Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

"УЧИТЕЛЯ" ИЩУТ ВРАГОВ

Лет двадцать назад, когда я только начинала работать в газете, мне рекомендовали одну семью, чтобы поговорить с молодыми родителями. На мой вопрос, что их заставило окрестить ребенка, они ответили: “В садике не хватает мест, а родители не хотят ухаживать за некрещеным малышом”. В те годы детей крестили втайне, и все равно об этом таинстве в соответствующих органах узнавали. За веру можно было лишиться партбилета, работы. Сегодня никого не снимают с должности за крещение детей, венчание.

Вера – дело сугубо личное. Демократия дала нам свободу. Этой свободой поспешили воспользоваться и околорелигиозные организации. В южных районах Чувашии, к примеру, бывали случаи вылазки сомнительных религиозных деятелей из соседних регионов. Духовным управлением мусульман республики их деятельность пресекалась своевременно.

Чуваши – народ в основном православный. За несколько веков под влиянием христианства сформировался его традиционный уклад жизни. Но события последнего времени показывают, как велико в некоторых людях желание отличиться, “повернув реку вспять”. Появились “учителя”, призывающие отмежеваться от других народов. Они готовы разделить единый чувашский народ на “истинных” чувашей - поклоняющихся своему богу, и на тех, кто придерживается “чуждой религии”. При этом вторые сравниваются с предателями, врагами народа. Да-да, снова в ход пускают это страшное выражение. Правда, право определения этого врага оставляют за читателями, чтобы в случае чего снять с себя всякую ответственность. Если учесть, что христианизация чувашей началась в XVI веке, список “врагов” может получиться бесконечно длинным.

Священнослужители серьезно обеспокоены выходом на чувашском языке литературы, которая, по их мнению, может стать миной замедленного действия в разжигании межнациональной розни между живущими в Чувашии народами. Вот как оценивает такие “произведения” ректор Духовного училища Чебоксарско-Чувашской епархии, протоиерей Михаил.







- Такие книги выходят не случайно, видимо, есть какая-то подталкивающая сила. Кому-то хочется столкнуть язычество с православием, людей разных национальностей друг с другом. Им нужно, чтобы поколебалось православие, чтобы народы враждовали друг с другом.

В советское время 70 лет людей отводили от бога. За такой долгий период атеистического воспитания народ оказался духовно дезориентирован. Не это ли благодатная почва для посева семян вражды? Некоторые, не разобравшись, попадают под влияние таких лжеучителей.

- Рядовому читателю непросто разобраться, к чему его призывают. Авторы выдают себя за радетелей родного народа, даже церковные выражения используют.

- Колдун тоже ставит икону, зажигает свечки. Люди расслабляются и легко попадают под его влияние. Орел – мощная птица, но зацепится когтем за сеть, захлопает крыльями, и пуще запутывается в сети. То же самое происходит с людьми, которые легко воспринимают все, что им преподносят с именем бога.

- За несколько столетий судьбы людей разных национальностей так переплелись, что отделить их невозможно. А тут нам втолковывают, что дети выросли непутевыми, потому что жену взял не той национальности, на свадьбе родных песен и плясок не было, сноха не поняла благословения.

- Какое-то суеверие в людях всегда есть. Вот на это и рассчитывают. В своих учениях лжеучителя цепляются за все, как бес за грешную душу. Разве мало в жизни других примеров, когда муж и жена одной национальности, но растят детей себе на горе. Не там ищет автор причины семейного разлада.

- Если верить этим людям, у чувашского народа нет ни предводителя, ни государя, а все беды, вредные привычки - от чужого бога.

- У нас есть почитаемая власть. Мы говорим, что всякая власть - от бога. Наше правительство заботится о народе: города украшает, дома строит, дороги прокладывает, села газифицирует. Разве все это не во благо народа? Конечно, живем не без трудностей. Но нельзя сравнить сегодняшнюю жизнь с тем, что было в годы войны и после: без хлеба сидели, в лаптях ходили. Сейчас у многих машины, утром проехать невозможно – пробки. Но не все живут так, как хотелось бы, люди всегда чем-то недовольны. Вот этим лжеучителя и пользуются. Да, есть вредные привычки, губительные для развития всего общества. В их числе и пьянство. Но не бог этому учит. Пьянство – это страсть, которую человек должен подавлять. Это от дьявола. Дьяволу служить или богу – человек выбирает сам.

А насчет “чужого” бога… Бог у нас един. Православие – всемирная религия. Вспомните завещание Ивана Яковлева чувашскому народу: “Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания: без веры в него холодно и мрачно на земле…” Я думаю, кто хоть чуть-чуть верит в бога, стремится к добру, тот не попадет под влияние околорелигиозной литературы. Некоторые говорят, что в таких книгах и брошюрах есть крупица зерна. Не надо искать миллиграмм золота в куче навоза, сам весь замараешься. И миллиграмм тот не настоящий, а мнимый.

Сейчас народ потянулся в церковь. Бывая в приходах, я вижу, чувствую благоговение людей перед духовенством, церковью, богом. Пусть иной даже молиться не умеет, но если он пришел и немного постоял в храме, значит, у него есть внутренняя потребность в этом, все равно какое-то очищение он получает. Даже падшие задумываются о смысле жизни, знают, что он заключается не в пьянке-гулянке и не в богатстве. У верующего человека цель одна – спасение души, получение благодати божьей через молитву и покаяние.

Мы не должны забывать завещание Ивана Яковлева. Выполняя его наказ, Чувашия в своем развитии выросла до такой высоты, что ее знают в мире. Иван Яковлевич хотел, чтобы его народ жил в единой семье с Россией, берег веру в бога. “Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас… Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним” - говорится в его духовном завещании. Чего скрывать, в истории республики был достаточно долгий период, когда роль просветителя в развитии чувашского народа умаляли. Этот период ушел безвозвратно.

Однажды, находясь в Италии, я встретился с русскоязычным человеком. Разговорились. Он, оказывается, знает нашу республику, наслышан о нашем городе. Знаете, как приятно мне было! Я думаю, что завещание просветителя хранится в тайнике души каждого человека, а этих, призывающих идти отдельным путем, немного.

- Будет ли канонизирован Иван Яковлев?

- Честно говоря, он для меня и так святой человек. Издание Евангелия – это уже признак святости. Оно читается в каждом чувашском приходе. У чувашского народа есть святой человек, который угоден Богу.



"Советская Чувашия"
30 октября 2004
00:00
Поделиться