Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

«ПЕРСПЕКТИВЫ – У НЕЗАВИСИМЫХ, ЧАСТНЫХ СМИ»

«ПЕРСПЕКТИВЫ – У НЕЗАВИСИМЫХ, ЧАСТНЫХ СМИ»

Комиссаров Валерий Петрович,  председатель Союза журналистов ЧР, доцент кафедры электронных СМИ университета.

В 1979 году закончил МГУ им. М. Ломоносова,  распределился в Чувашию, девять лет работал в «Коммунизм ялаве» (сейчас «Хыпар»),  в 1988 году его избрали на  выборную должность - ответственным секретарем Союза журналистов ЧР, в 1992 году избрали   председателем.

 

 

- Вы – член рабочей комиссии по подготовке целевой республиканской программы «Культура Чувашии (2006-2010 годы)». Что, на ваш взгляд, должно войти в число ее приоритетов?

 

-Необходимо учесть принцип  равного  финансирования всех  творческих союзов.  Из-за несоблюдения такого принципа  некоторые творческие  союзы  раздробились  на несколько частей.

Чтобы появились нормальные творческие союзы,  им нужна  государственная бюджетная поддержка. Без этого они просто исчезнут.

В программе надо предусмотреть  грантовые методы финансирования союзов, но делить союзы на требующие поддержки, например,   писательский, и  поддержки не требующие, скажем, журналистский –  нельзя.

При финансировании подход должен быть одинаковый к союзам и композиторов, и   писателей, и журналистов…

У нас многие союзы пока выкручиваются сами. Одни имеют нормальные деньги,  служебную машину,  средства на аренду, содержание аппарата,  другие – не имеют.

Союз журналистов в Чувашии  существует с 1918 года. После известных событий он не финансируется, мы сами зарабатываем, у нас есть коммерческие проекты.

Идентичный подход должен быть к развитию творческих программ, содержанию аппаратов союзов, аренде ими помещений,  их коммунальным расходам.

Без финансовой государственной поддержки   творческим союзам будет тяжело.

 

-Как  вы, преподаватель вуза, оцениваете подготовку в республике кадров для СМИ?

 

-Кадры для журналистики Чувашии готовят на  факультете журналистики ЧГУ,  где я работаю, а также в Казанском, Московском университетах,  выпускники которых трудятся в наших СМИ.

Вузы дают неплохое  университетское образование. Но многие руководители СМИ недовольны тем, как готовятся  кадры.   По мнению руководителей газет,  специалисты не соответствуют запросам.

Но кадров, которые не требуют  адаптации,  не готовят нигде. Выпускники любых вузов нуждаются в дополнительной стажировке, обучении реальной практикой. Это касается не только журналистов, но и инженеров, технологов, юристов, экономистов и так далее. Никто не готовит и не будет готовить совершенных профессионалов. Редакциям самим надо вплотную заниматься подготовкой кадров. На втором,  третьем  курсе  выбирать талантливых ребят, которые  после защиты диплома продолжат  работу в их трудовых коллективах.

Нужна кропотливая работа в самих СМИ, только тогда они смогут  приобрести хороших  журналистов.

Кроме того, следует точно знать,   какого конкретно специалиста ты хочешь приобрести для редакции. Определять  кандидатов еще когда они проходят практику -  из  второкурсников, третьекурсников. Если выбор сделан точно, то такие профессионалы могут раскрыться  уже с  первого года работы.

Наш Союз журналистов ЧР постоянно  повышает квалификацию сотрудников республиканских СМИ: мы проводим творческие семинары, еженедельно отправляем журналистов на платные и бесплатные обучающие курсы  по разным грантам -  в Москву,  Нижний Новгород, вплотную сотрудничаем  с Институтом развития прессы, Фондом защиты гласности, Союзом журналистов России, другими грантовыми общественными структурами над  повышением творческого мастерства журналистов Чувашии. Активно взаимодействуем с факультетом журналистики МГУ - его профессора, преподаватели  приезжают из Москвы  в Чебоксары,  мы к ним тоже несколько раз ездили со своими журналистами.

В деле подготовки и переподготовки  кадров государственная поддержка должна быть обязательно – это вопрос не частный, он касается  всех редакций Чувашии.

 

-Меняются ли обучающие методики?

В странах, которые принято называть цивилизованными,  нет таких факультетов журналистики, как в России, в частности – Чувашии. Там люди учатся три года юриспруденции, философии, экономике,  инженерному делу,  бизнесу,   затем год  или  два изучают журналистику.

 

-У нас учебные программы постепенно тоже меняются на факультете журналистики. Если федеральная программа-минимум, которую должны пройти будущие журналисты, прежде  в основном содержала филологическую подготовку, то сейчас студенты изучают  юриспруденцию,  высшую математику, экономику. Все это, конечно, дается на уровне азов,  базовых знаний, но есть прецеденты, когда  студенты на  втором курсе изучают право, экономику, языки, а на третьем – уже поступают на экономический, юридический, на факультет иностранных языков, параллельно учатся и там, и на журфаке.  В этом отношении современные студенты - более продвинутые, стремятся приобрести больше знаний, чем может дать отдельно взятый факультет.

