Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

НЕ ОБОРВАТЬ БЫ ПАМЯТИ НИТЬ

В перерыве между занятиями на крыльце проф-училища толпятся ребята. «Кто такой Александр Матросов?» — спрашиваю. Парни пожимают плечами. «А о 28 героях-панфиловцах тоже не слышали?» — «Не слышали». Те же вопросы задаю молодым продавщицам райповского магазина. На лицах растерянность. Пожилая покупательница заметила: «Откуда им знать? Они живут в другое время».

Дорогие наши ветераны.

Со схожей ситуацией столкнулся я и в средней школе, что в микрорайоне Коновалово. Восьмиклассники не знают ни про Матросова, ни про Гастелло, ни про Зою Космодемьянскую. Только одна девочка при упоминании о Великой Отечественной войне вспомнила имя маршала Жукова.

Как ни странно, даже некоторые преподаватели профучилищ, техникумов, относящиеся к среднему поколению, мягко говоря, не блещут знаниями об истории Великой Отечественной войны, о выдающихся военачальниках. «Кем был Доватор?» — спросил я у знакомого преподавателя физкультуры. «Из Чечни, наверное, какой-нибудь боевик», — сразил он меня ответом.

Может быть, молодежь знает хотя бы о своих земляках, погибших за Отечество? Во многих селениях есть улицы, названные в честь уроженцев, павших на фронте. Одна из улиц деревни Ящерино, например, носит имя Горбуновых. Ушли на войну братья Петр, Павел и Василий. И все трое сложили головы. Где они сражались? Какие заслужили награды? Какой бой был для них последним? Об этом ни в деревне, ни в райвоенкомате, ни в краеведческом музее не знают. Не сохранились и фотографии погибших солдат.

Из семьи Трифоновых, живущей в деревне Тинсарино, на фронт ушли четверо братьев — Федор, Яков, Иван и Петр. Все, кроме Якова, пропали без вести. Где воевали, где, возможно, сложили головы — тоже никому неизвестно. Деревенские старики их еще помнят, а вот молодежь уже мало интересуется, кто из земляков не вернулся с войны. Понятия о них не имеют, к примеру, школьники, живущие в поселке Спиртзавод, с которыми я встречался. Если б не старания бывшего старосты Николая Григорьевича Сусанина, то и улицы Трифоновых в Тинсарине, наверное, не было бы. Это он обивал пороги кабинетов, чтобы увековечить память земляков.

Почему же молодые так глухи? Виноваты в этом и мы, взрослые. Зачастую сами недорабатываем. Нужны постоянные воспитательные усилия, и интерес к нашей истории у детей пробудится.

Педагоги Тогаевской восьмилетки дали ребятам задание — подготовить рефераты о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной, записать воспоминания сельчан о них. Очень интересные сочинения представили Надя Журавлева и Володя Саймулов. А им есть что рассказать о своей родне. Когда началась война, семеро из рода Закамских ушли на фронт. Одна за другой начали приходить похоронки. Глава семьи Александр Фадеевич погиб под Ржевом, старший сын Алексей, подрывник, попал под пулеметный огонь у города Припять. В первом же бою погиб Константин, артиллерист. Его сестра Александра прошагала всю войну с санитарной сумкой за плечами. Их дядя Михаил погиб под Сталинградом. Еще два брата, Василий и Георгий, вернулись живыми, но прожили недолго — сказались ранения. По крупицам собирала сведения о своих погибших родственниках дочь Василия Альбина. Хорошо, что есть такое энтузиасты. Школьники с большим вниманием слушают ее рассказы о воевавших земляках. Кстати, рефераты ее внука и внучки попали в электронную память информцентра при районной библиотеке.

Увы, эти примеры не так многочисленны, как хотелось бы. Более типично иное. Нет деревни, уроженцы которой не участвовали бы в войне, многие из них не вернулись. Но о том, как правило, знают лишь пожилые люди. Как донести их рассказы-воспоминания до юного поколения? Кто окажет в этом содействие? Школа? Энтузиасты-краеведы? Сельская администрация? Военкомат?



"Советская Чувашия"
07 апреля 2005
00:00
Поделиться