Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Чувашский Рафаэль

 
В марте нынешнего года исполняется 125 лет со дня рождения первого чувашского художника с мировым именем, профессора Алексея Афанасьевича Кокеля.
Учитывая общенациональное значение его творчества и неоценимый вклад в становление профессионального изобразительного искусства в Чувашии, Президент ЧР Н.Федоров распорядился образовать организационный комитет по подготовке к празднованию 125-летия со дня рождения художника.
Сегодня мы начинаем публикацию серии эксклюзивных статей, посвященных знаменательной дате. Их автор — член оргкомитета, кандидат исторических наук доцент ЧГУ Владимир ВАСИЛЬЕВ.
Помню незабвенное, далекое детство, когда мама, показывая огромный ночной небосвод, усеянный мириадами мерцающих звезд, говорила, что с рождением человека там зажигается новая звезда. И я подолгу выискивал и, чего греха таить, до сих пор ищу свою. Но сегодня в космической бездне высматриваю другую звезду — звезду одного из талантливейших сынов чувашского народа Алексея Афанасьевича Кокеля, которая
125 лет неугасимо светит в созвездии ярких представителей человечества. Ее волшебство — в энергии бесконечной доброты, красоты, гуманности, и она заворожила, пленила меня. Уверен, что это происходит не только со мной, но и со всеми, кто соприкасается с ней.
Алексей Кокель родился 13 марта 1880 года в Богом забытой лесной глуши, в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики), в курной избе, в которой не было даже керосиновой лампы. Мальчик рос шустрым, озорным, учился на одни пятерки. Его звонкий голос был украшением прекрасного церковного хора.
Однажды случилось ужасное — в лютую стужу, во время отпевания жены священника Тарханской церкви, Алексей простудился и заболел костным туберкулезом. На локтях и боках появилось множество открытых ран, стало трудно передвигаться. Пришлось расстаться с любимой школой. Доступным оказалось лишь желанное с детства рисование. Юноша весь ушел в занятие, ставшее целью и смыслом жизни, помогающее мужественно преодолевать жестокий недуг.
Летом 1898 года Поволжье постигло страшное бедствие — засуха. Погиб урожай, начались голод, эпидемии. В Тарханах умерла почти половина сельчан и пал весь скот. На борьбу с бедой были направлены врачи, ветеринары, студенты медицинских и ветеринарных институтов из Казани, Москвы и Петербурга. В Тарханы приезжает студентка Петербургского женского медицинского института Мария Варганова с подругой-однокурсницей. Она была близкой родственницей тарханского лесничего Вячеслава Иосифовича Раубе (в то время на эту должность назначались только лица с высшим специальным образованием и только по указу из столицы Российской империи). Его жена Мария Вячеславовна была художницей-любительницей, имела хорошую библиотеку по искусству. Она много времени уделяла занятиям по художественному развитию Алексея и фактически стала его первой учительницей рисования.
Увидев альбомы с рисунками тяжелобольного юноши, девушка была поражена их высоким уровнем и, не сдерживая своего восхищения, назвала его “чувашским Рафаэлем”. Мария Варганова сумела убедить родственников в необходимости спасения юного дарования. И на семейном совете решили отправить Алексея в Петербург на учебу в Императорскую Академию художеств.
В конце октября 1898 года Казимира Станиславовна Свенторжецкая, мать В.Раубе, привозит сельского парня на свои средства в Петербург и устраивает его — из курной избы — жить в Зимнем дворце! Да, да, в том самом дворце, в котором обитали наместники Бога на земле — цари необъятной Российской империи.
А.Кокеля срочно оперируют у известных петербургских хирургов, а затем помогают поступить в Рисовальную школу.
Многие исследователи биографии А.Кокеля объясняют этот поворот судьбы счастливой случайностью, а я вижу в происшедшем сострадание и любовь к ближнему. Именно бескорыстие и благородство девушек, семьи В.Раубе, художников В. и А.Маковских, Д.Кардовского, И.Репина, петербургских врачей и многих других спасли жизнь А.Кокелю, а миру подарили его бессмертное искусство.


"Грани"
13 января 2005
00:00
Поделиться