Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Большая жизнь великого художника

Большая жизнь великого художника52.jpg (20488 bytes)

Исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося чувашского художника и педагога Алексея Афанасьевича Кокеля. Родился в бедной крестьянской семье 1 марта 1880 года в селе Тарханы Батыревского района Чувашской Республики. Настоящая фамилия его Афанасьев – по имени отца, а Кокель происходит от чувашского слова «кукаль» – пирог, прозвища, данного его семье односельчанами. Еще будучи студентом Императорской Академии художеств в Петербурге многие учебные работы он подписывал как Афанасьев.

Алексей Кокель рисовать любил с детства. Из-за отсутствия карандашей, бумаги и красок рисовал углем, грифелем на глиняных черепках. И краски готовил сам из разноцветных камешков, которые находил на склонах местных оврагов. Успевая по всем предметам отлично, перерисовывал книжные иллюстрации из личной библиотеки школьного учителя. Обладая красивым голосом, мальчик пел в церковном хоре. Из-за болезни Алексей не мог помогать родителям в сельскохозяйственных работах, и рисование стало его единственным занятием. Юный художник рисует по памяти животных, птиц, окрестности села Тарханы, односельчан. Пишет иконы, которые освящались наряду с образами, выполненными в настоящих иконописных мастерских. Особенно много было заказов перед церковными праздниками. На вырученные деньги отец покупал ему на ярмарках дешевые книги сытинского издания, такие, как «Кузнец Вакула», «Тарас Бульба» Н. Гоголя с красочными иллюстрациями русских художников. Будущий художник навсегда полюбил украинские образы, этому же способствовала и дружба с управляющим лесничеством в Тарханах Левченко, который хотел его устроить в иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры. Из-за болезни его туда не приняли. Левченко подарил мальчику годовой комплект журнала «Родина», книгу произведений Т. Шевченко, звал на Украину, на Полтавщину. Но поездка не состоялась, т. к. Левченко пришлось срочно покинуть Тарханы. На его место был назначен новый управляющий из Петербурга – В. Раубе. Его жена, художница Мария Вячеславовна, во многом повлияла на развитие А. Кокеля. Она хорошо знала многих художников-передвижников, среди них В. Маковского – одного из руководителей Товарищества передвижников. У нее была богатая библиотека, много книг по искусству.

В 1899 году в Поволжье была сильная засуха, из-за голода и эпидемии погибло много людей и в селе Тарханы. У юноши обострилась болезнь костного туберкулеза, которой он страдал с девяти лет. На теле появились открытые раны. На борьбу с эпидемией в Тарханы прибыли студенты из петербургских медицинских и ветеринарных институтов. Алексей был направлен на операцию в Петербург. Студентка мединститута Мария Варганова, близкая родственница В. Раубе, повезла в город на Неве два альбома с рисунками, которые поразили профессора Академии Д. Кардовского и ректора Художественного училища Академии художеств В. Маковского. Они приняли живейшее участие в судьбе юноши. В столицу А. Кокель поехал на средства и в сопровождении матери М. Раубе – Казимиры Станиславовны Свенторженской. Один из ее сыновей был военным и служил в Зимнем дворце, куда на первое время устроили чувашского юношу. После операции Алексей был определен в Нормальную рисовальную школу при Академии художеств. Окончив школу в 1904 году, молодой художник поступает на живописный факультет Академии художеств вольнослушателем. В 1906–1907 учебном году он занимается в мастерской знаменитого И. Репина. Одновременно учится на Высших педагогических курсах.

В 1912 году, написав конкурсную картину «В чайной», А. Кокель окончил Академию художеств. О картине восторженно писали петербургские газеты и журналы. Большой успех выпал на ее долю на международных выставках в Венеции и Мюнхене. Полотно было приобретено для музея Академии художеств. Сейчас картина находится в экспозиции Чувашского государственного художественного музея. В свое время нам, музейщикам, пришлось приложить много усилий, чтобы знаменитое произведение вернулось на родину художника из города Вольска Саратовской области, куда оно было направлено после реорганизации Академии художеств.

