыхского детского санатория отвести для размещения детей работников Совнаркома РСФСР;

3. Мариинско-Посадский детский дом отдыха Горьковской Коопинстрахкассы отвести для размещения детей московских скульпторов;

4. В помещении Республиканского пионерского лагеря открыть детский дом на 150 чел. детей;

5. Кувшинский дом отдыха Коопинстрахкассы отвести под дом инвалидов войны».

Из информации первого секретаря Чувашского обкома ВКП(б) И.М. Чарыкова,  13 декабря 1941 г.: «Первый эшелон с эвакуированным населением в Чувашскую АССР прибыл из Западной Украины 1 июля 1941 года. Для приема эвакуированных к прибытию эшелона были приготовлены общежития, столовые, баня, а для перевозки их имущества и самих эвакуированных со станции в город - автомашины...».

На 1 января 1942 г. в республике насчитывалось 17085 эвакуированных детей в возрасте от 3 до 17 лет, из которых  16380 детей прибыло с родителями.

Детей школьного возраста было 7600 человек, по национальному составу: русских – 6614, евреев – 814, украинцев – 183, эстонцев – 175, латышей и литовцев – 102, белорусов – 49, других национальностей – 58 человек.

У эвакуированной ленинградки Сапожниковой, жившей в д. Верхнее Тимерчеево Комсомольского района, пропало грудное молоко, ее ребенка выкормила своей грудью местная жительница – чувашка.

Помимо приема эвакуированных, наша республика осуществляла и функции транзитного пункта для проезжающих в другие регионы.

Из воспоминаний председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР в годы войны З.Андреевой:

«В 1941 г. глубокой осенью подошел к пристани Чебоксары пароход с эвакуированными детьми из Ленинграда. Пароход дальше идти не мог, т.к. толщина льда не давала возможности пароходу пробиваться дальше, да к тому же дети не были одеты для холодов. Президиум Верхсовета кликнул клич и женщины города организовали сбор одежды для детей по городу... Большая общественница, заслуженный врач Чувашской АССР, врач-педиатр Арзамасова отстаивала и отхаживала детей, пострадавших от войны. Умирала в больнице девочка, эвакуированная, с открытым туберкулезом легких. Клавдия Александровна, доставая из детской столовой питание, добиваясь для нее путевки в местный Чуварлейский санаторий, поставила ее на ноги...».

Ленинградские дети (900 человек), о которых говорится в этом воспоминании, направлялись в Уфу, но из-за наступивших холодов они были вынуждены остановиться в Чебоксарах, где прожили 40 дней (до 9 декабря). Здесь они подружились с местными пионерами и школьниками. Со своим кружком самодеятельности  выступали в госпиталях № 6 и при трахоматозном институте г. Чебоксары…

С таким же гостеприимством встречали проходящие эшелоны с эвакуированными детьми и в других городах и станциях республики.

В конце 1941 г. на ж/д. станции Канаш был организован пункт питания для проезжающих эвакуированных. Особенное внимание обращалось на ленинградцев: их осматривали медицинские работники, кормили горячим обедом, выдавали сухой паек на дальнейшую дорогу.

12 января 1942 г. Совнарком Чувашской АССР получил телеграмму уполномоченного по эвакуации детей из Ленинграда Ломакина: «Благополучно прибыли в Молотовскую область Кунгурский район. От детей и работников выражаю глубокую благодарность за братский прием и проводы Совнаркому, Наркомздраву, Горкому и другим организациям. Прошу благодарность поместить в Вашу газету».

Заботу и ласку получали эвакуированные дети  в детских домах.

На 1 февраля 1944 г. в республике функционировало 12 детских домов. Один из них размещался в с. Ишаки Чебоксарского района.  В августе 1943 г. сюда были эвакуированы дети из трех детских домов Ленинграда: № 73 Невского района, № 9, № 43 Выборгского района…

Из воспоминаний Валентины Феофановой: «Наш детский дом № 43 находился на Охте, это было пятиэтажное здание на берегу Невы, когда бомбили и бомбы падали в Неву, наш дом качался, содрогался».

Из воспоминаний В.И. Федотова: «Нас увозили из Ленинграда ночью, на большом военном корабле. Почему я помню, что на военном? Когда плыли на Ладоге, был полет самолетов. С корабля по ним били зенитки. Мы испугались, хотя и привыкли уже к обстрелам, налетам… Многие плакали, еще там, на причале. Самых маленьких моряки несли на руках. Причал был высокий, на сваях. А между досок щели, ну в два-три пальца шириной. Казалось, что вода далеко-далеко внизу, а щели казались большими…»

Л. Дороненко запомнилась дорога в поезде: «Поезд  часто обстреливали, бомбили. На какой-то станции, кажется под Тихвином, поезд тронулся очень резко. Наверное, чтобы скорее уйти со станции, от бомбежки... Поезд пришел на станцию г. Чебоксары ночью. Нас по 5-6 детей сажали на подводы. До сих пор помню ту ночь. Поразила тишина. Тихо, ни бомб, ни снарядов. Небо то и дело полыхает, будто стреляют далеко, а не слышно. «Разве и тут война?» – спрашиваю. Возница объяснил: «Это не война. Это рожь поспевает. А когда пришло время ей поспевать – на небе зарницы светят».

