13:59 Его называли «Чувашский Леонардо»
![13:59 Его называли «Чувашский Леонардо»](https://fs01.cap.ru/gov-home/12//foto/осипов.jpg?i=96)
«Это был всесторонне развитый человек с нескончаемой энергией, энциклопедическим умом. Никого не оставлял в беде. Его пьесы - это произведения, по которым нужно ставить и ставить спектакли на сценах театров», - такие слова звучали на вечере памяти, посвященном 105-летию со дня рождения Петра Николаевича Осипова в литературном музее имени К. Иванова.
О нем говорили известные деятели культуры Чувашской Республики - П.Афанасьев, П.Крысин, Г.Ефимов, П.Ялгир, Л.Сарине, М.Асламас, С. Ефимова, режиссеры народных театров.
По словам писателя Г. Ефимова, в настоящее время, кроме Н. Терентьева, нет драматургов, равных П. Осипову. Писатель, знавший П. Осипова лично, восхищался его доброй душой, отзывчивостью.
Мария Асламас рассказала, как ее супруг, А.Асламас, вместе с П. Осиповым писал либретто оперы «Прерванный вальс».
Журналист П.Крысин вспомнил: А. Эсхель называл П. Осипова «Чувашским Леонардо де Винчи».
«Кужар», «Айдар», «У двух парней - одна дума», «Проклятое племя», «Симфония будней», роман-эпопея «Эльгеевы» - самые известные произведения П.Осипова вошли в золотой фонд чувашской литературы.
П.Осипов и И.Максимов-Кошкинский открыли профессиональный чувашский театр, откуда вышло немало знаменитых артистов.
П.Осипов был и замечательным врачом Чебоксарской городской поликлиники, два года работал министром здравоохранения ЧАССР. До защиты диссертации на звание кандидата медицинских наук казанские врачи называли его уже «профессором».
Он был хорошим музыкантом - скрипачом.
П.Осипов родился 27 января 1900 года в деревне Кудемеры Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Козловский район Чувашии), в семье состоятельного крестьянина.
По окончанию Кудемерской земской школы П. Осипов учился в Казанской гимназии, которую окончил в 1918 году с серебряной медалью. В 1913 году, параллельно с обучением в гимназии, был принят на бесплатное обучение в Казанское музыкальное училище по классу скрипки, где обучался до 1918 года; затем учился в Татарском музыкальном техникуме и в Восточной консерватории Казани.
После окончания гимназии в 1918 году поступил учиться на медицинский факультет Казанского госуниверситета, хотя друзья и преподаватели советовали ему идти в консерваторию. По словам П.Осипова, отец перед смертью просил его «обязательно стать врачом, лечить и спасать людей от болезней».
С началом гражданской войны, в 1919 году, Петр Николаевич служил в Чувашском политотделе штаба 5-й Армии Восточного фронта. Был сотрудником прифронтовой газеты «Чухансен сасси», тогда же познакомился с И. Максимовым-Кошкинским. В 1919 году при его непосредственном участии в Казани создали профессиональный Чувашский театр. Петр Николаевич был отозван из редакции газеты и включен в состав труппы театра. За неимением пьес на чувашском языке, им была инсценирована поэма К. Иванова «Нарспи». По его инициативе состоялась первая постановка классического произведения. Он начал писать пьесы на чувашском и русском языках, сочинил несколько музыкальных сочинений для скрипки. В тот период им были написаны пьесы «Кужар», «Айдар», «Проклятое племя» и другие, которые в течение многих лет не сходили со сцен театров. Постоянно выступал со статьями и очерками на страницах газет и журналов.
Осенью 1920 года П. Осипов вернулся в университет, в 1924 году получил диплом врача. Затем прошел ординатуру при факультетской терапевтической клинике госуниверситета Казани. Вместе с группой чувашских медиков в 1927 году приехал в Чебоксары, где не хватало врачей, санитаров, оборудования, лекарств. Из-за нехватки специалистов приходилось лечить все болезни, что вынуждало ночами изучать специальную литературу. Он добивался увеличения медицинских кадров, расширения сети больниц и фельдшерских пунктов.
С октября 1927 года П. Осипов заведовал терапевтическим отделением, а затем стал главным врачом Чебоксарской городской больницы.
В 1927 году он снялся в кинокартине И. Максимова-Кошкинского «Черный столб» в роли главного героя. В этом же году, по предложению Чувашнаркомпроса, взялся за организацию чувашского театра.
Ввиду перегруженности по основной, медицинской, специальности, в 1930 году оставил театр, но продолжил работу в Чувашском музыкально-театральном техникуме, в должности преподавателя по классу скрипки. В 1934 году его приняли в члены Союза писателей.
В годы Великой Отечественной войны он занимался обустройством и размещением госпиталей, развернул донорское движение, помогал раненым.
В мае 1943 года решением Совета Казанского медицинского института ему была присвоена ученая степень кандидата медицинских наук.
В послевоенные годы продолжал успешно сочетать врачебную практику с научной, написал более 40 научных трудов. Возглавлял Министерство здравоохранения Чувашии, Медицинское общество республики. Под его руководством получила дальнейшее развитие система здравоохранения, охрана материнства и детства, санитарная служба. Как депутат Верховного Совета Чувашской АССР часто выезжал в города и села республики, решал вопросы улучшения медицинской помощи населению.
На всех постах, где довелось ему работать, он трудился честно и добросовестно, отдавая все свои силы и знания.
Народ помнит и будет помнить его как доброго доктора, выдающегося писателя и просто замечательного человека.