Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Буду играть всегда!

Второй месяц тянется за третьекурсником фортепьянного отделения Чебоксарского музучилища Денисом Шашкаровым слава о его победе в Татарии, на межрегиональном конкурсе молодых исполнителей. Первую премию ему присудило авторитетное жюри, в составе ко­торого — профессора консерваторий, а также один из выдающихся современных пианистов лауреат конкурсов Скрябина и Рах­ма­ни­но­ва — Евгений Михайлов. Вот какой замечательный подарок получило училище к 75-летию. С вопроса о прошедшем состязании и началась наша беседа с восемнадцатилетним дарованием.



— Денис, это твой первый конкурс?

— В городских и республиканских, конечно, участвовал. Но такого серьезного уровня — первый. Я готовил специальную программу: виртуозную пьесу, обязательное произведение, полифонию, части классической сонаты, балладу Шопена. На первом туре было 12 человек, ко второму допустили 8.

— И тебя признали лучшим! Ты доволен собой?

— Ну конечно.

— Скажи, испытываешь ли ты во время игры состояние вдохновения, некоего творческого «парения», когда забываешь и про публику, и про волнение?

— Не всегда, но бывает. Например, во время второго тура я это испытал.

— Расскажи, как ты начал заниматься музыкой?

— Как все, в музыкальной школе, в Но­вочебоксарске. Но, может, чуть раньше некоторых — с 5 лет. Мой первый учи­тель — Марина Яковлевна Остапенко.

— Чья была идея — учить тебя музыке?

— Отвел меня в школу папа. Он же сопровождал на занятия, контролировал, помогала мне сестра Оля, которая училась в старших классах музыкальной школы.

— А папа тоже музыкант?

— Нет, родители у нас медики. Па­па — анестезиолог-реаниматолог и очень любит музыку, у него хороший слух; мама — рентгенолог.

— Тебя заставляли заниматься?

— Было и такое. Да поначалу всех заставляют.

— Считается, что из-за музыкальной школы у детей нет детства. Не было ли и у тебя желания все бросить?

— Было где-то после пятого класса. Но учительница поговорила со мной, убедила, и я решил продолжать.

— Когда ты стал получать удовольствие от занятия музыкой?

— Наверное, в классе шестом. Я начал музыку лучше представлять и чувствовать, испытывать радость от игры.

— У тебя есть друзья?

— Да, много, но они не музыканты. В основном они увлечены спортом, боксом. Я и сам занимался кикбоксингом…

— Удивительно, обычно мальчики из музыкальных школ хрупкие, немного изнеженные, а ты выбрал такой мужественный вид спорта. С чем связаны твои мечты — с музыкой или спортом?

— Мне очень нравятся машины, я хотел бы стать гонщиком.

— И это говорит человек, получивший звание лауреата — серьезное подтверждение своих музыкальных способностей. А как же музыка?

— Я знаю одно: чем я ни займусь в будущем, музыка навсегда останется в моей жизни. Не обязательно выступать с концертами, но для себя я буду играть всегда.

— Как ты любишь проводить свободное время?

— Мне нравится что-то делать руками. Если в доме ломается бытовая техника, мама всегда просит меня починить. Когда есть возможность, люблю гулять с друзьями. Обычно мы выезжаем куда-нибудь на природу…

— У тебя неплохая пианистическая техника с задатками виртуоза. Ты много занимаешься?

— В сравнении с други­ми — очень мало, все удивляются, как я мало занимаюсь. В школе занимался часа два?три. Сейчас — по-разному. Бывает, что и совсем не занимаюсь, а иногда много…

— Много — это сколько?

— Не знаю, я не смотрю на часы, но все равно этого недостаточно.

— Расскажи о своем педагоге в училище…

— Валентина Владимировна Галян для меня — высший авторитет. У нас полное взаимопонимание. Она помогает мне устранять недостатки, быть свободнее за инструментом.

— Она довольна тобой?

— Далеко не всегда. Бывает, даже ругает, в основном за то, что мало занимаюсь.

— Ты самокритичен?

— Да, особенно когда играю. Я всегда понимаю, какие ошибки делаю. И что бы мне потом ни говорили, я сам знаю, как играл и как нужно было сыграть.

— Не могу не спросить пианиста о любимом композиторе…

— В последнее время все больше нравится Бах. Недавно я играл си-минорную прелюдию и фугу из второго тома «Хорошо темперированного клавира». Понимаете, это последнее, завершающее весь грандиозный цикл произведение. Во время приезда Евгения Михайлова в Чебоксары мы с ним много работали над этим произведением, анализировали, разбирали, часа четыре занимались. Мне это очень помогло в понимании Баха.

— А романтики тебе близки?

— Да, очень люблю Шопена и Рахманинова. А недавно полюбил Шумана, его «Карнавал» мне очень хотелось бы сыграть. У меня есть записи этого сочинения в исполнении Рихтера, Рахманинова, Артура Рубинштейна.

— Как складываются отношения с родителями? Они тебя понимают?

— В общем, да. Но для меня много значит и сестра. Она старше на 6 лет и служит мне примером. Всего добилась сама: поехала в Москву, закончила с отличием институт, нашла работу. Хорошую работу, ее очень ценят и уважают.

— Что значит для тебя быть счастливым?

— Много знать, быть умным, многого добиться.

После разговора с Денисом я задала несколько вопросов его педа­го­гу — Ва­лен­ти­не Вла­ди­ми­ров­не, ведь она знает своего ученика лучше дру­гих.

— Он любознательный, волевой, а еще очень добрый и искренний. Конечно, музыкален и еще эмоционален. Чего недостает, так это, пожалуй, организованности. От способных педагог всегда хочет большего. Будущее Дениса, конечно, должно быть связано с музыкой.

— А его мечта стать гонщиком?

— Ну, это у него еще ребяческое.



"Молодежный курьер"
21 января 2005
00:00
Поделиться