В Чувашии ребята привыкали к мирной жизни, но и здесь было трудно, голодно и холодно.

Из докладной записки отдела по хозяйственному устройству эвакуированного населения СНК ЧАССР от 14 декабря 1943 г.:

«В Ишаковском детском доме размещено 110 детей школьного и дошкольного возраста... Одну четырехлетнюю девочку Морозову местная колхозница взяла на воспитание. Дети размещены в двух зданиях. Помещения по-настоящему к зиме не утеплены... В октябре-ноябре были перебои в снабжении продуктами. Со стороны директора нет должной заботы о своевременном получении продуктов питания. Молоко получают аккуратно. Кормят воспитанников три раза в день, но следует отметить, что пища однообразная, невкусная, иногда бывает без жиров...».

По итогам проверки состояния Ишакского детского дома Совнарком Чувашии принял решение сменить его директора В.И. Андреева.

С марта 1944 по август 1948 года Детским домом руководил демобилизованный инвалид войны Василий Ефимович Сорокин.

Жизнь детдомовцев во многом зависела от помощи местных жителей. 7 марта 1942 г. труженики колхоза «Трактор» Чебоксарского района обратились к населению республики: «…Немалое количество эвакуированных, а также потерявших своих родителей. Наша святая обязанность заключается в том, чтобы окружить этих детей материнской лаской и заботой… Мы берем шефство над эвакуированными и над детским садом. Ежедневно мы будем выделять для нужд детсада по 30 литров молока, 60 штук яиц. Каждый колхозный двор обязался вырастить по одной курице для детсада. Кроме того, мы обеспечим детсад овощами и картофелем, а также дровами…».

Из справки секретаря Чувашского обкома ВКП(б) Т.А. Ахазова,  от 3 октября 1942 г.:

«…Почти каждое эвакуированное детское учреждение имеет подсобное хозяйство. Детсад Московского Научно-исследовательского института автотракторной промышленности имеет в своем хозяйстве лошадь, на площади 1 га земли засеял картофель, огурцы, морковь, лук и другие овощи. Детский сад № 6 при заводе № 654 имеет двух поросят, 4 га земли. Хорошее подсобное хозяйство имеет детучреждение № 63:  15 кроликов, 9 голов свиней, 17 кур, 1 лошадь, оно обеспечило себя из своего хозяйства на всю зиму картофелем и другими овощами…».

Для эвакуированных детей, вынужденных прервать обучение в родных местах, возобновились школьные уроки.

«Каждый урок в школе теперь проходил сразу для двух групп учащихся, – вспоминает выпускница Ишакской средней школы Р. Алфер. – Учительница поочередно объясняла предмет каждой группе на русском и чувашском языках. Когда было темно, зажигали лучины, коптилки из ваты. Писали углем или самодельными чернилами. Чернила приготовляли из дубовых шишек». Местные ребята учились русскому языку, а новички приобщались к чувашскому.

Так прошло детство эвакуированных детей. Так они жили до наступления долгожданного Дня Победы.

Из воспоминаний директора Ишакского детского дома В.Сорокина:

«Узнав добрую, долгожданную весть, ребята от радости начали кричать, плакать, восторгаться, наперебой спрашивать, когда поедут домой… Сразу собрались на торжественную линейку, состоялся импровизированный концерт, на котором дети читали стихи, пели песни, водили хороводы, танцевали всем коллективом. Ликованию не было конца. Быстро организовали воспитанникам баню, а вечером им устроили торжественный ужин».

В 1946 г. был брошен клич: «Ленинград собирает своих детей!». Большая часть воспитанников возвратилась в родной город.

Количество воспитанников в детских домах уменьшалось. Ишакский детский дом существовал до сентября 1948 г.

В связи с уменьшением контингента детей 73 воспитанника были переведены в Калининский детский дом Вурнарского района Чувашской АССР. Отсюда воспитанники направлялись для получения образования в различные училища и школы фабрично-заводского обучения.

Из информации Совнаркома Чувашской АССР в исполком Ленинградского областного Совета об организации возвращения эвакуированных граждан к прежнему месту жительства от 25 августа 1945 г.:

«Первый эшелон был отправлен 6 июня 1944 г. Большинство эвакуированного населения из Ленинградской области возвращено к месту прежнего жительства в организованном порядке, с эшелонами... Гражданам разрешалось захватить с собой имеющийся у них в запасе хлеб, картофель, овощи и наличность скота. Мы учитывали, что они возвращаются в такие места, где немецкими оккупантами все разорено… Эшелон с реэвакуированными гражданами в Ленинградскую область в июне 1945 г. отправился, имея в вагонах: коров - 15 голов,  свиней - 14 , коз - 131,  овец - 7, кроликов - 15, кур - 89, груза (картофель, мука, другие вещи) - 104,5 т...

