Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Влюбленная во флейту

Не секрет, что традиционно существующие учреждения дополнительного образования, так называемые специализированные школы, в последние годы испытывают острую конкуренцию со стороны многочисленных кружков и студий различной направленности – от учебной до развлекательной. Сегодня уже не так, как раньше, лет 20–30 назад, популярны музыкальные школы, где надо серьезно и систематически готовиться к занятиям. Несмотря на эти обстоятельства во флейтовый класс заслуженного работника культуры Чувашской Республики Анжелики Викторовны Сидоровой давно удерживается большой конкурс, а рейтинг стабильно высок.

Дома Анжелику Викторовну можно застать только до 7 утра или после 9 вечера, а привычных выходных у нее просто не бывает. Она целыми днями пропадает на работе – играет в оркестре Чувашской государственной академической капеллы, занимается с учениками. «Сидоровские» подопечные рассредоточены по разным учебным заведениям города – в музыкальных школах, в национальном лицее им. Г. Лебедева, в музыкальном училище, на кафедре искусств ЧГУ. Вместе они собираются на ее классных концертах. Со своими учениками она обычно строга, ставит только «двойки» и «пятерки» и не любит других оценок. Для всех сразу же устанавливается высокая планка в обучении, достичь которой непросто. Несмотря на большие и подчас жесткие требования, дети «не сбегают» от нее, а понимают и принимают такой стиль общения. Стало привычным, что у Сидоровой всегда есть ученики, готовые выступить на концерте любого уровня – от школьного до правительственного.

Неутомимой «сидоровской» энергии поражаются многие ее знакомые. Удивление вызывает не столько немыслимая трудоспособность, сколько своеобразное хобби, полностью увлекшее ее в последние годы. Пожалуй, мало кто в Чувашии так же, как она, с завидным постоянством вывозит своих учеников на конкурсы различного уровня – от региональных до международных.

Конкурсомания, чрезвычайно популярная в последние годы, уже успела подвергнуться строгому разбору критиков. Принято не только восхвалять многочисленных лауреатов-«звездочек», но и говорить о таких отрицательных сторонах, как стрессовые условия, опасность направить ребенка по ложному, «звездному» пути. Поучаствовать в подобном соревновании, особенно в Москве или Санкт-Петербурге, без сомнения, весьма престижно, и чтобы добиться успеха, есть два пути: либо при помощи определенной суммы, которая станет «пропуском» в среду лауреатства, либо колоссальным трудом, который обеспечит подлинное мастерство и приведет к заслуженному признанию.

Об убедительности побед «сидоровских» учеников говорят их стабильно высокие результаты. Одной из первых ее «звездочек» был Олег Иванов, лауреат Санкт-Петербургского Международного конкурса в 1998 г. Сейчас он блестяще учится в военно-музыкальном училище в Москве вместе с другими чебоксарскими ребятами – выпускниками Анжелики Викторовны. Поражает своей неутомимостью и недетской целеустремленностью другая «звезда» ее класса – Тимур Нардинов, который за 3 года не только смог ярко «засветиться» в разных городах России и Украины, но и успел побывать в Венгрии. Ну, а завоеванное им «золото» на V Международном телефестивале юных музыкантов «Щелкунчик» можно считать высоким достижением для музыкальной культуры всей республики. Никита Цепков и Дима Корчев успешно показали себя во Владимире, Нижнем Новгороде и Харькове. Надежды учительницы уже начал оправдывать и Никита Бушуев, на днях отлично выступивший в Казани на Открытом республиканском фестивале духовой музыки.

«Парад» блестящих чебоксарских флейтистов уже замечен как в республике (А. В. Сидорова стала «Учителем года-2003» и награждена дипломом I степени), так и в Москве. Отзывы народных артистов России, профессоров А. В. Корнеева (флейта), А. С. Любимова (гобой), В. И. Казенина (председатель Союза композиторов России) являются солидным подтверждением педагогических достижений Сидоровой.

Каков же рецепт успеха? Как добиться потрясающих результатов? Об этом я спросила у самой Анжелики Сидоровой.

– Конкурсы – большой стимул для роста, – рассказывает Анжелика Викторовна. – Участвуя в них, дети могут послушать других и равняться на тех, кто лучше. Если Москва, организуя конкурсы, устраивает отборочные прослушивания, то, значит, рассчитывает на таланты из провинции. Лауреатов сразу не вижу, главное условие – трудоспособность. Поездки на конкурсы мне запоминаются прежде всего общением с интересными людьми. Приятно, что у моих детей часто берут интервью, а ко мне подходят и просят дать открытые уроки. Чтобы добиться успеха, надо любить свою работу и верить в учеников. Мечтаю съездить с детьми за границу, показать, что и у нас в Чувашии есть одаренные дети, которыми можно гордиться. Хочу выразить благодарность за поддержку в поездках Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела республики, лично заместителю министра В. С. Бондареву и директору музыкальной школы № 1 В. Е. Михайлову.

Признаюсь, не дает мне покоя мысль: а что думают о своей учительнице ее дети? Может, для них на самом деле все не так, как кажется нам, взрослым? И прославленная учительница – это просто «мучительница»?

– Я люблю свой инструмент и свою учительницу, – говорит Дима Корчев. – Она бывает иногда строгая, но все равно добрая. Если и хочет поставить «двойку» – то заслуженно, только когда я плохо играю.

– Если учительница ругает – это хорошо, она ведь хочет, чтобы получалось лучше, – считает Ксюша Чудинова. – Мечтаю играть не на флейте, а на саксофоне.

– Анжелика Викторовна – очень добрая и любит детей. Мне повезло с учительницей, – это мнение Никиты Цепкова. – Она хороший специалист и учит работать. Иногда скажет: поставлю «двойку», но никогда не ставит. Все, кто у нее учится, ее очень любят.

Что может быть важнее для Учителя?



"Республика"
12 января 2005
00:00
Поделиться