М.МАТРОСОВ: «ТИТУЛ «КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ» КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ»
Матросов Максим Юрьевич, директор республиканского учреждения культуры «Дирекция культурных программ»
-Вы только что приняли участие в заседании рабочей группы по подготовке и проведению очередного джазового фестиваля «Чеба». Как идет подготовка?
-Сейчас идут переговоры с Фондом «Культурная столица Поволжья» об оказании нам содействия в проведении «Чебы» - под этим традиционным названием фестиваль известен в стране уже лет пятнадцать, даже больше. Нынешняя «Чеба» – пятая по счету, она пройдет в ЧПЗ «Элара» в середине апреля и будета поддержана приглашением либо зарубежных музыкантов, либо лауреатов международных конкурсов.
-То есть, концепция нынешнего фестиваля меняется?
-Зритель постоянно требует новизны. Потому обсуждаются и сравниваются несколько вариантов концепции фестиваля.
Есть вариант традиционный – создать чисто джазовые концертные программы, пригласив не только титулованных, но и талантливых, перспективных, еще малоизвестных молодых исполнителей. В частности, имеется предложение поработать с сетью городов – «культурных столиц» Поволжья. В Ульяновске, Нижнем Новгороде, Ижевске существует много джазовых клубов, где есть молодые музыканты, которым интересно показать себя на других площадках.
Есть вариант с реконструкцией стереотипа – включить в программу авангардную новую музыку, не только джазовую.
Еще вариант – использовать в программах этническое творчество, ведь джаз изначально появился из мелодий афроамериканцев, это в основе своей этнический продукт.
Но, главное, чтобы фестиваль оказался концептуально содержателен и интересен самым разным зрительским слоям, прежде всего – молодежи, чтобы он способствовал развитию музыкального искусства, творчества вообще, позволил выгодно позиционировать Чувашию, Чебоксары как регионы активного инновационного поиска.
Мы можем на базе такого фестиваля посмотреть модель будущего марафона культурных событий. По замыслу организаторов, в Год сети культурных столиц каждая из них готовит свою программу.
Фестиваль «Чеба» - часть чебоксарской программы.
В ее формировании есть разные подходы. Ведь, если вдуматься, «международный» означает – фестиваль «между народами». Это понятие вовсе не обязательно должно быть связано с зарубежьем и только с зарубежьем. Можно пригласить титулованного корифея из Парижа, но во сколько это обойдется и что даст, чем обогатит, если он сыграет только то, что играет на Монмартре и что записано на известных дисках? А ведь в нашей Российской Федерации - десятки народов, у каждого - свои молодые композиторы, исполнители, интересная музыка, о которой мало кто знает. Строго говоря, понятие «международный фестиваль» не лимитировано географическими границами, а означает, прежде всего, культурный обмен между представителями разных наций. Между музыкантами, которые играют свою этническую музыку - она всегда разная и интересная - и публикой.
В Чебоксарах есть проекты, которые еще не были продемонстрированы, но могут быть использованы на фестивале. Тот же столь традиционный для джаза инструмент, как саксофон, интересно звучит в сочетании с народными инструментами, ансамблем камерной музыки – возникают очень интересные интонационные комбинации. Произведения, которые играются в таком инструментальном составе, еще не были показаны на большой сцене республики.
Задача фестиваля – открыть шлюзы, показать, что на авангардное, новое музыкальное творчество есть спрос. Это важно для Чувашии: идеи и в искусстве, и в бизнесе имеют одну природу. Новации в искусстве, как правило, стимулируют экономическое развитие.
Между народами всегда происходит активный культурный обмен, ведь у каждого этноса - свое понимание гармонии, музыки, специфические способы ее переработки, и можно только порадоваться тому, что есть интерес к музыкальному направлению, язык которого понятен всему миру. Джаз - явление наиболее гибкое и доступное для понимания всеми.
Концерты джаза, которые проходили в Чебоксарах, доказали, что музыка, сделанная в Швейцарии, Америке, Нидерландах, хорошо понятна нашей публике.
