Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

НОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ НА СЦЕНЕ РУССКОГО ТЕАТРА

Художественный руководитель Московского театра на Перовской, заслуженный артист России Кирилл Панченко прибыл из Москвы в Чебоксары специально для участия в премьерном показе своего спектакля - новой постановки Русского драматического театра по пьесе Н. Коляды «Дураков по росту строят». 

 

-Почему для нового спектакля выбрана пьеса Коляды,  и ставить вы ее решили именно с актерами Русского драмтеатра Чувашии?

 

-После окончания театрального училища по распределению я работал в Русском драмтеатре «очередным режиссером». Это был мой первый профессиональный театр. Я рад, что  театральные зрители еще помнят мои работы  20-летней давности: «Любовь и голуби», «Я - женщина» и детские спектакли «Красная шапочка», «Анчутка». 

Приглашение из Русского драмтеатра, прозвучавшее в связи с необходимостью постановки спектакля «Дураков по росту строят»  по пьесе Коляды, было для меня очень важным.

На протяжении довольно длительного времени, уже после моего окончания работы в этом театре, мы поддерживали дружеские отношения с замечательной актрисой театра  Галиной Холопцевой. У нас произошло «взаимное попадание»: мы достигли с ней хорошего взаимопонимания на площадке.  Считаю ее выдающейся актрисой.

В данном случае я не преувеличиваю. К сожалению, технологии «изготовления звезд» в нашей стране такова, что люди, работающие в российской провинции, зачастую находятся вне зоны критики и внимания.  Выдающиеся актеры оказываются неузнанными. С моей точки зрения,  Холопцева - выдающаяся русская актриса невероятного темперамента и диапазона. Другое дело, что определенное количество времени ей пришлось просуществовать в  узком репертуарном коридоре,  поэтому ее возможности зачастую оказывались невостребованными.

5-6 лет назад  у нас появилась взаимная идея осуществить эту постановку. По разным организационным, финансовым причинам постановка не могла быть осуществлена тогда, когда замысел зародился. А вот сейчас возможности сошлись, и с апреля мы начали работу над спектаклем.

Несколько слов о Коляде. На мой взгляд, он сегодня  наиболее интересный драматург, потому что его творчество стоит на плечах классической традиции. Многих писателей нашего времени забудут, Коляду - нет. Его творчество -  естественное продолжение театральной  драматургической школы русской театральной традиции, которая не имеет аналогов.  

 

-В чем же особенность автора?

 

-Коляду обвиняли в «чернушности», в «выкапывании патологий». На самом деле, это мнение очень недальновидных людей и невнимательных читателей.  Коляда -  на удивление светлый автор.

На каждом этапе развития драматургии возникает некий новый взгляд на то, что называется сценической правдой.  Коляда - один из тех людей, кто по-новому посмотрел на сценическую правду, а читателей и зрителей это немножко пугает. Мы привыкли к традиционному способу общения на сцене, к традиционному способу существования актера на сцене. Действует неписанный закон: зрители делают вид, что верят тому, что происходит на сцене, а актеры делают вид, что тратят свои силы и верят, что они играют. От этого потихоньку  падает интерес к театру.

Так вот, Коляда - один из тех людей, кто взорвал эту ситуацию и предложил нам новую правду, новый взгляд на жизнь.

 Появление работ Коляды - как свежий воздух для нашего сегодняшнего театра. Масса пьес, которые пишутся, но все время хочется задать вопрос: «Вы зачем бумагу мараете?»

Он - не марает. Это свойство большого дарования. Он не просто знает среду, о которой пишет. Такое ощущение, что он в ней живет. Такое ощущение, что он наблюдает за людьми, о которых пишет в своих пьесах. И, самое главное – он никогда их не осуждает. Каким бы ни был человек, он – личность. Мы можем над ним смеяться, прикладывать разные эпитеты. Но  драматург не предлагает нам осудить одного и поддержать другого. Никакого указующего перста он не выдвигает. Он просто наблюдает ситуацию и предлагает самим делать выводы.

  

-В пьесе «Дураков по росту строят» - достаточно простой сюжет. Почему он вас заинтересовал?

 

-В пьесе -  примитивная ситуация. Две женщины – мать и дочь – покупают огромную  квартиру в огромном доме для советской элиты в центре города. Главная героиня, схватив бутылку,  пирог, дочь под мышку, прибежала знакомиться с соседями. Вот и вся ситуация. Но в этом сюжете Коляда раскрыл столкновение двух культур, присущих  нашей стране. Семья, в которую попадают эти женщины,  неполная: отец и сын. Отец - бывший военный, сын – выпускник университета. Они закрылись от всего внешнего мира в некоем искусственно созданном пространстве. Оба  понятия не имеют  и не желают иметь понятие о том, что собственно происходит вокруг.  Пик или тупик развития советской интеллигенции, которая привыкла со всем соглашаться,  лишь бы ее не трогали. 

К  ним в дом вторгается другая культура. Торгашка с дочкой влетают в жизнь замкнутых людей, как ураган. Обе уже все знают про их квартиру,  у них - далеко идущие планы.  Возникает странная ситуация. Люди не успели посмотреть  друг на друга, познакомиться, а уже возникают панибратские отношения.  И  мужчины уже на все согласны, лишь бы их не трогали.   В этом столкновении  Коляда видит и показывает   тупиковые ветви развития человека. Потому что никто за пределами  собственного носа  ничего не видит,  не слышит, не желает слышать. При этом вдруг Коляда замечает: несмотря ни на что,  это - тоже люди, способные на  очень крупные достойные поступки. Из обычного сюжета автор пишет  многогранную пьесу, творит внятный анализ человеческих типов  интеллигенции,  победоносного хамства.

 

-Вы сказали, что Коляда меняет традиционный способ общения на сцене, тип поведения актеров. Трудно было «ломать» привычки   тех, кто занят в спектакле?

 

 -Я изучил репертуар Русского драмтеатра,  манеру игры, уровень взаимодействия со зрительным залом. Мне кажется, что пьеса Коляды «Дураков по росту строят» - вне зависимости от ее успешности - должна оказаться весьма полезной, и с точки зрения несколько иной манеры существования актеров на сцене, и с точки зрения иного языка  театрального  зрелища.

Четыре человека определяют  пьесу. В основных ролях – Галина Холопцева, Евгений Лезов и молодые – Людмила Иванова и Геннадий Родин. 

Могу уверено сказать: каждым из них я доволен. Это очень интересные актеры.

О спектакле рассказывать - неправильно. Надо прийти и посмотреть.

 

    Отклики на интервью присылайте по адресу: kult12@cap.ru



08 октября 2004
00:00
Поделиться