Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЭТА

Об этом было заявлено после демонстрации полнометражного художественного фильма “Сеспель”, созданного 35 лет назад. На просмотр государственное учреждение “Чувашкино” и Союз профессиональных писателей пригласили тех, кто отмечен молодежной премией имени Михаила Сеспеля, творческую интеллигенцию республики.

Иосиф Дмитриев в роли Сеспеля.

Одним из первых лауреатов этой премии был Герой Советского Союза, талантливый украинский писатель, автор романа “Сеспель”, сценарист того самого фильма Юрий Збанацкий, которому 1 января этого года исполнился бы 91 год. По его инициативе издавались сочинения М. Сеспеля и других чувашских писателей в переводе на украинский язык, проводились дни чувашской культуры и литературы. Им очень много сделано для увековечения памяти любимого украинским и чувашским народами поэта.

Юрий Олиферович даже в годы Великой Отечественной войны помнил, что в земле Украины вечным сном спит Михаил Сеспель. На одном из вечеров дружбы Ю. Збанацкий рассказал интересный случай. В начале войны Остер находился на нейтральной полосе. Партизан Збанацкий верхом поскакал в деревню Старогородка на могилу Михаила Сеспеля, которую позже перенесли в Остер. Чтобы предотвратить глумление фашистов над могилой, он хотел снять надгробную надпись со стихами Федора Пакрышня. Каково же было его возмущение, когда он увидел, что памятной доски нет. После изгнания фашистов писатель снова заглянул к Сеспелю. Довоенная надпись была на своем месте. Оказалось, ее сберег кто-то из местных жителей. Народ Украины любил и любит нашего Сеспеля. Поэт одинаково дорог и нам, и украинцам. Идея создания фильма, видимо, тоже исходила от Ю. Збанацкого. “Мы хотим сделать такой фильм, который еще больше укрепил бы дружбу наших народов”, - сказал, приступая к работе, режиссер-постановщик В. Савельев. После фильма имя Сеспеля прозвучало по-новому. Его пламенные стихи переводились на многие языки народов СССР и мира. Ю. Збанацкий удостоен почетного звания “Заслуженный работник культуры Чувашской АССР”, его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма республики.

Артиста на роль главного героя искали долго. Режиссер-постановщик В. Савельев был убежден, что Сеспель – человек сильной натуры, необычайного духа и мужества - должен стоять в одном ряду с Корчагиным. Но кто сыграет поэта-трибуна, бескомпромиссного борца за справедливость? В поисках исполнителя главной роли Владимир Алексеевич приезжает в Чебоксары. Но ни в актерской, ни в студенческой среде подходящего человека не находит. По чьей-то подсказке он едет в Ленинград, где в институте театра, музыки и кинематографии обучалась группа чувашских студентов. Один из них, Иосиф Дмитриев, оказался удивительно похож на Сеспеля, к тому же еще и увлекался поэзией. Студенческая жизнь вдалеке от дома не была сахаром, и юноше с первого курса приходилось подзарабатывать. Ему, как дворнику, полагалась небольшая комната. Чтобы лучше узнать молодого студента, В. Савельев попросился к нему на ночлег. Общаясь с ним, слушая его стихи, Владимир Алексеевич все больше убеждался: лучшего Сеспеля он не найдет. Впоследствии даже мать поэта, здравствовавшая тогда Агафья Николаева, до слез была тронута схожестью черт лица начинающего актера с ее сыном.

В той же ленинградской студии В. Савельев нашел В. Бурмистрова, сыгравшего в фильме роль Миронова. В самом начале картины мы видим молодого тогда актера В. Молодцыгина, снятого в эпизоде у Гремячевского оврага в Чебоксарах. Несколько раз на экране появляются чувашский поэт В. Чичканов, живущий на Украине, и известная актриса Чувашского драмтеатра О. Ырзем. Зрители сразу узнают и Е. Никитина. От участия “своих” актеров фильм стал еще роднее и дороже.

