Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Мастера and умницы

Афиша оперного театра недавно известила о новом детском балете "Красавица and Чудовище". Премьера его прошла с большим успехом и вызвала небывалый зрительский интерес.

Красавица с подругами.

Веселый и яркий спектакль подарили нам Детский фонд "Арабеск" и балетная школа. А главные создатели балетной сказки - три замечательные женщины, наделенные талантом и энергией. Наталья Тимофеева - директор проекта, на ее долю выпало решение непростых финансовых вопросов. Инна Николаева - автор либретто и музыкального оформления, умеет находить в океане музыки фрагменты и монтировать из них классную партитуру. Галина Никифорова - постановщик. А еще она - настоящая "мама" для воспитанников балетной школы, строгая и справедливая, так как является заведующей хореографическим отделением музыкального училища. Чебоксарская балетная школа после получения официального статуса взрослела вместе со своими благодарными зрителями, которых приобщила к прекрасному миру балета. Дошколята, видевшие постановки "Пиноккио" и "Дюймовочка", стали уже подростками, а забавные "лягушата" и "кузнечики" первых спектаклей превратились в прелестных юных танцовщиц, покоряющих грацией и красотой.

Я попросила Галину Федоровну рассказать о нашей балетной школе.

- Раньше она называлась балетная студия и находилась еще в старом здании музыкального театра. Здесь начинали свой путь в балет Надежда Павлова, Регина Кузьмичева. Самых одаренных детей посылали учиться в Пермь, Ленинград. Среди первых выпускников, вернувшихся в родной театр, были Галина Васильева, Николай Никифоров, Валерий Александров. В 1999 году балетная студия была преобразована в хореографическое отделение музучилища. Сейчас здесь учится около шестидесяти человек. Обучение включает две ступени: первая - пятилетняя и вторая - трехлетняя, после девятого класса общеобразовательной школы.

- А каков лично ваш творческий путь?

- Я сибирячка, окончила Новосибирское хореографическое училище. В 1972 году приехала по распределению в Чувашию. Вышла замуж за партнера по сцене. После завершения карьеры танцовщицы стала работать педагогом-репетитором.

- Я знаю, что вы получаете вторую специальность - педагога­хореографа.

- Да, я заканчиваю хореографический факультет Казанской консерватории. Это связано с моей сегодняшней деятельностью в училище.

- Когда вы почувствовали в себе дар хореографа?

- Первые опыты создания хореографических номеров были в Казани. Для экзамена в консерватории я придумала миниатюру "Прикосновение" на музыку Моруани. Затем меня попросили подготовить современный номер для балетного конкурса в Краснодаре. И девочка с ним завоевала первую премию. В общем, некоторый хореографический опыт я приобрела еще до появления первого детского балета.

- За пять лет существования хорео­графического отделения вы создали уже четвертый балет. Как родилась идея создания детских балетов?

- Должна сказать, что ни в одном театре, даже столичном, нет ничего подобного. Обычно в других училищах, в школьных спектаклях танцуют только классику, типа "Коппелии", "Щелкунчика". Ребятам необходимо участвовать в спектаклях, концертах, чтобы приобрести сценический опыт - это и есть главная учеба. Одних занятий в аудитории у станка недостаточно. Из необходимости создания подходящего учебного репертуара возникли и детские балеты. Когда в Чебоксары приезжала Надежда Васильевна Павлова, мы ей показали "Дюймовочку". Она нас похвалила, сказав: "Как замечательно, что у вас есть свои спектакли, это прекрасная практика для детей".

- Думаю, для Чувашии весьма престижно развивать и поддерживать уникальное балетное творчество. Мне кажется, от балета к балету заметно растет мастерство авторского коллектива, и "Красавица" еще раз это подтвердила. Как вы оцениваете прошедшую премьеру?

- Мне сложно судить, я не видела спектакль из зала - только стоя, переживая за кулисами. Очень расстроилась, когда на первом представлении "вырубился" компьютер и пропали все световые эффекты. К счастью, второй спектакль прошел чисто. Конечно, у меня были замечания к детям: что-то неровно, не хватало чистоты линий. Но я знаю, что все танцевали с большой отдачей: и ученики, и наши солисты - Татьяна Альпидовская (Красавица Бэлль), Валентин Шустиков (Чудовище), Сергей Решетов (Гостон, мажордом).

- Как придумываются новые движения, "па", поддержки, в чем источник фантазии?

