НОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ НА СЦЕНЕ РУССКОГО ТЕАТРА
Художественный руководитель Московского театра на Перовской, заслуженный артист России Кирилл Панченко прибыл из Москвы в Чебоксары специально для участия в премьерном показе своего спектакля - новой постановки Русского драматического театра по пьесе Н. Коляды «Дураков по росту строят».
-Почему для нового спектакля выбрана пьеса Коляды, и ставить вы ее решили именно с актерами Русского драмтеатра Чувашии?
-После окончания театрального училища по распределению я работал в Русском драмтеатре «очередным режиссером». Это был мой первый профессиональный театр. Я рад, что театральные зрители еще помнят мои работы 20-летней давности: «Любовь и голуби», «Я - женщина» и детские спектакли «Красная шапочка», «Анчутка».
Приглашение из Русского драмтеатра, прозвучавшее в связи с необходимостью постановки спектакля «Дураков по росту строят» по пьесе Коляды, было для меня очень важным.
На протяжении довольно длительного времени, уже после моего окончания работы в этом театре, мы поддерживали дружеские отношения с замечательной актрисой театра Галиной Холопцевой. У нас произошло «взаимное попадание»: мы достигли с ней хорошего взаимопонимания на площадке. Считаю ее выдающейся актрисой.
В данном случае я не преувеличиваю. К сожалению, технологии «изготовления звезд» в нашей стране такова, что люди, работающие в российской провинции, зачастую находятся вне зоны критики и внимания. Выдающиеся актеры оказываются неузнанными. С моей точки зрения, Холопцева - выдающаяся русская актриса невероятного темперамента и диапазона. Другое дело, что определенное количество времени ей пришлось просуществовать в узком репертуарном коридоре, поэтому ее возможности зачастую оказывались невостребованными.
5-6 лет назад у нас появилась взаимная идея осуществить эту постановку. По разным организационным, финансовым причинам постановка не могла быть осуществлена тогда, когда замысел зародился. А вот сейчас возможности сошлись, и с апреля мы начали работу над спектаклем.
Несколько слов о Коляде. На мой взгляд, он сегодня наиболее интересный драматург, потому что его творчество стоит на плечах классической традиции. Многих писателей нашего времени забудут, Коляду - нет. Его творчество - естественное продолжение театральной драматургической школы русской театральной традиции, которая не имеет аналогов.
-В чем же особенность автора?
-Коляду обвиняли в «чернушности», в «выкапывании патологий». На самом деле, это мнение очень недальновидных людей и невнимательных читателей. Коляда - на удивление светлый автор.
На каждом этапе развития драматургии возникает некий новый взгляд на то, что называется сценической правдой. Коляда - один из тех людей, кто по-новому посмотрел на сценическую правду, а читателей и зрителей это немножко пугает. Мы привыкли к традиционному способу общения на сцене, к традиционному способу существования актера на сцене. Действует неписанный закон: зрители делают вид, что верят тому, что происходит на сцене, а актеры делают вид, что тратят свои силы и верят, что они играют. От этого потихоньку падает интерес к театру.
Так вот, Коляда - один из тех людей, кто взорвал эту ситуацию и предложил нам новую правду, новый взгляд на жизнь.
Появление работ Коляды - как свежий воздух для нашего сегодняшнего театра. Масса пьес, которые пишутся, но все время хочется задать вопрос: «Вы зачем бумагу мараете?»
Он - не марает. Это свойство большого дарования. Он не просто знает среду, о которой пишет. Такое ощущение, что он в ней живет. Такое ощущение, что он наблюдает за людьми, о которых пишет в своих пьесах. И, самое главное – он никогда их не осуждает. Каким бы ни был человек, он – личность. Мы можем над ним смеяться, прикладывать разные эпитеты. Но драматург не предлагает нам осудить одного и поддержать другого. Никакого указующего перста он не выдвигает. Он просто наблюдает ситуацию и предлагает самим делать выводы.
-В пьесе «Дураков по росту строят» - достаточно простой сюжет. Почему он вас заинтересовал?
-В пьесе - примитивная ситуация. Две женщины – мать и дочь – покупают огромную квартиру в огромном доме для советской элиты в центре города. Главная героиня, схватив бутылку, пирог, дочь под мышку, прибежала знакомиться с соседями. Вот и вся ситуация. Но в этом сюжете Коляда раскрыл столкновение двух культур, присущих нашей стране. Семья, в которую попадают эти женщины, неполная: отец и сын. Отец - бывший военный, сын – выпускник университета. Они закрылись от всего внешнего мира в некоем искусственно созданном пространстве. Оба понятия не имеют и не желают иметь понятие о том, что собственно происходит вокруг. Пик или тупик развития советской интеллигенции, которая привыкла со всем соглашаться, лишь бы ее не трогали.
К ним в дом вторгается другая культура. Торгашка с дочкой влетают в жизнь замкнутых людей, как ураган. Обе уже все знают про их квартиру, у них - далеко идущие планы. Возникает странная ситуация. Люди не успели посмотреть друг на друга, познакомиться, а уже возникают панибратские отношения. И мужчины уже на все согласны, лишь бы их не трогали. В этом столкновении Коляда видит и показывает тупиковые ветви развития человека. Потому что никто за пределами собственного носа ничего не видит, не слышит, не желает слышать. При этом вдруг Коляда замечает: несмотря ни на что, это - тоже люди, способные на очень крупные достойные поступки. Из обычного сюжета автор пишет многогранную пьесу, творит внятный анализ человеческих типов интеллигенции, победоносного хамства.
-Вы сказали, что Коляда меняет традиционный способ общения на сцене, тип поведения актеров. Трудно было «ломать» привычки тех, кто занят в спектакле?
-Я изучил репертуар Русского драмтеатра, манеру игры, уровень взаимодействия со зрительным залом. Мне кажется, что пьеса Коляды «Дураков по росту строят» - вне зависимости от ее успешности - должна оказаться весьма полезной, и с точки зрения несколько иной манеры существования актеров на сцене, и с точки зрения иного языка театрального зрелища.
Четыре человека определяют пьесу. В основных ролях – Галина Холопцева, Евгений Лезов и молодые – Людмила Иванова и Геннадий Родин.
Могу уверено сказать: каждым из них я доволен. Это очень интересные актеры.
О спектакле рассказывать - неправильно. Надо прийти и посмотреть.