Последний эшелон намечен к отправке 27 августа 1945 г., и в нем всего должно быть 435 человек, но некоторые семьи от выезда в настоящее время отказываются... После отправления этого эшелона можно считать, что реэвакуация в Ленинградскую область по Чувашской АССР в основном закончена».

«Где вы, воспитанники детского дома?» Под таким заголовком 29 января 1985 г. в газете «Вечерний Ленинград» была опубликована заметка с просьбой, чтобы воспитанники Ишакского детского дома откликнулись и сообщили о себе. В июне 1985 г. состоялась их встреча в двухэтажном здании детдома с. Ишаки. Они поделились своими воспоминаниями:

«С периодом пребывания в Ишакском детском доме и учебой в средней школе у меня связаны самые теплые, самые сердечные воспоминании. В суровые годы войны мы, дети блокадного Ленинграда, нашли приют и заботу в этом заветном уголке Чувашии. Добрые заботливые руки, которым доверили воспитание детей, выпестовали, вскормили и вырастили нас полезными Родине людьми…» (А.Д. Шухгардт).

«Меня приютила местная колхозница Елена Алексеевна Овчинникова. Я постоянно чувствовала ее материнскую заботу и ласку. Время было трудное. Много приходилось работать в колхозе и дома… В 1956 г. учителя помогли разыскать моих родителей и я вернулась к ним в Ленинград… Чувашия – моя вторая родина. Большое спасибо всем за заботу и ласку» (Т.В. Богданова).

Приходят письма подобного содержания и в государственные архивные учреждения республики. В 1997 г. в Центральный госархив Чувашской Республики (ныне – РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики») обратилась В.Н. Мусатова с просьбой выслать архивную справку о пребывании в Чувашии в годы войны. Вместе с заявлением в конверт было вложено письмо-обращение:

«Я обращаюсь к Вам, милые, добрые люди, которые спасли жизнь нам – ленинградцам во время Великой Отечественной войны... На протяжении всей жизни в моей памяти осталось пребывание в деревне Нижний Ирзей Ювановского сельсовета. Мне очень хочется, чтобы Ваши молодые люди знали, какими чуткими были их родные бабушки, дедушки и родители, сколько добра и внимания они уделяли нам, молодым. Учили нас работать (косить траву, жать зерновые, заготавливать ваши дубовые дрова). Таких людей за всю свою жизнь я не видела никогда. Солнышко только появлялось на небе, все колхозники шли на работу и находились в поле до заката. Обедали в поле одной семьей, кушали все вместе из одного блюда, и как приятно было все это видеть…».

Подобные свидетельства доброты и милосердия нашего народа в комплексе с ретроспективными документами бережно хранятся и широко используются государственными и республиканскими архивными учреждениями Чувашии в деле воспитания подрастающего поколения. Стали традиционными школьные уроки истории, встречи учащихся с ветеранами войны, экскурсии по выставкам архивных документов, организованные архивистами республики. К 60-летию Победы организован цикл мероприятий, объединенных в общественную акцию «Память о прошлом в сердцах молодежи».

Сотрудники архивных учреждений стремятся не только обеспечить сохранность, но и пополнить республиканский Архивный фонд новыми документами. С этой целью налаживаются связи с потенциальными держателями личных архивов. В апреле 2004 года в Центральном государственном архиве общественных объединений Чувашской Республики (ныне – РГУ «Госархив современной истории Чувашской Республики») состоялась выставка документов «Не хочу, чтобы была война…», посвященная детям военной поры. После открытия выставки состоялась встреча детей военной поры «Столько лет спустя», участниками которой были и дети эвакуированного блокадного Ленинграда. Во время встречи на госхранение были переданы документы директора Ишакского детского дома В.Е. Сорокина (1922-2003). Их передала его вдова Людмила Ивановна Сорокина (Дороненко), воспитанница этого детдома. Хотя личный фонд В.Е. Сорокина в данный момент находится на стадии описания, тем не менее, большое количество этих документов было использовано при подготовке этого выступления.

 

Н.Андреева, 
главный специалист  РГУ «Госархив современной истории ЧР»
О.Игнатьева, 
начальник отдела государственных и муниципальных архивов Минкультуры Чувашии
Тел. (8352) 42-05-53, 42-08-80

Картина - художника Нины Алимасовой (Чебоксары)

 

 

 

 

 

 

 

 

 



08 апреля 2005
00:00
Поделиться