Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

17:52 «В основе большого искусства - всегда гуманистический идеал»

17:52 «В основе большого искусства - всегда гуманистический идеал»

Инна Григорьевна Кондратьева, преподаватель художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Яковлева, аспирант, автор поэтических сборников и их художник-иллюстратор.

-О чем ваша диссертация, над которой работаете, как она называется?

-«Динамика ценностей в художественной культуре Чувашии XX века», предмет ее исследования - материал изобразительного искусства и литературы республики.

XX век в чувашской культуре - огромнейший пласт. Множество выдающихся имен. Среди них, разумеется, родоначальники изобразительного искусства - Юрий Зайцев, Никита Сверчков, Михаил Спиридонов, затем - Николай Овчинников, Анатолий Миттов… Сейчас в среде молодых художников известны такие имена, как Игорь Улангин, Олег Пальдяев, им лет по сорок, они сравнительно молоды. Есть интересные художники в поколении постарше - Андрей Анохин, Виктор Бритвин, Георгий Фомиряков. Есть совсем молодые художники - Катя Туманова, Гуля Кабилова. Они - интересные мастера, которые выражают дух времени. Я, разумеется, называю лишь отдельные достойные имена.

-Да, но почему вы назвали именно их?

-Наверное, отчасти, потому, что они наиболее полно выражали и выражают стремления эпохи. Кроме того, эти художники как личности очень для меня интересны, прежде всего, своим творчеством. Можно не знать художников лично, но необходимо интересоваться их искусством, любить его.

-Вы, Инна Григорьевна, пишете стихи и иллюстрируете их. Вы и поэт, и художник. Точно так же, как ваши молодые сверстники Петр Бритвин, Гуля Кабилова, другие… Прежде, кажется, что-то такого не наблюдалось в массовом порядке. Все дело в том, что, как утверждают, у современной молодежи - «экранный тип сознания», обусловленный массовым телевидением, компьютерами?

-Не думаю. Творческие люди проявляют себя в разных сферах. Есть художники - поэты и философы, есть поэты - художники. Они занимаются поэтическим, стилистическим творчеством. Их видение мира - романтическое, одухотворяющее все вокруг.

Китайские мудрецы утверждали: если ты не можешь себя выразить рисунком, то попробуй выразить словом, а если не хватает слов, постарайся выразить изображением. Наверное, причина в этом. Но я думаю, важно не только стремление выразить себя во всем.

Современные молодые люди, вросшие в среду демократического общества, более свободны, раскованны, не стесняются. Если у них есть способности, то они творят.

Мне кажется, поэту-художнику легче вообразить себя иллюстратором, книжным графиком. Он иллюстрирует жизнь, но иллюстрирует ее через себя. Если раньше требовалось, чтобы иллюстрация была максимально приближена к тексту и не допускалось особых расхождений, то, хотя далеко от текста не уйдешь, сейчас все больше необходимо найти свой взгляд, свою точку зрения, увидеть очень интересно и выразительно.

Художники-поэты - нормальное, естественное явление. Слово, текст, изображение связаны, объединены. В онтологическом плане если рассматривать изображение и слово, они - явление творчества. Все наши словесные оценки трансформируются в художественные образы. Стоит ли отсылать к телевидению, виртуальному - хотя они, конечно, тоже откладывают отпечаток: окружение  становится более пластичным, сюрреалистичным, как у Сальвадора Дали; в виртуальной реальности можно много себе навообразить.

Если говорить об универсальности молодых художников Чувашии, как о типичном для нашего времени явлении, то, действительно, современные молодые творческие люди - они направлены на познание. В широком смысле.

-Это в истории уже было: Леонардо да Винчи был великим художником, скульптором, конструктором, занимался многим и во многом достиг высот. Затем на смену энциклопедистам пришли узкие специалисты.

-Сначала появляется волна, она разливается, затем входит в берега, и люди начинают более углубленно заниматься чем-то отдельным. Хотя некоторым интересно заниматься очень многими видами искусства. Мне кажется, это неудивительно. В природе человека заложено творческое отношение ко всему, что бы он ни делал. Скажем, к приготовлению еды, стирке, к работе - все можно делать не просто так, не замечая ни себя, ни окружающих, а творчески, воспринимая, чувствуя мелочи, обращая на них внимание. Для человека естественно укреплять связи с тем, что его окружает, и желать узнать о нем что-то большее. Не в поверхностно-энциклопедическом варианте, а находя общие закономерности, постигая мир вообще, целиком.

-В девяностые годы появилось такое определение: политик - социальный художник…

-Реальная история предстает как нечто, у чего есть определенная идеология. Некоторые люди могут позитивно влиять на других людей, это тоже искусство. Но все же у меня такое впечатление, что история развивается не по нашему человеческому плану, поскольку в истории очень много примеров, когда пути, направленные в одну сторону, потом выправлялись и вели в другую сторону. Искривления все равно стремятся к прямой в развитии.

-В каком направлении развивается искусство Чувашии?

-В мире есть разные культуры. Есть традиционные - в них важно следование принятым нормам, образцам, тому порядку, который заведен дедами, прадедами. Все последующее творчество в традиционных культурах как бы оглядывается назад, в прошлое.

