Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Новый взгляд на старую пьесу

После 44­летнего перерыва в репертуаре Чувашского государственного драматического театра имени К. Иванова появился спектакль «Ялта» («В деревне») Ф. Павлова.

Премьеру музыкальной драмы в двух действиях театралы ждали с нетерпением. Есть определенная интрига в том, что народный артист СССР, лауреат Государственной премии России В. Яковлев, в самом начале своего творческого пути сыгравший одну из главных ролей в этом спектакле, как режиссер вернулся к пьесе спустя чуть ли не полвека. Пьеса «Ялта» входит в раннюю чувашскую драматургию и считается одним из самых совершенных произведений этого жанра. Неудивительно, что она популярна и любима в народе до сих пор.

— Это истинно национальная пьеса, всесторонне раскрывающая жизнь чувашского народа, — считает Валерий Николаевич. — Игры, хороводы, свадьба, другие поэтические сцены являются не столько украшением спектакля, сколько демонстрацией уклада жизни, культуры, песенного творчества древнего народа и непосредственно влияют на развитие сюжета. На этом богатом материале шлифовал свое мастерство не один актер. В нем играли такие величины, как Ольга Ырзем, Алексей Ургалкин. В нашем театре спектакль ставился многократно, «Ялта» не сходит с афиш народных театров. Честно говоря, мы насмотрелись шаблонной интерпретации этого сложного произведения. Я попытался прочесть в нем нечто другое.

Это «нечто другое» зрителя начинает интриговать с самого начала спектакля. В постановке В. Яковлева Елюк вовсе не забитая, покорная и запуганная девушка, какой представала до сих пор. Елюк у Е. Хрисанфовой веселая, общительная, легкая на подъем, способная постоять за свою любовь. Она вопреки желанию мачехи уходит жить к бедному, но любимому человеку. Сильная натура Елюк особенно хорошо проявляется во второй части спектакля. Ложное письмо о смерти мужа, пожар в доме, смерть ребенка лишают ее смысла жизни. Попытка покончить с собой еще больше опустошает душу, и она дает согласие стать женой Степана. Но на свадьбу неожиданно заявляется Ванюк. Елюк кидает обручальное кольцо под ноги бывшему мужу не потому, что его разлюбила, и не из-за внутренней опустошенности. «В этот момент в Елюк я вижу пушкинскую Татьяну, — говорит режиссер. — Вспомните: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Неоднозначные чувства у зрителей вызывает и Степан (Г. Большаков), который раньше безоговорочно был отрицательным героем. Сейчас по отношению к Степану зритель в замешательстве. Однозначно плохо или хорошо относиться невозможно и к Прчкан в исполнении В. Ситовой. Может быть, это и хорошо: пусть каждый ищет ответ сам. Душа обязана трудиться. Этого и добивается театр.

Убедителен в роли Ванюка молодой актер В. Карпов. Очень интересный образ создала В. Трифонова. Как бы уступая дорогу молодежи, только в массовках по-являются признанные мастера сцены Н. Григорьева и Н. Яковлева — участницы спектакля 1961 года.

Приятным сюрпризом стала работа С. Иванова, исполнившего роль старика. Это непростой экзамен для актера, который в три раза моложе своего героя. Из ныне работающего состава только Н. Яковлевой удалось в 30 лет убедительно сыграть 90-летнюю старушку. Не беда, что в некоторых моментах С. Иванов чуть-чуть переигрывает, но творческое открытие, несомненно, состоялось.

Вместе со спектаклем к зрителю вернулась и музыка Ф. Павлова (музыкальное оформление Р. Семенова). Режиссер, работая над спектаклем, не забывал о том, что зритель эту пьесу знает назубок. Не зря в спектакле такая красочная свадьба Степана и Елюк: ослепительно красивы женские украшения, особенно веселы песни и пляски, до слез смешны выходки Мусси. Зритель начинает настораживаться: чего это так долго играется свадьба? Хоть и богат Степан и безмерно любит будущую жену, но такая роскошь не к добру. «Вот этого настроения и хотел я добиться от зрителя, чтобы он интуитивно почувствовал приближающуюся трагедию, — говорит Валерий Яковлевич. — Боялся, что зал не сможет резко переключиться от смешного к плачевному. Слава Богу, с появлением на свадьбе Ванюка в зале сразу установилась абсолютная тишина и тревожное ожидание».

В советские времена погибал (по идеологическим соображениям) Степан. Сейчас умирает Елюк. В спектакле нет войны, но она, незримо врываясь в судьбы людей, наделала бед. Вот потому спектакль насквозь пронизан рекрутской мелодией. С этим настроением зритель выходит из зала. В современный мир, который еще не научился жить без войн, а значит и без трагедий.

О работе над ролью рассказывает Елизавета Хрисанфова — Елюк.

— Я с детства хотела стать актрисой. Любила читать стихи, петь, танцевать. Помню, когда в школе проходили «Ялта» Ф. Павлова, я представила, как играю Елюк на сцене, переполненный зал, шквал аплодисментов, цветы. Судьба оказалась благосклонна ко мне. Я стала актрисой. И, что удивительно, все, что в детстве представляла, в точности повторилось на премьере, у меня от волнения дыхание перехватило и выступили слезы…

Работа над ролью шла легко, я выросла в деревне, мне знакома и близка эта среда. Два человека — Ванюк и Елюк — предназначены друг для друга, однако их разлучают: Ванюка забирают в армию. А Степан добивается девушки обманным путем, подсовывает ей ложное письмо о гибели любимого. Сцена с письмом одна из сложнейших. Нужно сыграть легкое умопомрачение, Елюк теряет смысл жизни и пытается утопиться…

Вообще люблю играть сильные характеры, когда героиням приходится преодолевать препятствия. Я благодарна Валерию Николаевичу Яковлеву, который доверил мне эту роль, с ним интересно работать, он понимает актерскую породу, индивидуальность. Всегда приятно работать с Валерой Карповым, с которым вместе учились. У нас одна школа, психологическая школа Малого театра.



"Советская Чувашия"
01 марта 2005
00:00
Поделиться