15:56 Звездный час детского балета
Чувашский театр оперы и балета был заполнен до отказа. В радостном предвкушении праздника сюда пришли юные чебоксарцы и их родители. Детский фонд «Арабеск» и балетная школа показали новый балет-сказку «Красавица and Чудовище». Союз «и» в названии балета не случайно заменен английским «and». В этом - своего рода ключ к пониманию замысла и стиля спектакля. Его можно уподобить остроумному ремейку на известный американский мультик с тем же названием. Вечная сказочная тема о столкновении мира реального и фантастического, где в замке обитает заколдованный принц-чудовище, а заклятье разрушает истинная любовь, - преломляется в балете весьма оригинально и современно. Волей авторов его действие перенесено в Америку 60-х годов прошлого века. Это определяет и ретро- стиль костюмов, и характер музыкального оформления, где звучат популярные мелодии американских фильмов, а также англоязычные песенно-эстрадные шлягеры от рок-н-ролла до композиций Майкла Джексона и Фреди Меркури.
Чебоксарская балетная школа после получения официального статуса в 1999 году взрослела вместе со своими благодарными зрителями, которых приобщила к сказочно - прекрасному миру балета. Дошколята, видевшие «Пиноккио» и «Дюймовочку», стали уже подростками, а забавные «лягушата» и «кузнечики» первых спектаклей превратились в прелестных юных танцовщиц, покоряющих грацией и красотой.
Именно этой возрастной группе, прежде всего, и адресован новый балет. Он говорит с подростками на их языке, используя многие элементы молодежной культуры, узнаваемые позы, манеру поведения и даже… увлечение роликами. Представьте, главные герои в одной из сцен тоже катаются на роликах!
Вообще, создателям спектакля не откажешь в оригинальности, остроумии, их фантазия неистощима. Это касается всех составляющих балетного действа: и музыки, и хореографии, и сценического оформления. Радуют сочным многоцветьем декорации, выполненные художником из Йошкар-Олы Леоном Тирацуяном. Труднодостижимое равновесие сказочной условности и реальных примет сочетается с легкостью и изяществом, особенно в прозрачном, как кружево, супер-занавесе, спускаемом во время перемены декораций.
Особо хотелось бы отметить замечательную работу художника по костюмам Марины Беловой из Санкт-Петербурга. Увлекательно рассматривать все ее находки и детали. Вот кокетки-милашки с муфточками в стиле Л. Гурченко из «Карнавальной ночи». Вот первый красавец, мечта всех девушек, конечно же, в малиновом костюме. А вот элегантно-стильные девушки - соломинки для коктейлей - с огромными шляпами. Простор для фантазии художницы дают многочисленные обитатели сказочного замка: подсвечник, шахматы, пирожные, флакон Шанели, пуховка, Белый Шоколад, вихляющийся, как на шарнирах, под музыку М.Джексона…
Безусловно, в эстетике спектакля присутствуют черты мюзик-холла, с его ориентацией на зрелищность, броскость, контрастную смену танцевальных номеров. Но кто сказал, что подобное феерическое искусство не нужно, особенно, если это сделано чуть иронично и со вкусом? Зрелищность лишь оттеняет развитие главной лирической темы спектакля - становление любви, способной преодолеть все преграды. В ней-то и заключено главное чудо нашей жизни, наполняющее ее смыслом и превращающее ее в праздник.
Музыка в балете определяет дух и стиль спектакля. Она задает тон и хореографии, призванной выразить ее образное и эмоциональное содержание. К сожалению, заказать музыку хорошему композитору, а затем качественно ее исполнить - для провинциального театра пока недоступная роскошь. Поэтому, как и в прежних детских балетах, музыкальное оформление смонтировано из отдельных музыкальных фрагментов, достаточно пестрых по стилю, зато в качественной записи. Нужно признать, что выстроены они логично, в соответствии с сюжетом. Можно даже услышать подобие лейтмотивов и тематические арки-репризы. Вполне уместны и вкрапления цитат великих композиторов (Моцарта, Генделя, Шуберта, Вагнера…) в великолепной эстрадной аранжировке, выполненной с таким пиететом и вкусом, что вряд ли они показались бы кощунственными самим создателям этих тем. Правда, на мой взгляд, несколько выбилась из легкого эстрадного стиля трагически - пафосная тема Дворжака, прозвучавшая в подлинном симфоническом, а не аранжированном звучании. Хотя, может быть, это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть перелом в развитии сюжета, когда от героев требуются настоящее мужество и подлинные чувства…
На возможный упрек ревнителей «чистоты» стиля в пестроте музыкальной компиляции можно ответить следующим соображением: музыкальное оформление балета лишь отражает нашу полистилистическую звуковую реальность, где одновременно сосуществуют и джаз, и рок, и этно-музыка, плохая и хорошая эстрада, высокая классика. Такое время, господа! Главное, что и зрителям, и участникам спектакля это «пиршество» для слуха и глаз, безусловно, нравится. С каким удовольствием танцевали юные ученики балетной школы, хореографического отделения музыкального училища и солисты театра, вдохновенно исполнившие главные партии: Татьяна Альпидовская - Красавица Бэлль, Валентин Шустиков - Чудовище (как гармонично слился его трагический хорео-монолог с неподражаемым и волнующим тембром Фр. Меркури!). А Сергею Решетову поручены сразу две партии: незадачливого соперника Гостона и элегантного мажордома - подсвечника в замке Чудовища.
Особых слов благодарности заслуживают главные создатели спектакля, энтузиасты балета и удивительно творческие люди - Галина Никифорова и Инна Николаева, подарившие нашей публике уже четвертый детский балет. Чебоксарское музыкальное училище может гордиться выпускницей теоретического отделения - Инной: ей принадлежат идея, либретто балета и его музыкальное оформление. А руководитель балетной школы, заслуженная артистка Чувашской Республики Галина Никифорова реализовала замысел в интересной, выразительной и современной по языку хореографии.
Лучшей наградой за премьеру для них были несмолкающие несколько минут овации всего зала.
А. Григорьева,
преподаватель музыкального училища, музыковед