- Я исхожу из музыки, ее эмоционального, образного содержания. Во время работы над "Али-Бабой", я смотрела индийские фильмы с музыкой и танцами. Даже взяла несколько уроков у Алины Вишневской - специалиста индийского танца, чтобы уловить правильное положение головы, рук, ног и подчеркнуть восточный национальный колорит. "Красавица" давалась труднее. Вся музыка здесь в современных ритмах, а я воспитана на классике. Танец "модерн" у нас не преподавали, да и сейчас в нашей стране мало специалистов в этой области. Поэтому приходилось опираться на собственную фантазию, что-то подсмотрела в танцах и манерах современной молодежи.

- Не собираетесь показать свои последние спектакли за границей?

- Может быть, и получится. Переговоры с Валерием Кокоревым, который уже приглашал наш балет в 2001 году на фестиваль в Тайвань, ведутся. У него все наши проекты, рекламные ролики. Валерий Борисович - бывший солист Большого театра, преподавал в Англии, сейчас президент Филиппинского общества по культурным связям. Он всегда приезжает на наши премьеры, был и на последней, помог сделать световое оформление спектакля.

Счастливый финал сказки.

А теперь представляю "генератора" идей и сюжетов детских балетов - Инну Николаеву.

Я знакома с ней со времени ее учебы на теоретическом отделении музучилища. Их группа занималась у меня по зарубежной музыке. На одном из первых занятий, чтобы узнать студентов, я включила медленную часть одного из концертов Вивальди и попросила передать свое впечатление от музыки. Инна меня поразила. Ее эссе я храню до сих пор среди лучших работ моих студентов. Ей удалось передать щемящую грусть музыки через образно-визуальный ряд: как прощальную мелодию падающего листа, как песнь расставания с жизнью.

Красный диплом, с которым Инна окончила училище, явился подтверждением не только трудолюбия, но и несомненного таланта. Неудивительно, что она поступила в один из лучших вузов страны - Санкт-Петербургскую академию теа-траль-ного искусства. Делясь со мной впе-чатлениями о вступительных экзаменах, она сообщила, что петербургский профессор, поставив за ее сочинение по литературе "пятерку", сказал: "Давно не читал ничего подобного". Приезжая на каникулы, она забегала ко мне и увлеченно рассказывала о новых театральных постановках, о книгах, которыми зачитывалась "продвинутая" молодежь, о своих друзьях, учителях. Меня радовали ее профессиональные успехи - публикации с рецензиями на спектакли в питерских газетах и журналах. Материал для научного исследования о современной оперной режиссуре она собирала в московском театре "Геликон-опера", практику проходила в лучшем театре страны - Мариинском, у самого маэстро Гергиева. Вернувшись в родной город, стала работать в театре оперы и балета завлитературной частью и преподавателем балетной школы, приобщая своих учеников к истории театра и балета.

...Внешне она мало изменилась. По-прежнему изящно-легка, общительна, демократична и доброжелательна. Но за внешностью типичной студентки скрывается замечательный профессионализм и деловые качества бизнес-леди.

- Инна, признаюсь, я не надеялась, что ты возвратишься из Петербурга. Столицы затягивают...

- Я с трепетом отношусь к этому городу, он мне очень близок по духу. Но жить можно везде и стараться приносить пользу. К тому же в Чебоксарах живут мои родители.

- В нашем театре ты проработала недолго, оставив яркий след: участвовала в организации балетных и оперных фестивалей, даже была директором одного из них, подготовила первоклассный буклет десятого юбилейного фестиваля имени Максима Дормидонтовича Михайлова, создаешь балеты...

- Мне всегда хотелось что-то делать самой. И все наши выпускники-театроведы стали практиками: многие работают в театрах, на телевидении режиссерами программ, сценаристами. Конечно, Петербург с его особой творческой атмосферой дает очень много. За два года в Мариинском театре я приобрела несравненный опыт в информационном отделе, занималась связью с общественностью, рекламой, создавала ежегодники, буклеты, писала статьи для сайта театра.

- Почему прекрасную сказку "Аленький цветочек" ты решила перенести в последнем балете с русской на американскую почву в духе известного мультика?

- Мне хотелось, чтобы он получился современным, понятным и интересным всем.

- И насколько удалось реализовать замысел?

- В какой-то степени можно судить по реакции публики. Меня радуeт, когда зрители сидят на спектакле тихо, значит - им интересно. Я заметила, что даже трехлетние внимательно следили за действием. А вообще реализовалось процентов восемьдесят от задуманного. Но мы предполагаем еще кое-что доработать. Это обычная послепремьерная практика.

К сказанному осталось добавить совсем немного. Через 20 дней после премьеры, готовя которую Инна с утра до вечера пропадала в театре, у нее появилось на свет главное произведение - доченька Полина!



"Советская Чувашия"
26 марта 2005
00:00
Поделиться