Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Душно в Милане без родного ансамбля

Звонок домофона раздался в разгар праздника. «Скорая», — коротко представился голос в трубке. «Я не вызывала «скорую», — удивилась хозяйка. Наверное, номером ошиблись, подумала она. Но через минуту позвонили уже в дверь.

Василий Васильев в роли Кромона в оперетте «Веселая вдова».

— Открываю… и мне вручают срочную правительственную телеграмму за подписью Президента республики, — говорит Светлана Ивановна. — Это было настоящим сюрпризом к юбилею.

У народной артистки Чувашии С. Бубновой нынче еще одна круглая дата. Тридцать лет назад, окончив театральное отделение культпросветучилища, она начала работать ведущей концертов Чувашского государственного ансамбля песни и танца. Это был неожиданный поворот в судьбе девушки, с детства мечтавшей о сцене драматического театра. Интересно, как бы сложилась ее творческая жизнь, если бы не студенческий концерт, на котором совершенно случайно оказался руководитель ансамбля песни и танца Б. Резников. Концерт вела стройная девушка с национальными чертами лица, лебединой походкой и красивым грудным голосом. (Спустя много лет народный художник России Н. Овчинников напишет с нее «Чувашскую девушку» и одну из персонажей в картине «И.Я. Яковлев у государя Николая II»). «Вот бы эту ведущую в наш ансамбль», — подумал Борис Аронович, дождавшись антракта, разыскал С. Бубнову за кулисами. Девушка его выслушала, но ничего не ответила. Но после распределения она все же оказалась в ансамбле песни и танца. Ни высокой зарплаты, ни особых условий ей не обещали, но сказали, что здесь у нее появится возможность посмотреть весь мир. Этим и «подкупили».

С приходом к руководству Ю. Васильева Светлану поставили в хор на первое сопрано. С тех пор она поет в хоре и в дуэте с Риммой Шекировой. Но больше известна все же как ведущая, хотя нигде специально не училась этому искусству. Голос — от бога, осанка — от матери. А пристрастие к искусству — семейное: отец был гармонистом, один из братьев играет на разных инструментах, другой занимается резьбой по дереву, сестра поет.

За тридцать лет проведено столько концертов, что подсчитать невозможно. Голос Бубновой звучал на самых разных площадках: начиная с сельского клуба и заканчивая сценой Крем-левского Дворца съездов. На пару с Г. Медведевым они бессменные ведущие концертов фестиваля «Родники Поволжья», дважды ей приходилось вести концерт на инаугурации Президента республики.

Легко ли «управлять» концертной программой? Недавно одна знакомая напомнила ей праздник «Акатуй» в прославленном когда-то колхозе «Гвардеец» Батыревского района. Сколько лет прошло, а она до сих пор помнит, как С. Бубнова со сцены объявила не тот номер. А Орлов-Шузьм заставил ее выйти на сцену, извиниться и заново объявить номер. Неловкость почувствовали и зрители, а уж юная ведущая как переживала…

Ведущая — это визитная карточка ансамбля. Об этом Светлана Ивановна помнит всегда. Она первая выходит к зрителям, первая начинает строить незримый мост взаимной любви и доверия. Объявляя концертные номера, она представляет не только ансамбль, но и весь чувашский народ с его песнями, танцами, обрядами, традициями, уникальными костюмами.

Светлана Ивановна не обманулась в своих ожиданиях. Сегодня легче перечислить города, в которых не побывал один из самых старых музыкальных коллективов (старше нашего ансамбля только хор имени Пятницкого). Гастролировали по всему Советскому Союзу, участвовали во многих международных фестивалях во Франции, Испании, Италии, Польше, Германии, Бельгии, Венгрии…

Гастроли — это не только увлекательные путешествия по городам и весям. Это жизнь на колесах, в гостиничных номерах, вагонах, школьных классах и чужих семьях. Только бесконечно преданный сцене человек может терпеть занавешенные простыней «комнатушки» плацкартного вагона.

Светлана Ивановна ни разу не сожалела о выбранном пути. Так случилось, что и друга жизни она встретила в одной из далеких стран. Вернее, он ее. Это было в 1983 году в Италии. Инженер-менеджер американской фирмы Лучано Калмотти передал ей охапку роз и сразу приобрел билеты на все концерты. Поженились они в 1996 году, после долгих лет переписки. После свадьбы в Чебоксарах Светлана с дочкой переехала в Милан и три года жила в Италии. В первое время ей даже не верилось, что она ходит по знаменитым улицам, где когда-то жили и творили Джузеппе Верди, Леонардо да Винчи. Она посещала курсы итальянского языка, пела в хоре при церкви Сан-Марко. Но ей, привыкшей жить на сцене, этого было мало. Лучано видел, что жене плохо без родного ансамбля. На семейном совете решили, что она вернется на сцену, а дочь Анастасия захотела остаться в Италии. Она, как и мама, давно уже свободно говорит на итальянском.

— Я люблю Италию, но она никогда не заменит мне Родину, — говорит Светлана Ивановна. — Здесь я как птица в небе, как рыба в воде. Дорожу и горжусь своим коллективом, который даже в годы засилья «фанерной» музыки продолжает нести в массы живое искусство.



"Советская Чувашия"
01 марта 2005
00:00
Поделиться