Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Любовь сквозь годы пронеся

Любовь сквозь годы пронеся61.jpg (29526 bytes)

Старшее поколение чебоксарцев, наверное, помнит эту удивительно дружную артистическую семью – Анатолия Калафати и Маргариту Гришину. Их таланту рукоплескали зрители всего Советского Союза.

По стопам отца

Анатолий родился в 1911 году в Санкт-Петербурге. Его отец, профессор консерватории, был учеником Римского-Корсакова и другом Александра Глазунова. О Василии Павловиче упоминается в Музыкальной энциклопедии. В 1928 году его симфоническая поэма «Легенда» была удостоена премии на Международном конкурсе памяти Ф. Шуберта в Вене.

Следуя семейным традициям, юный Анатолий уже в школе организовывал концерты. Окончив три курса консерватории, в 22 года возглавил джаз-оркестр. В середине 30-х годов перед каждым сеансом музыканты играли в фойе кинотеатра, развлекая зрителей. Вскоре новоиспеченный коллектив отправился гастролировать по стране, выступая в различных городах. Хотя отсрочка от призыва в армию оберегала его до 1940 года, он всё же был вынужден поступить в военно-инженерное училище имени Фрунзе. Оно тогда размещалось в Павловском дворце.

Когда началась война, училище эвакуировали в Кострому. Часть выпускников сразу же отправили на фронт. Анатолий Калафати попал пулеметчиком в знаменитую 65-ю так называемую Сибирскую дивизию. Она прикрывала Волховский фронт с фланга, защищая подступы к Ленинграду со стороны Ладожского озера.

В книге Т. П. Андрейковича «Сражались на Волхове» (Лениздат, 1986 год) есть несколько упоминаний об Анатолии Калафати. «…Слова за вами, редакцией, а музыку напишет руководитель оркестра москвич Анатолий Калафати, композитор» (здесь автор ошибся – Калафати был коренным петербуржцем. – Ред.). При обороне Ленинграда Анатолия ранило. После выздоровления его направили на Карельский фронт.

В 1944 году Анатолий Калафати воевал под Псковом. Там его спасло просто чудо. Как-то, разговаривая с офицером, он услышал свист. Закричал ему: «Прыгай!», благо рядом был окоп. Офицер замешкался. Мина попала в то место, где они только что стояли. Калафати контузило и засыпало землей. Его откопали спустя сутки.

День Победы Анатолий Васильевич встретил в Германии. После войны работал пианистом в Ленинградском отделении Всесоюзного гастрольбюро. В 1960 году, к сожалению, очень тяжело заболел – сказались фронтовые раны. Почти год он оставался неподвижным. О профессиональных выступлениях пришлось забыть, ему дали вторую группу инвалидности без права работать. Тогда он пошел в художественную самодеятельность. Как-то с друзьями они давали концерт на заводе имени Свердлова. По воле случая познакомился с певицей Маргаритой. В разговоре она «пожаловалась» на концертмейстера, и Анатолий Васильевич с охотой вызвался аккомпанировать ей. После этого выступления они начали работать вместе и больше уже не расставались.

Выжили благодаря пуду пшена

Маргарита Ивановна родилась в 1929 году в Ленинграде. У нее есть сестра, которая и сейчас живет в Санкт-Петербурге. У Маргариты Гришиной остались теплые воспоминания о своем детстве. Отец – Иван Давыдович – был инспектором легкой промышленности по Ленинградской области, погиб при испытании нового оборудования в 1944 году. Мама – Анна Борисовна – работала в управлении кинофикации.

Перед самой войной дядя принес пуд пшена, выданный на премию. Крупа помогла семье выжить в блокадное время.

Начались дни, полные тревоги и лишений: участились налеты вражеской авиации, пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. У подъездов домов, на крышах несли вахту дежурные группы самозащиты. Маргарита Гришина вместе с подругами тушила пожары, гасила зажигательные бомбы. Получала по карточке 125 г хлеба, выстаивая с шести утра длинные очереди в булочную. Питьевой воды не было, ее приходилось носить с Невы. После блокады девушка поступила в техникум и выучилась на инспектора ОТК. Но ей очень хотелось петь на профессиональной сцене.

Идеальная пара

В 1964 году Маргарита Гришина со своим мужем Анатолием Калафати переехала в Ялту. Там поставили оперу «Паяцы» и несколько сольных концертов. Услышав их выступления, отдыхающие стали приглашать их на работу в Армению, на Украину. Но они предпочли вернуться в родной Ленинград. Однако музыкальные чиновники под различными предлогами не давали работать на сцене вместе. Маргарита и Анатолий вынуждены были перебраться в Ярославль.

В то время там гастролировала труппа Русского драматического театра из Чувашии. Его директор сообщил творческой паре о наличии вакансии в только что открывшейся филармонии. Так они оказались в Чебоксарах – провинциальном городке с каким-то особым еле уловимым шармом и красотой. Анатолия Васильевича и Маргариту Ивановну встретили радушно, предоставили все возможности для концертной деятельности. Гришина и Калафати выступали с оригинальными программами из популярных песен чувашских композиторов. А. Асламас, Ф. Лукин, Г. Лебедев, В. Ходяшев и многие другие с ними были хорошо знакомы.

Маргарита Гришина и Анатолий Калафати удостоены звания заслуженных артистов республики. В их скромном одиночестве угадывается некая недосказанность.



"Республика"
16 февраля 2005
00:00
Поделиться