Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Надежда Алферова: "И взрослые играют в куклы!"

Одни признают ее талант без сомнений, другие - с оговорками... Третьи называют "прекрасной клоунессой". Она - клубок противоречий, сочетание взаимоисключающих качеств. Однако любви к ней детей, приходящих в сказку, не отнять. Моя собеседница - народная артистка Чувашии Надежда ­Алферова, всю жизнь посвятившая детям и куклам.

Досье "Сцены"
Надежда Валентиновна Алферова
В Чувашском государственном театре кукол с 1971 года.
Любимые роли: все, а особенно - Волк ("Красная Шапочка"), Шакал и Багира ("Маугли"), Мама Утка ("Гадкий утенок"), Урфин Джюс ("Урфин Джюс и его деревянные солдаты"), Баба Яга ("Талисман"), Король, Пьяница, Лиса ("Маленький принц")...
В 2001 году попробовала себя как режиссер.
Характер непредсказуемый, может быстро и легко рассердиться и так же успокоиться.
Терпеть не может предательства.
Любимая книга: "Три товарища" Ремарка.
Знак Зодиака: Овен.

- Если бы о вас снимался фильм, с какого сюжета­воспоминания он начинался бы?

- Мне кажется, сумасшедшее начало должно быть. Потому что я сама по характеру буйный человек. Так что фильм должен быть динамичным. Не то что веселым, а скачкообразным, скажем. Актерская жизнь такая... И, конечно, первые слова были бы о театре. Он же занимает мою жизнь полностью. Забываешь о семье, о детях... Иногда даже страшно оттого, что дети остаются предоставленными самим себе. Бывает, приходишь домой, вся в своих мыслях. Ребенок что-то тебе говорит, а ты не слышишь. Понимаю, что это плохо, но...

- Говорят, женщина - это книга с бессчетным количеством страниц, прочесть ее до конца невозможно. А вы сколько страниц из своей жизни могли бы раскрыть нашим читателям?

- Совсем немного. Слишком уж бурная у меня жизнь, как вулкан. Я открыла бы спокойные, тихие страницы. А таких очень мало. Все время неспокойно: что-то забыла, что-то не так, чувство неудовлетворенности, мало работы... Всякое бывает. В основном рассказывала бы о работе.

- Других­то интересует именно закулисье, какая вы в обычной жизни... Дома как себя ведете, среди коллег...

- Когда работаешь, появляется динамика. А в обычной жизни более спокойно. Стараюсь не выделяться. Сцена диктует определенное душевное состояние, а дома надо беречь себя для сцены, надо быть спокойнее.

- Вы состоялись как мать - трое сыновей все­таки. Как актриса уж точно состоялись - вас знают и в Чувашии, и в других регионах. Если критически отнестись к себе, как сами оцените свою работу?

- Считаю, что актер никогда до конца не доволен собой. Всегда хочется большего. Когда начинаешь работу над новым спектаклем, ругаешь себя: "Господи, какая я бездарная, ничего не получается!" Потом за что-то зацепишься и говоришь: "Вот это уже интересно". Каждый раз начинаешь с нуля. Иногда смотрю, как другие играют, и восхищаюсь: "Как здорово!"

- Находите время ходить в другие театры, смотреть на работу коллег?

- Обязательно. Это необходимо. Многое для себя открываешь. Недавно с удовольствием посмотрела в Русском драмтеатре спектакль "О любви". Жаль, в Москву в творческие командировки нет возможности ездить... Приходится довольствоваться телеспектаклями. Люблю передачи на телеканале "Культура". Недавно Марину Неелову послушала. Как хорошо она рассказывает... Мне бы так уметь.

- Неужели правду говорят: "Даже если болеешь - сцена вылечивает"?

- Абсолютно забываешь о болячках. Как выходишь на сцену - как будто какое-то включение происходит. И ты - это уже не ты. Сцена сама тебя несет. Мало ли что у тебя дома было или на репетиции, например. Все забывается. Это другая жизнь. Особенно когда зал твой. Когда ты его чувствуешь. Это наслаждение.

- Детей не обманешь. Они самые строгие зрители. Как получается, что ваши персонажи разные? Человек один, голос один...

- Это и есть работа. Находишь изюминку - все получается. А бывает, изюминку не находишь. И страдаешь... Вроде бы знаешь, что "истина где-то рядом", а никак...

- Однажды Валентина Талызина в одном из интервью призналась, что ей было обидно из­за того, что ее не запоминали. Запоминались лишь эпизоды. И кто­то ей сказал: "Не обижайся. Просто ты всегда разная..."

- Себя играть нельзя. Надо быть разной. Талызину я тоже видела. Однажды она рассказала: "Мне режиссер говорит, что я не очень сексуальная, да и по возрасту не подхожу для роли... А я прихожу к нему и говорю с придыханием: "Так, я очень сексуальная... Я еще вот как умею. Закройте дверь, я буду вас соблазнять..." Все мы думали, что она рассказывает случай из своей жизни. На самом деле это был монолог. Смогла бы я так? Даже не знаю.

Сцена из спектакля "Сыграем в Красную Шапочку".

- "Три поросенка" выставлены на конкурс "Узорчатый занавес" в номинации "Лучший спектакль года". Это уже не первый спектакль, режиссером которого вы являетесь? Как чувствуете себя в такой роли?