 

-Чем  зарабатывает Союз журналистов?

 

-Издательской деятельностью, в основном – выпускаем книги, буклеты для предприятий, размещаем рекламу. Прибыль расходуем на оплату коммунальных услуг,  аренду помещений в Доме печати, кроме того,  есть аппарат, его тоже надо содержать.

За организацию и проведение пресс-конференций, встреч  мы ничего не берем. Хотя, вроде бы, эта работа  должна оплачиваться. Но  клиенты  на такие цели тратиться  не хотят. Может, традиции у нас  не созданы, может, город еще  не очень  крупный. Пытался я вводить плату за проведение пресс-конференций, не получается. Людей всегда интересует немедленный конкретный результат. Да, мы можем организовать встречу с журналистами,  что – то пообещать человеку, постараться его убедить, что пресс-конференция  необходима для его  позитивного личного, профессионального, гражданского имиджа, раскрутки.  Но ведь СМИ  рекламную информацию тоже не хотят размещать бесплатно. У них подход простой: то, что вы говорите, это интересно, мы подготовим материал по вашей пресс-конференции,  но, пожалуйста, вот наш счет, оплатите, мы разместим текст.   Реклама  стоит   дорого.

С другой стороны, не очень много еще в республике состоятельных ярких личностей, которые понимают значение системной, плановой, поступательной, превентивной раскрутки. В основном, доминирует компанейский подход - например,  люди резко активизируются перед выборами. 

Есть яркие творческие  личности, которая  нуждаются в постоянном  рекламном обеспечении -  молодые писатели, художники, но у них  нет денег.

Мы наработали деловые связи с рядом старых надежных партнеров, с ними взаимодействуем:  «Химпром»,  агрегатный…

Есть такая проблема: крупные предприятия стремятся выйти на межрегиональный уровень, а на уровне республики имидж предприятия их  не очень интересует. Допустим, менеджеры завода промтракторов интересуются казахским рынком, рынком других стран СНГ. «Пригласите их журналистов, организуйте информационное обеспечение, охотно будем с вами сотрудничать», - вот что нам говорят в таких случаях менеджеры.

Пока нашим журналистам сложно выйти на медиарынки этих государств.  Хотя электронные технологии развиваются и, в принципе, такие возможности появляются.  Так технически уже возможно разместить  пресс-конференцию в интернете в режиме он-лайн. Если удастся сделать такого рода акцию рутинной, к Союзу журналистов республики  будет совсем другой интерес крупных компаний. Но пока  прямая трансляция в интернете –  еще эксклюзив.

В общем, понимаем: по накатанной технологии действовать уже нельзя,  ищем  новые формы и методы работы. Но нужна финансовая база.

Мы никогда ни перед кем не были в долгу, все свои обязательства выполняем. Стремимся развивать хозяйственную коммерческую издательскую деятельность. Есть опыт.  Многие потенциальные клиенты понимают, что мы можем обеспечить приемлемый уровень издательской деятельности для их проектов.

 

-В каких направлениях   должен  развиваться  Союз журналистов ЧР?

 

-Надо раскручивать свои СМИ.  У нас есть газета «Пресса   Чувашии», время от времени ее выпускаем. Но, думаю,  следует печатать и иллюстрированные журналы.

По правовой защите журналистов больше  необходимо  работать.

Фонд защиты гласности, другие институты, в Москве, Нижнем  на нас выходят, вместе проводим образовательные акции, семинары.

Права   журналистов -  очень сложная и актуальная проблематика.  Гонорары  у них  мизерные, что снижает уровень публикаций, всех СМИ.  Потому  правовое направление должны и будем развивать.

Социальная защита журналистов – очень важный вопрос.  Приходится постепенно брать на себя  функции  профсоюза.  В стране  есть журналистский профсоюз,  но он себя не проявил,  надо на местах самим действовать.

 

  готовящейся целевой программе «Культура Чувашии» предусматривается работа с разными коллективами – и бюджетными, и частными,  коммерческими.

Ваша оценка?

 

-Правильный подход. Программа  должна дать возможность развиваться всем. Прежде говорили, что общественные организации не должны финансироваться из  государственного бюджета, но, думаю,  все же должны.

Если общественная организация имеет лучшие проекты, чем государственная, то она должна иметь  и  право на  государственные  гранты.

 

-Какие СМИ Чувашии, на ваш взгляд, наиболее перспективны?

 

-Думаю – частные, коммерческие. Перспективы – у них, у независимых.  Государственных изданий быть в принципе не должно, все СМИ вправе  стать независимыми,  а направлять их следует, распределяя им гранты.

Свобода, независимость и грантовая форма финансирования – вот киты новой журналистики. А с государственными структурами всем СМИ  необходимо  работать на договорной основе.



14 марта 2005
00:00
Поделиться