Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

М.Яклашкин: Мечтаю о концертном зале с органом

 
В конце ноября нынешнего года Чувашская государственная академическая капелла постановлением Кабинета Министров ЧР получила новый статус — в ее названии появилось слово “симфоническая”, и коллектив стал третьей капеллой в России, имеющей свой симфонический оркестр.
Давняя мечта его руководителя, народного артиста России, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии ЧР, профессора Мориса Николаевича Яклашкина сбылась. К ней он, по сути, шел не один десяток лет: еще студентом Канашского педагогического училища организовал первый в Янтиковском районе духовой оркестр.
1977 год оказался для М.Яклашкина знаковым: он переехал в Чебоксары и стал хормейстером хора Гостелерадио Чувашской Республики. В 1986 году Морис Николаевич уже художественный руководитель и главный дирижер хора, со временем преобразовавшегося в Чувашскую государственную академическую капеллу, которой все годы сопутствовал неизменный успех. И вот новое признание.
“Если бы не Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров, понимающий цели и задачи, стоящие перед капеллой, создать симфонический оркестр было бы невозможно, — говорит М.Яклашкин. — Он “сыграл” партию первой скрипки в оркестре. Нас поддерживает и министр культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела и руководитель администрации Президента ЧР Петр Степанович Краснов: только что мы закупили новые музыкальные инструменты фирмы “Ямаха” для симфонического оркестра.
— Капелла достигла высокого уровня исполнительского искусства. О чем еще можно помышлять?
— Да, я добился того, к чему стремился долгие годы: создал симфонический оркестр. Но я должен видеть не свет в конце тоннеля, а простор, лучезарную дорогу и стремиться к ней. В январе коллективу исполняется пять лет. Начинали мы с двадцати пяти, сейчас сорок пять, после Нового года будет пятьдесят пять оркестрантов. Есть желание увеличить состав до семидесяти-восьмидесяти человек. Появятся в капелле и свои солисты.
Мы прошли путь — тернистый, непростой, манна небесная на нас не сыпалась — от баяна до симфонического оркестра. Всего приходилось добиваться упорным трудом. К сегодняшнему дню я — народный артист, профессор. Казалось бы, все, больше ничего не надо. Но я другого склада человек — всегда хочу учиться и в конце этого года поступил на стажировку в Казанскую государственную консерваторию в класс известного дирижера, народного артиста России, Казахстана, Татарстана, профессора Фуата Шакировича Мансурова.
— Волнуетесь перед выступлением?
— Да. Как можно быть самоуспокоенным? Каждое произведение следует исполнить так, будто оно звучит впервые, а не в десятый раз. И всякий раз видеть, прочитывать и трактовать его по-новому. Это и есть творческий подход.
— Кем себя больше чувствуете: дирижером или преподавателем?
— Эти ипостаси нельзя разграничивать, они существуют параллельно. Но все же я, видимо, больше дирижер. Именно симфонического оркестра.
— Строгий дирижер?
— Я — не монстр, не диктатор, а равноправный партнер. “Давлю” только в момент исполнения: дирижер все же первый среди равных.
Взаимоотношения между дирижером и оркестром сложные, иногда — очень, порой — невыносимые. Не секрет, что каждый артист считает себя гениальным мастером, и нужно выявить и показать его сильные стороны, но не в ущерб другим. Оркестр — это единый организм с единым духом. Я стараюсь балансировать. Нужно обходить острые углы, и в то же время в коллективе должны быть высочайшие порядок и дисциплина. Без них оркестр не состоится, превратится в обыкновенную самодеятельность. Я не прошу меня любить, но нужно уважительно относиться к дирижеру. В конечном итоге артисты это понимают.
— Сегодня в капелле у тринадцати человек почетные звания народного артиста ЧР, заслуженного артиста ЧР, заслуженного работника культуры ЧР, что, конечно же, отрадно. Но, как всякий коллектив, капелла требует притока новых, молодых сил.
— Выпускники музыкального училища должны оставаться в республике — им прямой путь в симфонический оркестр. Думаю, в обозримом будущем должен встать вопрос и о Чувашской государственной консерватории. Кадры — авторитетные исполнители, окончившие консерватории РФ, — в республике есть. Еще бы решить проблему с концертным залом. Столица республики, нация должны иметь прекрасный концертный зал с органом. Считаю, надо думать о том, как выйти на европейский уровень культуры. n
Светлана ИСАЕВА.
Кстати
В репертуаре Чувашской государственной академической симфонической капеллы произведения русских и зарубежных классиков — С.Рахманинова, Г.Свиридова, П.Чайковского, М.Мусоргского, М.Глинки, И.-С.Баха, В.-А.Моцарта, Л.Бетховена, Дж.Верди, прославленных чувашских композиторов Ф.Павлова, С.Максимова, А.Асламаса, Г.Хирбю, Ф.Лукина, Т.Фандеева, хоровые сочинения авторов из Мордовии, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии. Многие из них 15 декабря прозвучат на концерте капеллы в ДК “Химик”.


"Грани.ру"
09 декабря 2004
00:00
Поделиться