Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Чувашский Рафаэль

 
В 1904 году Алексей Кокель, успешно выдержав испытательные экзамены, зачисляется под шестым номером на живописный факультет Высшего художественного училища Российской императорской академии художеств. Учеба в ней была двухступенчатой: два года в общих (натурных) классах, а затем в персональной мастерской профессора. Первыми учителями художника стали видные педагоги Г.Залеман, Я.Ционглинский, В.Савинский.
(Продолжение.
Начало в № 4-5 за 13 января.)
Через три года А.Кокель начинает заниматься в индивидуальной мастерской И.Репина. Современники отмечали, что попасть к великому художнику крайне трудно, так как он был очень разборчив, порою капризен. Мастер отбирал желающих по приглянувшимся ему работам. Профессиональную и человеческую симпатию Репина Алексей завоевал “Портретом чувашской женщины”, написанным маслом в
1905 году по родным тарханским мотивам.
После ухода И.Репина из Академии профессором-руководителем мастерской назначается его любимый ученик, помощник Д.Кардовский. У него и продолжил учебу будущий первый профессиональный художник из чуваш. На всю жизнь останется А.Кокель последователем могучей реалистической школы выдающихся русских художников П.Чистякова, И.Репина, Д.Кардовского, которая стала животворящей силой его таланта.
Она проявилась уже в первом крупном полотне “В чайной”, написанном Алексеем Афанасьевичем в 1912 году в качестве дипломной работы при окончании Академии художеств. За нее он получил звание художника с правом заграничной (пенсионерской) поездки во Францию, Германию и Италию. Картина экспонировалась в 1913 году в Мюнхене, Венеции и имела успех. Природный дар, помноженный на постоянный, кропотливый труд, вознес А.Кокеля на одну из высших ступеней изобразительного искусства. Этот красивый, одухотворенный полет явил планете, что среди многих сотен наций есть и прекрасный, самобытный чувашский народ!
В феврале 1914 года, в масленичную неделю, А.Кокель приезжает к И.Репину в знаменитые “Пенаты”. Лучший выпускник Академии художеств 1912 года, только что вернувшийся из заграничной поездки, попадает в среду крупных деятелей русского искусства. На фотографии в журнале “Огонек”, запечатлевшей это событие, мы видим его в кругу самого хозяина, Ф.Шаляпина и других именитых людей России.
В 1916 году Алексей Афанасьевич по рекомендации И.Репина начинает преподавать в Харьковском художественном училище. Сюда он приезжает, чтобы пережить первую мировую войну (и Репин, и Кардовский хотели видеть талантливого художника только в столице, не в провинции), но человек предполагает, а Бог располагает. И кратковременный приезд в Харьков продлился до самой смерти художника — 4 февраля 1956 года.
Особая заслуга А.Кокеля в том, что он выступил создателем высшего художественного образования на Украине — стал организатором и первым ректором Харьковского художественного института. Выдающийся педагог, профессор с 1922 года, он создал знаменитую школу Кокеля и выпестовал в ней сотни учеников, многие из которых по праву входят в плеяду замечательных художников мира.
Массу сил и энергии отдал Кокель созданию и руководству Харьковским филиалом Ассоциации художников Червонной Украины, каковая в конце 20-х — начале 30-х годов была основным объединением реалистов на Украине. Посвятив свое творчество отражению современности, он проявил себя и как подлинный новатор, один из зачинателей украинской станковой живописи.
Находясь вдали от Чувашии, Алексей Афанасьевич никогда не оставлял тему родного края. В 1935 году он по заказу Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР пишет картину “Ликбез” и начинает работу над полотном “На лесоразработках”. Его незаконченная “Чувашская сюита” постоянно пополнялась светлыми национальными мотивами, в которых улавливаются щемящая боль, любовь и тоска по так и не увиденным до конца своей жизни дорогим сердцу людям и Тарханам.


"Грани"
08 февраля 2005
00:00
Поделиться