На правах пенсионера Академии наш земляк в 1913 году едет в Западную Европу для совершенствования в живописи. Побывал он в Германии, во Франции, где познакомился с собраниями всемирно известных музеев – Дрезденской картинной галереи, Лувра. Находясь в Италии в течение пяти месяцев, написал большую картину «Итальянцы», получившую похвальные отзывы на весенней академической выставке 1914 года в Петербурге. К сожалению, ее местонахождение нам неизвестно, в собрании нашего музея имеются живописный эскиз картины и несколько рисунков к ней.53.jpg (31857 bytes)

С 1915 года А. Кокель жил в Харькове. И Украина, которой он грезил еще в детстве, стала его второй родиной. Работал в художественной школе (училище) г. Харькова. После Октября по предложению студентов А. Кокель был назначен директором училища, ставшего позднее институтом. В 1922 году был утвержден в звании профессора. «Получив в Академии строгое реалистическое направление, испытав влияние таких мастеров, как В. и А. Маковские, П. Чистяков, И. Репин, И. Грабарь, Д. Кардовский, я стремился не утрачивать этого направления в своей творческой работе, старался передавать его студенческой молодежи», – писал он в своих воспоминаниях. Наряду с педагогической работой, которой он отдал более 40 лет, А. Кокель своими творениями участвовал во многих выставках.

В 1934 году Алексей Афанасьевич приехал в Чувашию для работы над картиной «Ликбез» (на снимке). Впервые эту картину зрители увидели на выставке в Чебоксарах и Горьком, приуроченной к 15-летию Чувашской автономии.

Картина проста, понятна и в то же время завораживает своей реалистической правдой. Она стала своеобразной вехой в развитии изоискусства в республике. Это произведение – по глубокому мастерству, по тонкому психологическому выражению изображаемых персонажей – раскрывает духовный мир человека.

Высокую оценку картина получила у художников И. Грабаря, А. Рылова. О ней писали газета «Правда», журнал «Наши достижения», редактируемый А. Горьким. Она и сейчас занимает достойное место в экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Картина экспонировалась в Ленинграде, Москве, Казани, Уфе, Ульяновске, Саранске.

Художники Чувашии приглашали великого мастера в Чебоксары. Но, к сожалению, ему больше не удалось побывать на родине. В стране начались репрессии. Был арестован его младший брат – епископ Алатырский Герман, который впоследствии расстрелян в застенках ГУЛАГа в 1937 году. Ныне Русской Православной Церковью он причислен к лику святых.

Очень трудными были для А. Кокеля годы Великой Отечественной войны. Болела жена Анна Афанасьевна (почти год не вставала с постели), сын Роман заболел пневмонией. Самому художнику прооперировали глаз, из-за чего ему были противопоказаны физические нагрузки. По этим причинам он не мог выехать в эвакуацию. Сохранилось командировочное удостоверение от 22 сентября 1941 года, выданное Союзом художников Украины, согласно которому А. Кокель с семьей должен был уехать в Чебоксары. Но из-за болезни жены и сына выехать из Харькова ему не удалось. Художник вынужден был уничтожить домашний архив, где имелись письма И. Репина, П. Чистякова, Д. Кардовского. Погибли документы, многочисленные фотографии, характеризующие его связи с А. Луначарским, А. Горьким, Ф. Шаляпиным. От прямого попадания бомб погибли многие картины, частично сгорел их дом. От вывоза в Германию А. Кокеля спасла тяжелая болезнь. После освобождения Харькова Советской Армией он записался в ополчение, а сын пошел служить в армию, но в тот же год погиб в бою.

После войны художник продолжает педагогическую работу в художественном институте, заведуя кафедрой рисунка, возвращается к активной творческой жизни. Работами «Дорога на Лазовеньки» (1943), «Перед грозой» (1943), «Отдых бойцов» (1946–1947) участвует в послевоенных художественных выставках. «В конце жизни Кокель часто болел, но этого никто из нас не замечал. Я часто бывал в эти годы у него дома, где мы вели нескончаемые беседы об искусстве и литературе, которые он прекрасно знал и любил. Он хорошо играл на рояле, пел. Иногда пробовали петь вместе. Когда он пел чувашские песни, в его глазах стояли слезы. Рассказывал, что его родители, забитые нуждой, никогда не пели, даже не смеялись. Искусство составляло основную цель, смысл его жизни», – писал С. Беседин, заслуженный деятель искусств Украины, профессор.

Алексей Афанасьевич Кокель умер в Харькове 4 февраля 1956 года от сердечной недостаточности.

Полнее с творчеством своего земляка общественность республики ознакомилась в 1964 году на «Выставке произведений профессора Алексея Афанасьевича Кокеля (1880–1956)», любезно присланной в Чебоксары Харьковским областным отделением Союза художников Украины. В 1980 году в Чувашии и на Украине прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения нашего земляка. На родине художника была организована большая выставка произведений из фондов музеев Чувашии и Украины. А вот во второй половине марта этого года в Чебоксарах откроется персональная выставка, посвященная нынешнему юбилею великого мастера.



"Республика"
02 марта 2005
00:00
Поделиться