- "Самый большой друг", "Мороз Иваныч", "Три поросенка"... Режиссер из меня стервозный. Ору на всех. Но, слава богу, актеры понимают. В первое время они шарахались от меня, правда. "Говори-ка потише, сейчас подумают, что ты нас все время ругаешь..." А я отвечаю: "Если я буду говорить тихо, вы будете тихо играть. Мне надо, чтобы вы кипели".

- Долго в вас дремала Алферова­режиссер?

- Долго. Вроде бы актер - это тоже режиссер своей роли. Мы - актеры-кукловоды. Нам надо прочувствовать куклу, чтобы выработать ее характер, манеру поведения. И все-таки я бы не сказала, что я режиссер. Я актриса, которая все роли выстраивает, потом собирает в кучу. Быть режиссером очень ответственно. Он должен уметь объяснять и вытаскивать из актера его способности. А я проигрываю все роли, получается, показываю, чего хочу, а не объясняю.

- Каких актеров уважаете: таких, кто беспрекословно подчиняется воле режиссера, или тех, кто пытается настаивать на своем видении роли?

- Если настаивают в пользу спектакля - поддерживаю. Значит актер работает над ролью, ищет разные варианты. А равнодушных ненавижу.

- Так что все­таки важнее для артиста: школа или опыт?

- Школа. Не люблю дилетантов. Это люди, которые где-то что-то нахватали и пользуются этими приемами. Что-то понравилось публике - начали и дальше использовать этот прием... И появляются штампы. Вот почему не люблю самодеятельность. Она портит актера. Ему не объяснили задачу, внутреннее содержание роли. Как получилось - так и оставили. У каждого педагога своя школа. Ребята поступают учиться чистенькими. Из них можно не то что лепить, а скорее, находить в них скрытые возможности.

- Работа в театре кукол специфична. В чем видите ее достоинства и недостатки?

- Недостатков как будто нет вообще. Столько возможностей у театра кукол! В драме не все можно использовать. Актер театра кукол - это человек с чувством юмора, в первую очередь. Пантомима, пластика, умение "играть в куклы"... Теневой театр, черный кабинет... Театр кукол может и психологические вещи ставить, серьезные. У нас и такие спектакли есть. Я видела "Любовь, любовь" Декамерона, "Сильву"... Даже "Мастера и Маргариту" можно поставить.

- Коллективное творчество... От возможностей самой куклы ведь тоже многое зависит? Вы участвуете в создании кукол?

- Конечно. Приходим к художнику, предлагаем переделать. А был у нас Владимир Карпов, так его куклы оживали в его же руках - ничего доделывать не надо. Кукла должна жить, а не просто работать.

- Я замечала, что актеров дети даже не видят - их взгляды сосредоточены на персонажах­куклах...

- У детей абстрактное мышление. Куклы для них более интересны, чем люди. Они же и сами играют. Такая у них фантазия... Жалко, когда они взрослеют, перестают верить в сказку... Однажды на гастролях у нас спросили: "Как вы относитесь к тому, что вы, взрослые люди, играете в куклы?" Вопрос, конечно... Я сразу сказала: "Положительно! Ура, детство продолжается!"

- Вы очень темпераментная женщина. Не могу представить, чтобы вы грустили, бездельничали... Откуда столько энергии?

- Гены, наверное. Дед у меня такой буйный и сильный был, говорят. Его вся деревня боялась... Правда, я могу быть разной: и истеричной, и флегматичной. Могу хохотать, могу плакать. А что касается работы, тут у меня что-то прорывается...

- Эмоциональные затраты нужно восполнять. Ваш рецепт.

- Просто ничего не делаю. Гуляю или в комнате запираюсь и читаю. Музыку слушаю. Обожаю классику, джаз, регги.

- Бывали проблемы при распределении ролей?

- Было и такое. Когда я чувствую, что роль не моя, стараюсь отказаться: "Может, я в другом спектакле поработаю?" Хотя жаль роль терять. Дефицит ролей всегда есть.

- А настроение по возвращении домой зависит от только что сыгранной роли?

- Да. Когда мне плохо, моим домашним это сразу видно. Становлюсь стервой. Знаю, что плохо себя веду, а ничего поделать не могу. И еще одна ужасная черта - я никогда не извиняюсь. Извиняется сын. Он мудрее меня.

- Для вас важно, кто в зале? Близкие, друзья пришли, к примеру...

- Нет, совершенно неважно. Надо всегда играть со стопроцентной отдачей.

- Какой самый страшный, кошмарный сон артиста?

- Это когда приходишь в театр, а в зале никого нет...

- Желаю вам, чтобы ваши сны были только приятными, а театральный зал пусть будет полон всегда - и во сне, и наяву!

Надежда ИВАНОВА.


Из стихов, присланных на конкурс, объявленный театром кукол в преддверие своего 60­летия

Вы спросили у меня,
где я видела слона,
зайца, волка, поросят
и смеющихся ребят...
Вы мне скажете: "В лесу,
Где встречаем мы лису.
Поросят - на ферме
У дедушки в деревне".
Нет. Была я на спектакле
В детском кукольном театре.
Там над сценою огни
И присутствуют они.
Даша ФЕОФАНОВА, 3 "д" класс школы №59 г. Чебоксары.



"Советская Чувашия"
26 марта 2005
00:00
Поделиться