Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ТЕСНО ГАЛЕРЕЕ В ИЗБЕ

Жилище Валентины Константиновны можно назвать домашней картинной галереей. Живописные произведения украшают и кухню, и сени, хотя для картин это не лучшее место. Ученица известного чувашского художника Н.Сверчкова, 37 лет преподававшая рисование и черчение в Большесундырской средней школе, В.Бочкарева бережно хранит не только свои работы, но и то, что создано членами семьи: отцом, братом Алимом. Теперь коллекция пополняется рисунками внучки Оксаны.

Хозяйка галереи позировала для картины о Пушкине.

Есть в домашней коллекции и работы, выполненные народным художником Чувашии Н. Сверчковым. В частности, этюд к картине «А.С. Пушкин в чувашской деревне». На нем рядом с поэтом изображена девушка с коромыслом (это позировала художнику молодая в те годы Валентина).

Отец хозяйки дома Константин Гаврилович в 1920 году окончил живописно-скульптурное отделение Казанской художественной школы (в те годы — «Казанские свободные государственные художественные мастерские»). Чуть раньше из этой школы вышли ученики известного Н. Фешина — народные художники Чувашии М. Спиридонов, Н. Сверчков. Сам учитель эми-грировал в 1923 году за границу, но поучиться у художника с мировым именем отец Валентины Константиновны успел. «В нашем доме имя Фешина звучало часто, - вспоминает хозяйка. – Рассказывая об этом художнике, отец всегда восхищался его талантом».

Рисованием Константин Гаврилович увлекался с детства. Еще до революции работал учеником иконописца в храме села Ишаки, писал и для красночетайской церкви. А его работа в Христо-Рождественской церкви села Пошнары Козьмодемьянского уезда Казанской епархии подтверждается и документами (это село сейчас входит в Ядринский район). Дочь сохранила удостоверение, выданное отцу в 1914 году священником Яковлевым и псаломщиком Давыдовым. Из этого документа можно узнать, что живописец Гаврилов написал 15 картин и «работу исполнил порядочно, для сельской церкви достаточно».

Все стены — в живописных полотнах.

Выпускник Казанской художественной школы почему-то вернулся на родину. На календаре был двадцатый год. О том, чтобы продолжать занятия иконописью, молодой художник и думать не мог. Борьба с религией только начиналась. Надо было зарабатывать на хлеб. Константин Гаврилович не чурался никакой работы: умел смастерить и скрипку, и мебель, был хорошим жестянщиком, занимался пчеловодством. Но, обеспечивая семью хлебом насущным, не оставлял и кисть. По заказу сельчан писал их портреты, ковры. Вполне возможно, что в селе Никольском, деревнях Стрелецкая, Иваньково и других населенных пунктах Ядринского района сохранились портреты, выполненные рукой К. Гаврилова.

Валентина Константиновна хранит несколько десятков картин отца, есть они и у Алима Константиновича. У этих произведений – необычный стиль, нельзя не заметить высокое мастерство исполнения, чувствуется хорошая школа. К сожалению, скромный художник ни разу не выносил свои работы на широкий показ. А они могут заинтересовать не только зрителей, понимающих толк в живописи, но и искусствоведов.

Для справки
Николай Фешин (1881, Казань - 1955, Лос-Анджелес). Учился в Казанской художественной школе (1895-1901). Жил и работал в Казани, с 1923 года - в США. Удостоен золотой медали на Международной выставке в Мюнхене (1909). Портретист, автор жанровых картин. Восприняв от И. Репина его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничивавшего краски своей палитры. В США в основном работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Самарском художественном музее, Музее изобразительных искусств Татарстана и других собраниях.


"Советская Чувашия"
04 марта 2005
00:00
Поделиться