Есть эффективно развивающиеся культуры, в которых - другой принцип. Есть страны, которые синтезируют. Например, США - котел, в котором все варится и переваривается. А так как варится много всего, то все выходит на средний уровень для среднего благополучного класса, на уровень внешних эффектов. Потому и экранная культура, и искусство - таковы, хотя при становлении американской культуры были очень интересные поэты и художники. Они и сейчас есть, но, в основном, приезжие, из России, в том числе.

Сколько стран, столько и типов культур.

Типологизация не исчерпывает всего сложного разнообразия. Но можно вывести какие - то общие моменты.

По тому культурологическому материалу, который я изучила - а это и повседневная жизнь чуваш до эпохи глобальных преобразований, связанных с советским временем, и более ранние периоды, восемнадцатый и семнадцатый века, то - если судить по оставленным данным, этнографическим запискам, антропологическим исследованиям - можно составить понятие о национальном менталитете. Наверное, из него следует исходить.

Главный вопрос - каков характер? Он, конечно, может меняться, но все-таки, с самого начала у каждого человека и народа есть некое направление, вектор, к которому подтягиваются все остальные особенности.

Я думаю, что для чуваш больше типичны верность традициям, верность заданному в обществе направлению. Это вовсе не означает, что традиционная культура, традиционный тип мышления, к которому я отношу чувашское национальное сознание, они - только консервативны. Верность традициям, верность порядку родителей, своих старшин, вождей, управляющего слоя - она может проявляться и в том, чтобы в такой тенденции ни в коем случае не отстать от общества. Много пословиц, поговорок, смысл которых - ты не должен бежать ни впереди, ни позади, а должен находиться в общем потоке развития.

Мне кажется, эта ментальность на данный момент отражается. Да, чуваши верны своим традициям, этнической культуре, но эти традиции требуют от них постоянно вливаться в общий поток развития, новые экономические отношения.

Есть моменты возрастающего этнического самосознания. Но, тем не менее, уже на рубеже девятнадцатого-двадцатых веков чуваши  были не язычниками, а  христианами. При этом воспринимали веру как мораль (потому некоторые считают, что наиболее подходящая конфессия нашего народа - протестантизм, но эта спорная тема - для специалистов).

Следование этическим нормам, установленным в обществе, является показателем ориентированности в культурной трансляции. Культура всегда основана на нравственных нормах. Они как бы в общем потоке находятся.

-Если чуваши - традиционалисты, значит, они не склонны к созданию новых школ, стилей в искусстве?

-Это же все в таких местах происходит, в которых все новые веяния пересекаются. В провинции много самобытных, оригинальных художников. Они как в инкубаторе выращиваются в размеренной среде. Но школы, стилевые моды - это общая тенденция столиц, а на периферии все по-другому. Творческую молодежь влечет в столицы. Там она получает профессиональное образование, возвращается, и все равно этот пласт профессиональной культуры - он уже переработан, очень много им воспринято, и мастера потом продолжают линию, как мне кажется, в зависимости от жизненного опыта.

В искусстве большое значение имеет переживание - первое, что движет художником. Его могут интересовать вещи совершенно, на первый взгляд, бессодержательные, неидейные. Он - как ребенок, подросток. Если для взрослого человека какие-то вещи очевидны, то для ребенка - нет. В подростковом возрасте человек все обостренно воспринимает - свободу и несвободу, а для взрослого, адаптированного человека важны другие вещи, ему нужно, чтобы другие горизонты открывались. Вот на этом пути все строится.

Художнику может быть интересен материал. Если ему хочется поработать в нем, он находит сюжет, который ему подсказывает личная жизнь. У каждой исторической вещи важен не социальный заказ, или заказ партийный, государственный. Художник всегда выбирает такой сюжет, который отвечает его внутреннему душевному миру. Об идее он думает в последнюю очередь.

Потом такой идеал все же возникает,  даже если художник часто ничего не может сказать определенно, что хотел бы выразить в произведении. Он бы очень много, на самом деле, хотел в нем выразить - весь свой душевный мир. Ориентированность в какой - то конкретной ситуации связана с рынком, продвижением творчества, пи-аром.

-Какие направления в развитии чувашского искусства - наиболее перспективные, на ваш взгляд?

-Это трудно сформулировать. Могу только предположить перспективную тенденцию: в будущем новом искусстве будет востребовано то, чего не хватает сейчас.

На мой взгляд, нужно рассматривать не только изобразительное искусство, литературу, но и вещи постмодернистского толка и другие виды искусства. В кинематографе уже наметилась такая тенденция: люди устали от всевозможной мишуры, суеты, им хочется чего-то основательного, глубокого, правдивого. Никаких эффектов, возможно, потому, что их сейчас предостаточно: массовая культура даже в моде ориентирована на них.

Возможно, общество выйдет на притчевое искусство - очень глубокое, сущностное, даже брутальное, возникнет стремление к выразительности и изяществу. Как это будет выражено, я не могу предположить, единственное, мне кажется, что сейчас потребность людей - именно в чем-то очень жизненном. Возможно, будет новая волна, она уже ощутима - ностальгия по историческому прошлому, архаическим устоям, нравственным, глубоким, религиозным. Древнее искусство - оно же хочет приблизиться к природе.

В основе большого стиля всегда лежит большая человеческая идея, идеология, гуманистический идеал по отношению к себе, человеку, и культуре, природе.

 



10 февраля 2005
00:00
Поделиться