С другой стороны, программы проекта «Вокзал» открыли чебоксарской публике огромное количество современных коллективов, играющих хорошую музыку, у которой порой еще нет жанрового определения. Аналогов такого искусства нет ни на радио, ни на телевидении, потому что это не попса, не коммерческая музыка. Появилась новая традиция: интересные, думающие музыканты приезжают в Чебоксары, чтобы показать свое новое творчество. На основе «вокзального проекта» в регионе возрос интерес к музыке вообще, люди стали ею интересоваться, искать и слушать диски, задавать новые вопросы. Молодые музыканты стали объединяться в группы, пробовать новое: увидели, что обходясь малыми средствами можно создавать хорошие вещи, даже шедевры.
Во время действия чебоксарской программы «Вокзал», по-моему, ни в одном другом городе Поволжья не появилось с концертами такого количества интересных групп из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Эти группы высоко котируются, известны продвинутой молодежи, находятся в точке своего роста, создали ряд уникальных музыкальных произведений, демонстрируют их, развиваются дальше. И наблюдать за их творческим ростом становится очень интересно, потому что они стремятся обходить те штампы, которые все привыкли видеть и слышать по телевидению и радио.
Например, в январе прошлого года группа Алексея Айги выступила в Театре оперы и балета в Чебоксарах с программой, не похожей ни на чью, она заинтересовала многих. Прозвучала музыка Алексея Айги к популярным художественным фильмам. Люди «увидели» просто другую музыку, так называемый «минимализм». Один концерт значительно раздвинул горизонты восприятия.
-Приедет ли группа Алексея Айги или он один в качестве скрипача – солиста на «Чебу»?
-Сейчас будем прорабатывать программу и искать разные варианты. Надо понимать, что такие музыканты достаточно заняты и найти окошко в их расписании - тяжело. Но попробуем.
-Как вы оцениваете раскрутку нового крупного интернет-проекта «Культурный провайдер Чувашии»?
-После презентации проекта сделаны важные шаги, нацеленные на усиление культурной экспансии в республике. Издан приказ министра П. Краснова о развитии портала «Культурный провайдер Чувашии». Работа ведется.
В настоящий момент портал опирается на разные структуры.
Организационно, идеологически, информационно он поддерживается Минкультуры ЧР. Министерство по своему прямому предназначению должно работать прежде всего с государственными учреждениями, но в то же время стремится налаживать контакты и с негосударственным сектором - самодеятельными творческими союзами, объединениями. Ясно, что бюджетные средства лимитированы и не позволяют поддержать сразу всех. Потому Мининстерство активно способствует созданию и развитию портала, рассматривает его как важный инструмент развития всех сегментов культуры Чувашии.
Рабочая поддержка портала обеспечивается Республиканской дирекцией культурных программ: появился специалист, который занимается его редактированием.
Важная рабочая поддержка обеспечивается и предприятием, осуществившим проект – ООО «Интерсервис». Проект, кстати, является победителем прошлогоднего конкурса на гранты Президента Чувашии Н. Федорова.
-Какие новые сайты на подходе?
-Вскоре на портале появится сайт театра кукол, сайт русского драматического театра, дома народного творчества: они будут размещены на портале, иметь каждый свое отдельное доменное имя.
-Как бы вы определили модель портала «КПЧ»?
-Портал - открытая информационная площадка для демонстрации новых электронных продуктов культуры: выставок, форумов, публикаций молодых поэтов, писателей.
Если у человека нет доступа к интернету дома или на работе, это вовсе не значит, что он должен быть исключен из мирового художественного процесса.
Портал позволяет каждому творческому человеку найти свое местечко в большом информационном потоке, не вкладывая больших средств.
Модель портала основывается на понимании реальности: наши творческие люди еще не столь богаты, не все имеют финансовые возможности для создания на ровном месте, с нуля, собственного раскрученного сайта. А всем вместе реализовать такой проект проще.
Главная целевая функция портала – помочь людям с невысокими доходами. Новый сервис направлен на то, чтобы любая творческая единица Чувашии могла с помощью «КПЧ» рекламировать свой культурный продукт, продвигать его к людям, потребителям, покупателям.
