Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

НЕ БЫВАЕТ ЛЮБВИ БЕЗ СТРАДАНИЙ

Бесконечно преданная театру, влюбленная в его искусство Светлана Савельева так и не привыкла к гастролям, когда надо отрываться от дома, семьи. Если и бывали минуты горьких сожалений о выборе профессии актрисы, они связаны только с выездами. Но в моменты сомнений каждый раз перед глазами всплывали образы героинь, созданных ею же самой. “На кого ты меня оставляешь?” - спрашивала Елюк из спектакля “В деревне”. Светлана и сама не знает, почему именно эта героиня запала ей в душу. На сцене Театра юного зрителя спектакль шел девять лет. Все это время ей постоянно снилась Елюк. Во сне актриса вечно опаздывала на сцену: то в онучах запутывалась, то не успевала наряжаться в национальный костюм...

Светлана Савельева в роли Анны (“Украденное счастье”).

Жаль было оставлять и других героинь. Разве легко давались роли Анны из “Украденного счастья”, молодой Крупской из “Первых ласточек”, Ольги Петровны из “Нахлебника”, Анны из спектакля “Сестры”, Ели из спектакля “Доля наша такова”?

Когда становилось совсем невмоготу, она вспоминала себя молодую, мечтательную. Так велико было желание стать актрисой, что она приходила к зданию Чувашского драмтеатра и с тоской обнимала белые колонны. “Нет, без театра я не проживу”, - стряхивала Светлана с себя минутную слабость и скрепя сердце выезжала на гастроли, отправив крохотного сынишку к родителям в деревню Хорамалы Ядринского района. А гастроли длились два-три месяца и казались молодой матери вечностью. Сердце изнывало от тоски по сыну. Ей никогда не забыть, с каким равнодушием встретил маму Алеша после одной из таких долгих поездок. Она бы поцелуями осыпала его с ног до головы, но малыш с криком “Мама!” ухватился за бабушкину юбку и никуда от нее не отходил. Светлана даже не знала, чем отогреть сердце двухлетнего сынишки. Несколько дней, пока сын не почувствовал, кто из “двух мам” настоящая, так и ходили все вместе: втроем теленку пойло отнесут, курам зерна насыплют. Даже спать втроем ложились. В конце концов мальчик убедился, что “мама Фета” его очень и очень любит.

А как не хотел Алеша оставаться в круглосуточном садике на время маминых выездов со спектаклями! “Я сломаю твою работу”, - говорил он маме сквозь слезы. Так и жила актриса Светлана Савельева, разрываясь между семьей и театром, между материнским долгом и профессиональным.

- Не заметила, как молодость прошла. Сын уже взрослый, выучился на инженера. А я как работала в театре, так и работаю. Вот уже 61-ю роль готовлю – роль Лошади в “Очень простой истории”, - говорит актриса. - Юных героинь оставила молодым коллегам. Плавно, безболезненно перешла на характерные, возрастные роли. За четверть века столько было ведущих ролей… И сейчас есть, что для души играть. Донести до зрителя, например, переживания, страдания матери наркомана (“Семья вурдалака”) или же задор озорницы, шутницы и скандалистки Маймуны (“Червоточина”). Да и другие роли бывают, от которых не увернешься – производственная необходимость. Стараешься, чтобы они тоже зрителю запомнились, тратишь себя и на эти роли. Иначе какой ты актер?

- Из восемнадцати человек, которые вместе с ней окончили актерское отделение музыкального училища, набранное для Театра юного зрителя, сейчас работают только пятеро, зато искусству они преданы фанатично, - говорит народный артист Чувашии В. Павлов. – Мне двадцать лет приходилось играть с Савельевой в ведущих ролях. Были партнерами в спектаклях “Чебоксарская невеста”, “В субботу вечером”, “Старший сын”, “Пять вечеров”, “Украденное счастье”, “Сестры”... В Светлане Рюриковне есть очень важное для актера качество – чувство партнера. С ней играть – одно удовольствие, партнера понимает с полуслова. Если что, сразу подхватывает, поддерживает.

Мне особенно нравится, как она играет чувашских женщин. В повседневной жизни мы и не замечаем, как меняет нас время. Сегодня не каждая актриса сможет сыграть настоящую чувашскую женщину, которой не коснулась эмансипация, урбанизация. Савельева с этими ролями справляется отлично. Вяжет, прядет так, как будто всю жизнь только этим и занималась. Да и свободное время наши актрисы не коротают в курилках. Савельева – рукодельница.

- Она не из тех, кто ноет, плачет, кто загружает своими проблемами других, - продолжает Павлов. - Актеров никогда не баловали высокой зарплатой, и нам всегда приходится экономить. На выезды берем домашнюю выпечку, заготовки. Все знают, что Светлана Рюриковна из подручных, недорогих продуктов может приготовить очень вкусные, оригинальные блюда, с удовольствием делится рецептами. Умеет она скрашивать серость будней.

- А как душевно поет чувашские песни! Даже по голосу можно определить доброго и отзывчивого человека, - рассказывает о коллеге заслуженная артистка Чувашии Р. Полякова. – У нее хорошо поставленная сценическая речь. Не зря же в течение долгих семнадцати лет сначала вместе с Ориновым, потом Никифоровым она вела радиопередачу “+раскал”, которая служит как бы отдушиной для юных слушателей. Бывало, она заменяла радио- и теледикторов, ушедших в отпуск. Так и звали ее между собой: “Палочка-выручалочка”.

- За сценическую речь я благодарна Валериану Степановичу Лебедеву, - говорит актриса. - И радиопередачи научили многому: микрофон заставляет думать, следить за своей речью, излагать мысли четко и ясно. А сколько юных слушателей делились с нами самым сокровенным. О каких только страданиях, переживаниях не рассказывали многочисленные письма. Общаясь со своими слушателями, я глубже узнавала внутренний мир молодых. А это помогало в создании сценических образов.

Театр переживает не самые лучшие времена. Чувашские зрители, традиционно почитавшие этот вид искусства, нынче больше озабочены добыванием хлеба насущного, что не может не беспокоить актеров. Ведь они общаются с людьми не только со сцены.

- Иногда такие откровения услышишь! Знаете, что говорят торговцы на рынках, среди которых много бывших учителей, инженеров, врачей... Говорят, что после посещения театра им особенно тяжело, потому что снова надо возвращаться в безжалостный, порой бесчеловечный рыночный мир. Придя в театр, они с болью в душе осознают, что мимо них незаметно проходит совсем иная жизнь, с другими ценностями, - делится со мной народная артистка Чувашии Савельева. – Мне кажется, что вот ради этого и стоит выходить на сцену. Если не мы, то кто же еще будет постоянно напоминать уставшим от различных экспериментов и реформ людям о существовании этой другой жизни, где во все времена в чести милосердие, порядочность и человечность.



"Советская Чувашия"
06 ноября 2004
00:00
Поделиться