Съемки фильма начались 4 мая 1970 года. Отсняв эпизоды, связанные с пребыванием Михаила Сеспеля в Крыму, в июне творческая группа киностудии имени А. Довженко приехала в Чебоксары. Это был период необычайного духовного подъема в стране и республике. В космосе находился “Союз-9”, пилотируемый экипажем в составе командира корабля Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР А. Николаева и борт-инженера В. Севастьянова. В этом же году был доставлен на Луну первый советский луноход. А Чувашия готовилась к своему 50-летию. В музыкальном театре шли репетиции первого чувашского балета “Сарпиге”. В этих условиях кинематографисты обязались завершить работу над фильмом не к 10 декабря, как планировалось, а в начале ноября и слово свое сдержали. Премьера картины состоялась в кинотеатре “Родина” 27 января 1971 года при участии ее создателей.

Помнит Украина Сеспеля. (Фрагмент конверта, выпущенного почтой этой страны).

База съемочной группы располагалась в Чебоксарской средней школе № 22. Здесь собирались приглашенные на массовки, любопытствующая детвора. Переодетых участников фильма на автобусах увозили к местам съемок. Для ускорения дела подготовили сразу несколько объектов, у каждого из участников были свои эпизоды. Известно, что исполнительница роли Туси – актриса Киевского театра имени Леси Украинки Н. Терентьева приезжала на три дня.

Приступая к съемкам, создатели фильма столкнулись с трудностью воссоздания облика Чебоксар и чувашских деревень двадцатых годов. В Чувашии 70-х годов необычайно сложно было найти характерный для тех времен уголок. Приходилось убирать линии электропередач, телевизионные антенны. И как раз в то время, когда транслировались матчи чемпионата мира по футболу. Видимо, не случайно в некоторых эпизодах чувашские деревни показаны с высоты птичьего полета. Да и одежду люди давным-давно носили другую. Так что на фильм работала чуть не вся республика. Лошадей и повозки для съемок выделял Чебоксарский район. По просьбе кинематографистов за одну ночь была проложена дорога в село Соляное, куда из-за непогоды трудно было попасть. В кинофильме немало массовок. Лапти для участников съемок были изготовлены рабочими Красночетайского леспромхоза. Трест “Чувашремстрой” строил огромные декорации. Городские ателье шили костюмы.

- Меня тоже пригласили на массовку. Жаль, редактор не отпустил, - вспоминает народный поэт Чувашии П. Афанасьев, работавший в те годы в газете “Коммунизм ялав\”. – Но со многими участниками съемок я успел познакомиться. До сих пор помню главного оператора-постановщика Феликса Гилевича. Количество дублей у него иногда доходило до семи-восьми. Старался, чтобы все было достоверно, пленки не жалел. В Соляной конторе я поговорил с Терентьевой. Событием было уже то, что в фильме снимались популярные артисты из Киева, Ленинграда, Москвы - Брондуков, Шульгин, Капелян и другие. Ю. Збанацкий и П. Бекшанский были консультантами фильма. Ведь они хорошо знали Михаила Сеспеля.

"Сеспель” показывали во многих регионах страны, демонстрировался он и по центральному телевидению. Сейчас времена другие, на многое мы смотрим иными глазами. Тем не менее фильм не теряет свою актуальность и художественную ценность.

Михаил Сеспель прожил короткую жизнь, похожую на бесконечную цепь страданий. Никто не знает, что стало последней каплей в чаше терпения, заставившей его покинуть нашу многострадальную землю. Бесконечно жаль, что он не увидел обновленную Чувашию, ее соколов, покоривших космос. Как он мечтал об этом. Жаль, что при жизни не дождался ответной любви боготворимой им женщины, которая жила потом лишь воспоминаниями о нем. После просмотра фильма 35-летней давности хочется узнать о поэте еще больше, руки тянутся к сборнику его стихов. Пусть в год кинофильма “Сеспель” поэт-трибун призовет нас с экрана к стальной вере в грядущее.



"Советская Чувашия"
21 января 2005
00:00
Поделиться