Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В РЫНОК

Вышитые полотенца и мужские рубахи дореволюционного фасона, расписные доски, ложки и кружки, глиняные фигурки – этот ассортимент национального самобытного творчества был представлен участникам межрегиональной научно-практической конференции “Народное искусство, художественные промыслы и ремесла: проблемы сохранения, развития и возрождения”, состоявшейся на прошлой неделе в Чебоксарах.

Красивый чувашский наряд от "Паха тере" к лицу каждой девушке.

В Чувашии вроде бы немало делается для того, чтобы сохранить эти старинные занятия. В конце прошлого года Кабинет Министров республики принял специальную целевую программу до 2005 года. Действуют дом ремесел в Мариинском Посаде, центр национального костюма при швейной фирме “Золотое руно”, центр возрождения ручного ткачества, центр национальной вышивки и творческая лаборатория по художественной обработке металла при ООО “Мастерские “Художественный фонд” и т. д. Живы и крупные предприятия “Паха тере”, “Шевле”.

Тем не менее первый заместитель министра культуры, межнациональных отношений, информационной политики и архивного дела республики В. Бондарев признал на конференции: “Выпускаются единичные эталоны народного искусства, создать же серийное производство для нас большая проблема”.

Но почему, если есть спрос на такую продукцию? Это подтвердил и первый заместитель председателя правления Ассоциации народных промыслов России В. Антонов, сравнивший современное чувашское народное искусство с птицей, у которой два крыла – вышивка и ткачество. Правда, последнее практически утрачено.

- Каждому новому директору “Паха тере” я советовал возрождать ткачество. Ведь сегодня мода широко использует приемы декоративного оформления. Или взять вышивку – удивительную, прекрасную. Но предприимчивые люди мне сказали: “Вы украшаете “мешки”, а нам нужны модели, поэтому перекраиваем ваши изделия и имеем большие деньги”, - поделился чужими “секретами” В. Антонов.

Эта ассоциация обещает помощь в сбыте. В Москве оборудуется склад, где всю защищенную голограммой и по-фирменному упакованную продукцию народных промыслов будут сортировать и отправлять в специализированные столичные магазины. Ведь именно в них, расположенных в белокаменной возле станций метро и в других людных местах, раскупается половина всех самобытных товаров, производящихся в России.

В среднем по стране ежемесячная зарплата народных умельцев – 3,1 тысячи рублей. “А у вас в республике – 1,8 тысячи”, - заметил В. Антонов. Заниматься ремесленничеством выгодно, если поставить его на широкую ногу. Изделия народных художественных промыслов имеют неплохие налоговые льготы – и по НДС, и по единому социальному налогу (с будущего года). Кроме того, местная власть может освободить такие фирмы от налогов на землю и на имущество, что уже сделано в Башкирии.

Получается, мастера у нас в республике есть, традиции сохранились, только “вписать” народное творчество в рынок пока не получается. А ведь лет 15 назад можно было свободно купить модную женскую легкую и домашнюю одежду, детские платьица и костюмчики, умело украшенные чувашской вышивкой. Среднее поколение наверняка помнит и недорогие наволочки, пододеяльники, занавески с нашей национальной вышивкой. А что сегодня?

Возьмем косоворотку, пошитую на “Паха тере” по моде начала прошлого века. “Скажите, где можно появиться в такой одежде?” – вглядываясь в четырехзначную цифру на ценнике, интересуюсь у продавщицы, торгующей от Гильдии ремесленников. (Эта гильдия почему-то оказалась единственным продавцом и пропагандистом народных промыслов на конференции.) “Ну ее хорошо надеть после бани, ведь ткань-то натуральная. А еще такие вещи нравятся представителям чувашской диаспоры”, - бойко отвечают из-за прилавка.

Но я не смогла припомнить, чтобы кто-то из моих городских знакомых или соседей по даче, а среди них немало людей состоятельных, выходил из ванной (бани), натянув рубаху ценой в тысячу с лишним рублей. Да и члены диаспоры, говорят, предпочитают современные, более дешевые вещи, за исключением аксакалов, у которых сохранились вышитые мужские сорочки с чувашским орнаментом.

Вот вышитая салфеточка от “Паха тере” размером 26х26 см оценена в 140 руб. Очень похожая в фойе Дома правительства стоит всего 75 руб. Видимо, предельных наценок на товары народных промыслов не существует – у гильдии они одни, у других продавцов – более приближенные к спросу. Но таких, чутко улавливающих конъюнктуру продавцов, единицы, потому и получается, что нет спроса на “народный” товар. Тут уж, конечно, не до серийного производства.

Ну а что касается современных фасонов, то, как сообщили в “Паха т\р\”, там наконец-то разработали коллекцию повседневной молодежной одежды. Найдет ли она покупателя, если продавцы взвинтят цены? Спасение в такой ситуации – фирменный магазин. Говорят, фабрика собирается открыть его в Чебоксарах, но пока что-то не выходит.

Детские поделки из соломки, глины, бересты тоже хороши как сувениры. Их можно увидеть в том же салоне. Только внушительные цены кажутся не всегда соответствующими мастерству юных умельцев, да и национальная тема не “звучит”. А ведь когда в республике начинается подготовка к крупным спортивным состязаниям, конференциям и речь заходит о сувенирной продукции, Президент Н. Федоров постоянно напоминает: она в большинстве своем должна быть доступной по цене – не дороже 100 рублей.

Чебоксары не столь посещаемы туристами как, к примеру, город Мышкин Ярославской области. Там сумели “раскрутить” народные промыслы и ремесла, усиленно эксплуатируя образ мыши, даже создали ее музей. В львиной доле сувенирной продукции изображен этот мелкий грызун. По словам директора Мышкинского дома ремесел В. Теркина, самая дешевая сувенирная мышка стоит всего-то 5 рублей. А вот за серьезные изделия, за кованые розы в частности, придется заплатить гораздо больше – 600 рублей. Впрочем, это самая высокая цена за сувенир, предлагаемый в Мышкине, заверил В. Теркин.

Есть ли в Мышкине фирма, выполняющая сувенирные заказы, приуроченные к каким-либо событиям, – я спросить не успела. А у нас в республике такие заказы частенько поступают на “Паха тере”. Думаете, фирма получает большую прибыль? “Ничего подобного”, - говорят мастера, - часть этих сувениров так и не находит покупателей”. С начала года подобной продукции скопилось чуть ли не на 100 тысяч рублей. Между прочим, некоторые заказы фирме были доведены “сверху” вместе с эскизом. Вот если бы эскиз разрабатывался в самой “Паха тере”, то швейникам было бы, наверное, не так обидно: сами не угадали художественных запросов покупателей и их материальных возможностей – вот и сработали себе в убыток.

Может, стоит наладить оплату таких заказов изготовителям из республиканского или городского бюджета? Так с предприятиями народных промыслов сотрудничают, например, в Волгограде. Не зря же в рекомендациях участники конференции записали, что только взаимодействуя друг с другом, государственная власть, местное самоуправление, предприятия народных промыслов и отдельные мастера смогут развивать народное творчество как в художественном, так и в коммерческом направлении.



"Советская Чувашия"
19 октября 2004
00:00
Поделиться