Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

БЫЛ ЛИ ПУГАЧЕВ В СУНДЫРЕ?

Исторический факт: в июле 1774 года войско Емельяна Пугачева переправилось через Волгу около деревни Нерядово. Это произошло после поражения бунтовщиков под Казанью. Событие подробно описывает кандидат исторических наук С. Дмитриев в очерке, посвященном Мариинскому Посаду: “…идя вплавь, на лошадях, а другие сплетя дранье и прочий лес”, перебрались через Волгу. Они казнили несколько десятков безвинных людей, в том числе и настоятеля церкви, разграбили ее ценности, захватили питейный дом, опустошив все запасы вина, полупьяные двинулись к Цивильску.

Самого Пугачева, по одной из версий, среди них не было. Предполагают, что он испугался пожара, охватившего Сундырь (Сундырь – прежнее название Мариинского Посада). Так ли это было на самом деле? И с чего вдруг Пугачев, заливший кровью весь Урал и Поволжье, испугался какого-то пожара?

Аспирант Чувашского госуниверситета Д. Федоров, много лет изучающий историю Сундырского края, на основании новых, ранее неизвестных фактов делает вывод, что Емельян Пугачев все же был среди остатков своих разбитых войск, переправившихся через Волгу у деревни Нерядово. О каких же новых источниках идет речь? Оказывается, сохранились “расспросные речи” пугачевцев, то есть протоколы допросов бунтовщиков, в том числе и самого Пугачева. Там и записан его рассказ, как он после кровопролитного сражения под Казанью перешел Нерядовский остров и сжег Супырь. Пугачев был малограмотным казаком, и Сундырь он запомнил как Супырь. Из этого можно сделать вывод, что Пугачев все же пребывал в Сундыре. И не случайно подожгли городок. По приказу генерала Михельсона, чтобы воспрепятствовать переходу пугачевцев через Волгу, Сундырская уездная власть затопила все суда и плоты. Узнав об этом, Пугачев был взбешен и приказал сжечь город. И выбор места для перехода через Волгу не случаен. У деревни Нерядово - самое узкое место, к тому же по весне оно затягивается илом и песком так, что реку можно перейти чуть ли не вброд. Здесь часто застревали суда и баржи, чем, кстати, пользовались вольные мужики деревень Нерядово, Ураково, Шульгино, Водолеево, расположенных по берегу Волги. Они нападали на эти суда и грабили их.

Емельян Пугачев в том допросе признался, что вез с собой около десяти миллионов золотых червонцев. Отряды Михельсона у Кокшайска сели восставшим “на хвост”. И Пугачев спрятал свой клад у Сундыря. Но точное местонахождение клада неизвестно. Его до сих пор ищут историки и археологи. Они полагают, что ценности спрятаны либо у Государевой горы, либо у Черной речки, протекающей между поселком Спиртзавод и обозным заводом. Д. Федоров уверен, что рано или поздно пугачевский клад будет найден. У Черной речки уже находили россыпи екатерининских медных и серебряных монет.

Пугачевцы после поджога Сундыря двинулись к Цивиль-ску. Но в город не смогли войти, здесь находилась Стрелецкая слобода. Стрельцы, вооруженные пушками и ружьями, преградили им путь, однако часть города бунтовщики все же сожгли и двинулись в сторону Алатыря.

Чуваши и марийцы, уставшие от царского гнета, присоединились к бунтовщикам. Народный поэт Чувашии Семен Эльгер в поэме “Хен-хур айенче” (Под гнетом) подробно описывает участие чувашей в Пугачевском восстании. Их предводитель Чакка, хотя это и литературный герой, по утверждению автора, все же был исторической личностью, как и Салават Юлаев.

Марпосадская земля хранит еще немало тайн, которые предстоит раскрыть историкам. Любопытно, например, откуда произошло название Сундырь (упоминается с 1620 года). Впервые подробно о нем написал посол австрийского императора Адам Олеари, застрявший у деревни Ураково. Местные грабители не тронули иностранца. Не совсем понятна и зимовка части войска Ивана Грозного на безлюдном острове Казин, когда рядом был Сундырь. Неужели причина только в том, что местные жители были недовольны царским указом, ограничивающим их волю?

Историческая личность Емельяна Пугачева не перестает занимать умы исследователей. Долгое время его считали национальным героем, поднявшим народ на борьбу с царизмом. А скорее всего это был просто разбойник. Не случайно, если вы помните, А. Пушкин осудил его в своей повести “Капитанская дочка”. Слишком много безвинной крови пролил этот бунтарь.



"Советская Чувашия"
22 января 2005
00:00
Поделиться