Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Смятенье чувств в паутине Интернета

В мартовской афише ТЮЗа стоит премьера местного драматурга (к тому же нашей коллеги, радиожурналиста) Людмилы Сачковой «Затерянный Млечный Путь». Согласитесь, судя по названию, зрителей ждет встреча с чем­то таинственным, если не сказать больше — мистическим… Что, впрочем, вполне в духе постановщика спектакля, главного режиссера молодежной сцены Вячеслава Оринова.

— Так чем же, Вячеслав Николаевич, был определен выбор пьесы?

— Безусловно, новизной. Новизной идеи, темы… Тем, чем можно удивить сегодняшнего зрителя. Для меня, как для постановщика, очень важно ощущение пульса времени и определение болевых точек повседневной жизни. Задача театра — обратить на них внимание публики, ожидающей от нас откровения и правдоподобия чувств.

Размышления о своем народе (о его прошлом, настоящем, будущем), на который ниспосланы тяжелейшие испытания, заставляют искать драматургический материал, способный потрясти зрителя так, чтобы он смог испытать «катарсис»*.

Обращение к этой пьесе обусловлено и интересом к творчеству Сачковой. У нее свой почерк, язык, оригинальное мышление. Тема «человек и современные техно-ло-гии — взаимовлияние, плюсы и минусы» затрагивается в национальной драматургии впервые. Не буду говорить о пользе компьютеров в жизни человека: ни одна сфера деятельности не обходится сегодня без них. Уже доказано, что возможно клонирование… Но настало время напомнить «гомо сапиенсу» о первоначальных, природных чувствах, заложенных в нас Богом. Что ничем нельзя заменить чувства любви, красоты, уважения друг к другу.

Тот, кто смотрел первые две работы нашего театра по пьесам Людмилы Сачковой («Бог любви», «С тобой и без тебя»), думаю, не пройдет мимо и этой постановки. В новом спектакле тоже завораживающая история и атмосфера.

— Как вы работаете с автором в ходе подготовки спектакля?

— Признаюсь, я активный провокатор изменений структуры пьесы и расстановки ее персонажей. Когда текст не гармонирует с внутренней разработкой спектакля (к чему мы всегда стремимся), то, конечно, мы указываем автору, убеждаем его в переделке. Не без участия вашего покорного слуги увидели свет рампы герои Бориса Чиндыкова, Николая Угарина, Николая Сидорова… И не припомню ни одного случая недовольства авторов увиденным сценическим прочтением своего детища.

— Сценография и музыка, конечно, тоже способствуют раскрытию замысла спектакля. Зрители увидят в новом спектакле что-то необычное?

— Я уже не раз сотрудничал с художником Нелли Арсентьевой и композитором Виталием Адюковым. И нынешний труд, я уверен, придаст спектаклю неповторимый колорит.

Разбираться в материале мне как режиссеру доставляло наслаждение (как, думаю, и художнику, и композитору, и артистам). Открытие чего-то нового всегда настраивает на творческий лад.

— Что вас сегодня волнует как театрального деятеля?

— Трагедия творческого человека начинается с самолюбования: ах, какой я талантливый, сколько у меня всяких регалий и званий, лучше меня нет! В реальной жизни, к сожалению, дарящие и получающие теряют бдительность и не понимают драматизма ситуации. Первые думают, что таким образом содействуют дальнейшему развитию (хотя своевременное внимание необходимо творческому человеку), вторые — как наркоманы — без новой дозы уже не могут жить.

Чтобы не вызвать недовольство со стороны многоуважаемых чиновников и некоторых высокочтимых коллег, скажу словами одного из героев известной пьесы: «Не все благополучно в нашем государстве (театральном — Оринов), господа!». Рано или поздно кому-то надо будет решать все эти проблемы, но… «уходит время, ускользает жизнь…»

Я это к тому, что коллектив нашего театра, раньше других почувствовав симптомы профессиональных болезней, начал меняться, и сейчас сформировался здоровый творческий ансамбль. В этом большую роль сыграл первый актерский выпуск института культуры и искусств. Шесть готовых дипломных спектаклей, десятки ролей, сыгранных студентами в текущем репертуаре, — это показатель работы молодых. И они еще скажут новое слово в театральном мире. Хочу привести слова академика Велихова: «… я все свои основные открытия делал между 20-ю и 30-ю годами своей жизни». А в каком возрасте написал Константин Иванов свою бессмертную поэму? А Михаил Сеспель?…

— Планируются ли до конца сезона еще премьеры?

— Коллектив всегда в поиске и работе. До конца сезона намечены две премьеры.

Главная постановка сезона — спектакль «Окрыленные» Алексея Зайцева, посвященный 60-летию Победы, стал на днях объ-ектом внимания зрителей Ди-мит-ровграда, Самары, Тольятти, а в марте его увидят зрители Нижнекамска, Набережных Челнов, Альметьевска, Лениногорска. А в апреле — Москвы.

Дальше — летние гастроли, участие во всероссийских и во втором международном театральном фестивале в Стамбуле (Турция).

— Благодарю за откровенный разговор. Разделяю ваши радости и тревоги. И желаю коллективу ТЮЗа новаторских воплощений и высокого творческого потенциала.

* Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа.



"Советская Чувашия"
01 марта 2005
00:00
Поделиться