Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ СТАРИНЫ

В этой деревне немало добротных, красивых домов. Но среди них заметно выделяется один — с ажурными деревянными украшениями на фронтоне. С обеих сторон — постройки с не менее интересными архитектурными деталями. Прямо-таки загляденье. Любопытно: кто обитает тут, в этих сказочных хоромах? Из трубы на крыше дым валит. Значит, хозяева дома.

Престарелые сестры живут в музее.

В избе нас встречают две старушки.

— Сон мне верно предвещал, — приветливо улыбается одна. — Ночью привиделось, что нам соседка целое ведро молока принесла. Это верная примета, что гости пожалуют.

Внутренняя обстановка в доме отнюдь не современная, а скорее музейная. Видно, хозяева сами пожелали сохранить старинный крестьянский быт. Сейчас здесь живут две сестры — Анна и Альдюк. А почти век назад тут кипел большой “семейный котел”. Отсюда берет начало многолюдный род Кокшиных. Были времена, когда в их крестьянской избе за обеденный стол садились сразу 25 едоков с ложками!

Хозяином нынешней усадьбы является Иван Тимофеевич Кокшин. Сам он живет с семьей в новочебоксарской квартире. А в доме этом свой долгий век вековала его мать — баба Фрося. Три года назад в возрасте 97 лет она ушла в мир иной. Тогда и переселил сюда Иван Тимофеевич из соседних деревень младших сестер матери.

Всего их, сестер, было шесть. Еще три тоже умерли, далеко перешагнув за девяносто. Оставшиеся в живых также долгожительницы: бабе Анне больше 95, а Альдюк стукнуло 92.

Много бед пришлось пережить семейству. Давным-давно в деревне случился большой пожар. Обратилась в пепел и изба Тякановых. Многодетная семья осталась под открытым небом. Самой старшей дочери было лишь семнадцать, а младшей — всего полгода. Не вынес отец страшной беды, занедужил и скоро преставился. Не перенесла двойное горе и мать, через год и она легла в сырую землю. Остались сироты одни. Грамоте не учились, с малых лет впряглись в тяжелую телегу жизни. Пахали, сеяли, жали, лес валили. И детей растили. Все выдюжили эти стожильные женщины. Вероятно, трудности, лишения, напасти и закалили их, от всех хворей избавляли. Про каждую можно было сказать: “Силушка по жилушкам огнем бежит”.

Баба Альдюк теперь ослабла. Ноги едва держат. Когда покрепче была, сама за одной больной старушкой долго ухаживала. Та перед смертью в знак благодарности ей свой дом завещала.

В отличие от сестер бабе Анне не вышло обзавестись семьей. Она весь свой длинный век коротает одна как месяц на небе. В молодости в поте лица трудилась не только в ибресинских лесах, но и в сибирских. Потом почти тридцать лет вкалывала под Ригой, куда попала по оргнабору. В основном строила железную дорогу. Будучи грузчицей, таскала рельсы, шпалы, чугунные трубы, разгружала вагоны. Потом свою квартиру обменяла на жилье в Новочебоксарске. Но городская жизнь пришлась ей не по нутру. Вскоре перебралась в деревню, к сестре Зое, оставив свою городскую квартиру племяннику.

Иван Тимофеевич часто наведывается в деревню, постоянно заботится о здоровье и быте сестер матери. Целыми днями что-то мастерит в родных пенатах. Человек он деятельный, изобретательный. Бывший моряк Северного флота, окончил Алма-Атинское художественное училище. Вернувшись в родную Чувашию, со временем стал главным художником растущего города-спутника. Целое десятилетие посвятил благоустройству и художественному оформлению улиц, скверов и площадей Новочебоксарска. Перед уходом на пенсию задумал в родовом доме своих предков создать музей низовых чуваш. Вот уже более десяти лет собирает старинные вещи в окрестных деревнях, из года в год обогащает залы музея-усадьбы все новыми и новыми экспонатами. Летом сюда часто приезжают на экскурсию школьники из окрестных районов, чтобы ознакомиться с историей и культурой родного края, посмотреть на отмечаемые народные праздники. А зимой усадьба больше пустует, тети хозяина живут здесь как смотрители-хранители музея. Больше хлопот, разумеется, у бабы Анны. Она и за сестрой ухаживает, и печку топит, и хлеб печет, и кур кормит. В свободное время прядет и вяжет.

Что собой представляет этот деревенский музей-усадьба? Пора бы нам совершить короткую экскурсию. А экскурсоводом охотно согласилась быть баба Анна. Все три строения по фасаду соединены ажурными надвратными переходами. В одном из боковых домиков внизу находится кухня, на верхнем этаже — столовая с комнатой отдыха. На краю двора приютилась баня, в ней стол с самоваром, скамейки, старинные зеркала и светильники. Имеется и конюшня. Сбруя, выездные сани, тарантас — все в наличии. Внутри двора в разных местах — ручная мельница, крупорушка, пилорама, стан для витья веревок, мялка, здесь же стоят колодные ульи. А еще есть скотный двор.

Самое ценное достояние музея-усадьбы, конечно, хранится в его небольших залах. Немалое любопытство вызывают копии старинных сабель, изготовленных дедом-оружейником. Подлинники — в более надежном месте.

Богат зал крестьянского быта. Здесь широко представлена домашняя утварь — прялка, ступа, колыбель, кошель, лапти с колодкой, мотовило, вороба, цевка и прочее. Только самоваров в коллекции около тридцати.

С тихой печалью встречает посетителей мемориальный зал, открытый в память о погибших в Великую Отечественную. Всего 124 уроженца деревни сложили головы, защищая Отечество. Двадцать — из рода Кокшиных (их имя носит одна из улиц). В музее хранятся письма, фотографии, личные вещи фронтовиков. Есть и старая винтовка. Под ней надпись: “Пусть сгниет все смертоносное”.

В интерьерах этого хранилища старины две ветхие сестры и сами напоминают живые экспонаты музея-усадьбы. Не только своим долголетием и тяжкой крестьянской судьбой, но и укладом жизни. Они совсем неграмотные, не знают русского языка. Ничего не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят. До них не доходят вести о тревожных событиях бурного мира. Свой долгий век сестры доживают среди милой сердцу старины их последней обители.



"Советская Чувашия"
04 февраля 2005
00:00
Поделиться