Портал хорошо оснащен технологически, является технически мощным, он поддерживается Администрацией Президента ЧР, сервер находится именно там. Есть возможность развивать портал, подсоединять к нему большое количество учрежденческих сайтов.
Возможно подключение к нему и сайтов отдельных персон – художников, архитекторов, музыкантов, писателей, поэтов, журналистов, работников театров, людей всех творческих профессий, это абсолютно возможно. Повторю: для всех пользователей, собственников сайтов, работа в интернете на базе «КПЧ» окажется гораздо дешевле, чем при создании сайта с нулевой отметки.
Хотелось бы, чтобы творческие личности приходили к нам, размещали на портале свои работы. Это позволит в сумме обогатить презентационные возможности современного художественного процесса, происходящего в Чувашии, интенсифицировать его.
-Что конкретно должны сделать организация или профессионал, чтобы стать собственником сайта на портале «КПЧ»?
-Они должны обратиться к нам - в Республиканскую дирекцию культурных программ. Мы можем разместить, если есть необходимость, их творческие продукты на портале. Если же у них появится желание создать свой сайт, то мы порекомендуем им обратиться в компанию «Интернетсервис», которая является разработчиком портала: она поможет им разработать оригинальный дизайн и создать полновесные сайты. Стоимость затрат не будет превышать тринадцати – пятнадцати тысяч рублей. Сайты будут поддерживаться дальше: заплатив один раз, организация или человек получат возможность самостоятельно, без посредника, вносить изменения, обновления, им не нужно будет постоянно обращаться в эту компанию.
-Как эволюционирует программа «Культурная столица Приволжского федерального округа»?
-Складывается принципиально новая ситуация в городах, которые в разные годы завоевывали титул «Культурной столицы Поволжья».
Появилось понятие «постстоличное пространство».
Программа «КСП», побывав в разных городах, возбудила в них огромный интерес к культурным проектам и их реализации. Многие люди «почувствовали разницу» и проявили большой интерес в создании собственных проектов.
Сейчас программа «КСП» решила вернуться во все города-столицы сразу, проведя «марафон марафонов». На протяжении недели в том или другом городе пройдут марафоны культурных событий, они будут состоять из грантов, поддержанных между городами, республиками и «КСП».
В нашем регионе объявлен республиканский конкурс на гранты Президента Чувашской Республики. Конкурс открыт для всех жителей Приволжского федерального округа, их творческих организаций.
Экспертный совет конкурса будет находиться в Нижнем Новгороде. Мы не побоялись отдать приоритет в принятии решений совету, в котором - эксперты из разных городов. Думаю, что заявки Чувашии будут оценены объективно и по-достоинству.
«Марафон марафонов» покажет результаты окружной программы, изменения, которые произошли во всех городах, то, на каком уровне выполнены новые проекты, что появилось интересного, насколько это все креативно.
На форуме культурных столиц в июне, на который приедут представители культурных столиц Европы и Америки, идеология программы получит развитие и, возможно, новое направление.
Какое – это будет зависеть от нас, от того, что мы захотим увидеть у себя здесь, в городе и регионе.
-Что вы вкладываете в определение «Культурная столица»?
- Столица – центр притяжения, впитывающий все лучшее, привлекающий самое интересное, наиболее прогрессивное, динамичное, движущееся.
Титул «столицы» ко многому обязывает.
Если город был назван «столицей», пусть на год, важно, насколько столичный лейбл, менталитет, столичные права и обязанности восприняты, осознаны и поддержаны его жителями, административным менеджментом. Все зависит от граждан.
В разных странах есть разные примеры. Некоторые города, оставшись без столичного титула, не оказывают на общество никакого влияния. Но вот, к примеру, Санкт-Петербург, бывший столицей государства до переезда ее в Москву в 1918 году, остался столицей в понимании питерцев, что позволяет городу реально мощно влиять на ход событий в стране.
_________________
фоторепортаж с заседания Оргкомитета "Чебы-2005":