Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ЛИШЬ В РОССИИ КИТАЕЦ НАУЧИЛСЯ ПИТЬ ЧАЙ

ПЕВЦЫ Востока и Запада по­бывали в Чебоксарах, чтобы принять участие в нашем опер­ном фестивале. «Ведомостям» удалось пообщаться с двумя из них - овеянным лаврами монстром классики и талант­ливым баритоном, лишь начи­нающим двигаться по славно­му пути.
Главный бас Национального оперного театра «Эстония» Мати Пальм еще в советские времена стал лауреатом Госпремии и на­родным артистом СССР.
- Правда, у себя на родине я об этом звании стараюсь особо не говорить, - смущенно признал­ ся Мати. - А на эстонских афи­ шах я прежде всего - кавалер ордена «Белая звезда». Но это не означает, что эстонцы относят­ ся с предубеждением ко всему русскому. Исполнители из всех бывших союзных республик - частые гости в нашей стране и даже главный дирижер в театре «Эстония» петербуржец.
- А как ваши земляки отно­ сятся к русским анекдотам про эстонцев?
- Считайте, что мы заняли место популярных в советские времена чукчей. О нас теперь начали сочинять байки даже ли­ товцы.
- Эстонцы не пробовали ото­ мстить насмешникам чем-ни­ будь подобным? - Зачем мстить, когда мы сами прекрасно знаем собственные слабости. Уж очень мы обстоя­ тельны и медлительны.
- Говорят, правительство вашей страны первым на постсоветском простран­ стве легализовало производ­ ство самогона, возведя это искусство в ранг националь­ ного достояния. Теперь каж­ дый эстонский хутор может официально гордиться и про­ давать под солидной торговой маркой собственное пойло.
- Я об этом не знаю, зато слы­ шал, что литовцы точно про­ мышляют чем-то подобным, - заявил Пальм.
И тут же принялся очень се­рьезно и обстоятельно объяс­нять: что куда наливать, где и как нагревать, какой режим при этом сохранять, чтобы по­лучился идеальный напиток. После такого нам с Мати оста­лось только вместе посмеяться над неповторимыми тонкостями эстонского юмора.
В отличие от Пальма уроже­нец китайской провинции Шань-дун Цзян Шан Жун еще пости­гает основы мастерского пе­ния в аспирантуре Московской консерватории. После этого его ждут в Шанхае, чтобы по полной программе загрузить репертуар­ными партиями.
- В Китае сейчас в моде ита­ льянская, немецкая и француз­ ская оперная классика, - сооб­ щил «Ведомостям» Шан, - а из русской предпочитают только «Евгения Онегина». Но я увлек­ ся именно русской классикой, приехал учиться в Москву и здесь узнал, что «Онегин» - не более, чем капля в вашем без­ брежном музыкальном море.
- Шанъдун - родина легендар­ ного мудреца Конфуция. Вы, случайно, ему не родственник?
- Нет, - рассмеялся аспирант.
- Все потомки этого философа имеют фамильный иероглиф Кун, которого у меня нет. Я - сын простых инженеров.
- Но, наверное, пользуетесь каким-нибудь секретом китай­ ских мастеров восточных еди­ ноборств?
- Да, использую некоторые приемы дыхательной системы цигун, которая помогает мне правильно петь.
- И пополняете силы при по­ мощи знаменитых китайских супер-чаев?
В чаях-то я как раз ниче­ го не понимаю, из всех его со­ ртов знаю только два - зеленый и черный. Зеленый чай пьют у нас в Китае, причем без саха­ра. А к черному приспособился уже в России, хотя поначалу бы­ ло очень непривычно пить его с сахаром


15 декабря 2004
00:00
Поделиться