Главный спектакль года
![](http://www.sovch.chuvashia.com/mk/70.jpg)
Командовал парадом "экспериментатор" Валерий Проворов, и обещанное им необычное шоу оказалось действительно кое в чем потрясающим. При виде того, что открывалось сразу при входе в фойе - обнаженные и посеребренные с ног до головы три дивы из творческой мастерской известного в Чебоксарах фотомастера А. Осадчего, - у театральной публики округлялись глаза. Но другое новшество "занавеса" - торжественное появление коллективов театров, их подъем по высокой беломраморной лестнице, проход мимо зрителей, приветствия, улыбки - было принято единодушно на "ура". И как бы вернуло чуть не потерянное театром из-за обнаженных прелестниц достоинство.
Легко и незаметно пролетела основная часть праздника. Сначала в зале, где оглашались имена номинантов, проходило награждение, принимались поздравления, звучали ответные слова благодарности и выступали добрые клоуны из Мим-театра "Дождь". А потом в фойе, где от Галатей-Афродит остался уже лишь постамент, участниками концертно-развлекательной программы стали и поющие артисты, и танцующие зрители. И если к самой последней части веселья - творческому банкету - были приглашены лишь виновники торжества и близкое к ним окружение, то уж оторваться на дискотеке мог вволю всякий, кому хотелось заразиться радостью.
Приветствуя собравшихся в зале служителей Мельпомены, руководитель Администрации Президента ЧР министр культуры республики Петр Краснов выразил им слова благодарности за нелегкий труд, талант, преданность делу и самоотверженность. А потом добавил, что жизнь - это тоже театр. (Да. Вот так и живем, подпитывая друг друга. Жизнь во всем ее многообразии - сцену, а сцена нас - силой духа, правды, юмора и красоты). И выразил надежду на появление в репертуаре театров новых интересных и актуальных постановок. Сказанное было встречено аплодисментами.
Не было на вечере нашего театрального аксакала, председателя СТД и председателя жюри конкурса "Чентерле чаршав" народного артиста СССР Валерия Николаевича Яковлева. (Он сейчас в Москве, работает в жюри российского театрального фестиваля "Золотая Москва"). Но зато его детище - оригинальный (и спорный среди зрителей и критиков!) по замыслу, постановке и оформлению спектакль "Морозное дыхание метели" - победило в главной номинации конкурса - "Лучший спектакль года".
И не только. Две актрисы, занятые в нем, тоже среди победителей. Правда, в паре с двумя актрисами русского театра. Номинация "Лучшая женская роль" поделена между Елизаветой Хрисанфовой - Любкой из "Метели" - и Ларисой Родик, исполнительницей роли Ольги Книппер-Чеховой в спектакле "Тоска по Чехову". А номинация "Лучшая актерская эпизодическая роль" - между Надеждой Кузьминой - собака Стрелка в "Метели" - и Людмилой Котельниковой - Галчиха в спектакле "Без вины виноватые".
Увы, не заслужил награды Сергей Иванов из Чувашской драмы, исполнитель роли немца Отто в комедии "Как бы не так". Актер он потрясающий, а уж в этом образе просто купается, доставляя огромное наслаждение зрителю. Но, с другой стороны, Василия Павлова, артиста ТЮЗа, тоже претендовавшего на номинацию "Лучшая мужская роль", исполнителя роли Соседа в "Очень простой истории", ну тоже никак нельзя было не отметить. Роль психологическая, тонкая (как и сама пьеса) и требует большого мастерства и отдачи. В общем, в номинации "Лучшая мужская роль" Василий Павлов победил по праву. Ну а у Сергея, будем надеяться, все впереди.
Специальной премии в номинации "Лучшее исполнение партии в музыкальном спектакле" удостоен ветеран сцены, солист оперного театра Василий Васильев. Награду он получил за Юродивого в спектакле "Борис Годунов". На эту оперу в нашем театре стоит сходить только ради того, чтобы послушать Василия Васильева. Да еще восхититься оформлением спектакля, которое мастерски сделал главный художник Валентин Федоров, - почти иконопись, готические витражи, "золоченый" трон и прочее старинное убранство - все выдержано в академических традициях. За эту работу художник и удостоен премии в номинации "Лучшая сценография".
Лауреатом премии в номинации "Лучшее музыкальное оформление" назван композитор Андрей Галкин, "озвучивший" спектакль "Три поросенка" в кукольном театре. И это вполне логично. А вот оценка жюри в номинации "Лучшая драматургия года" вызвала у завсегдатаев чувашских театров некоторое недоумение. Присудили ее не известному драматургу Николаю Сидорову, а только начинающему Алексею Зайцеву за пьесу "Окрыленные не падают" в ТЮЗе. Пьеса, конечно, неплохая, и даже очень схожа с классикой, с "Ялта". Но ведь у Сидорова-то такая хорошая пьеса не одна...
...Аналогичные театральные конкурсы проходят и в других республиках. Думаю, что рассказ журналистки Наталии Говоровой, участвовавшей недавно на заседании жюри "Йошкар-Олы театральной", будет в контексте материала об итогах "Чентерле чаршав" вполне уместен.
Жюри марийского конкурса собирается в течение театрального сезона как минимум шесть-семь раз. Жюри обсуждает все премьеры театральных коллективов. Для чего это делается? Да худсоветы театров предлагают какую-либо одну из своих спектаклей на участие в номинации "Лучший спектакль года", а вот жюри может, если оно не согласится с предложением театра, отобрать на участие в конкурсе и любую другую премьеру. Таким образом исключается необъективность худсоветов.
Точно так же жюри "Йошкар-Олы театральной" поступает с соискателями и в других номинациях. В результате талантливые люди, которых "не видят" в их родных коллективах, могут быть замечены беспристрастным жюри. Кстати, в его составе ни одного представителя театров. Члены жюри в течение сезона высказывают свои мнения об увиденных премьерах на страницах СМИ и даже организуют дискуссии со зрителями.
27 марта, в День театра, как и в Чебоксарах, там чествовали победителей в актерских номинациях, им были вручены денежные призы. Лучший спектакль сезона получил только символический приз. Однако, как мне удалось понять, этот символический приз ценится ими гораздо выше денег.