Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

«КОКЕЛЬ ВОЗВЫСИЛ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО ДО МИРОВОГО УРОВНЯ»

«КОКЕЛЬ ВОЗВЫСИЛ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО ДО МИРОВОГО УРОВНЯ»

Васильев Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент Чувашского государственного университета им. И. Ульянова, руководитель  инициативной группы  по проведению 125–летия со дня рождения Алексея Афанасьевича Кокеля и 165–летия со дня основания Тарханской средней школы Батыревского района.

 

-Чем Кокель интересен для  Чувашии?

 

         -Когда меня спрашивают, что же такого особенного сделал Кокель, я отвечаю: уже одним тем, что в начале XX столетия  его картина экспонировалась на всемирных выставках, он возвысил чувашское изобразительное искусство до мирового уровня.      

 

-Расскажите о нем.

 

-Алексей Афанасьевич Кокель родился 13 марта 1880 года в селе Тарханы Батыревского района. На мой взгляд, он родился под счастливой звездой.  Хотя надо отметить, что его жизнь была весьма драматична и трагична.

В детстве он учился в Тарханском сельском училище. Оно было знаменито тем, что здесь преподавали воспитанники Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева. Школа является одной из старейших в Чувашии, в этом году ей исполняется 165 лет, она всегда славилась и славится хорошими традициями и учениками.

Алексей обладал прекрасным голосом и был приглашен в церковный хор. С детства рос шустрым, озорным, любил рисовать. Случилась с ним беда: простудился во время пения. Мальчик был приговорен. Но случилось чудо, я по-другому не могу это назвать. Сказка. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

В 1889 году в Поволжье разразилась величайшая засуха. Начался голод, падеж скота. Гибли люди. В регион были направлены врачи и ветеринары. В том числе – студенты медицинских и ветеринарных институтов Санкт-Петербурга. Среди них – две девушки: Мария Варганова и ее подруга. Они приехали в Тарханы, где работал  удельным лесничим известный им Иосиф Раубе - удельных лесничих тогда назначали из Санкт – Петербурга…

Когда девушки приехали в Тарханы, обошли дворы. Зашли во двор и к девятнадцатилетнему  Алеше. Юноша не мог передвигаться, у него были открытые раны, текли кости.

Алексей продемонстрировал студенткам свои рисунки. Девушки были поражены талантом одаренного юноши. У них зародилась светлая мысль:  увезти  парня в Питер, излечить у ведущих петербургских докторов и помочь ему поступить в Академию Художеств.

Студентки реализовали свой план! Сначала они забрали два его альбома с рисунками и показали в Санкт-Петербурге крупным российским художникам – Кардовскому и Маковскому, чтобы для объективности иметь разные оценки. И Кардовский, и Маковский также были поражены рисунками Алеши. Попросили сделать несколько контрольных работ. Алексей сделал. В частности, портрет отца и еще несколько рисунков. Все убедились в исключительном таланте юноши. 

В Тарханы приехала  мать Раубе, она приняла самое активное участие в судьбе юноши Алексея. Забрала  мальчика в ноябре 1889 года в Петербург. Поместила его в больницу, где он вылечился. Затем парень поступил в Нормальную рисовальную школу. Окончил ее. Написал в качестве дипломной работы портрет чувашской женщины.

В 1906 году на выставке дипломных работ Нормальной рисовальной школы Илья Ефимович Репин увидел эту картину. Он высоко оценил ее и сразу взял юношу к себе, в индивидуальную мастерскую. Так Алексей Афанасьевич попал в Академию Художеств.

Сначала парень учился у Репина. А когда Репин покинул стены Академии, он передал талантливого художника  в руки своего любимого ученика - профессора Кардовского, по мастерской которого Кокель и завершил учебу в Академии Художеств.

        В качестве дипломной работы Кокель написал картину «В чайной». Среди сотен картин его картина получила самую высокую оценку - была удостоена золотой медали Академии. По существующим правилам, вместе с медалью  ее автор  был удостоен права поездки за счет государства во Францию, Германию, Италию.

        В 1913 году одна из картин Кокеля выставляется на всемирных выставках и  получает высокую оценку.

       Картина была написана в Италии,  изумительное произведение. Когда оно было выставлено в Петербурге в 1914 году, искусствоведы оценили  его как одну из самых лучших работ.

       К сожалению, картина утеряна.

       Кардовский Дмитрий Николаевич и Илья Ефимович Репин прочили большое будущее нашему земляку и не хотели его от себя отпускать из Петербурга.

       Но началась первая мировая война. Мир изменился. Кокель переехал в Москву, Тверь, перебивался случайными заработками, заказами, пейзажами.

       В ноябре 1915 года из Твери он написал письмо Репину - с просьбой помочь ему. Алексей Афанасьевич был один из немногих, кому позволялось посещать Пенаты. И Илья Ефимович помог: рекомендовал своего талантливого ученика для работы в Харьковское художественное училище, которое тогда было в системе Российской  Академии Художеств.

       Кокель начал работу в Харькове в 1916 году. Все, кто писал о Кокеле – а написано о нем много – пишут примерно так: приехал Алексей Афанасьевич в Харьков и  у него начался «украинский период жизни».

       Но хочу отметить: в Харьков Кокель приехал уже сформировавшимся, маститым художником с мировым именем.

      Кокель еще в Академии Художеств получил высшее педагогическое образование на Высших педагогических курсах при Академии.

     Проработав в Харькове несколько лет, он и его сотоварищи начали понимать: стены училища недостаточны для реализации поставленных задач. Они задумали, организовали и открыли  в Харькове второе на Украине высшее художественное училище.

     Кокеля избрали первым ректором учебного заведения, которое сначала называлось «Художественный техникум повышенного типа», затем - «Художественный институт». Ныне это – Харьковская государственная академия дизайна и искусства. Здесь подготовлена плеяда величайших художников, не только Украины.

        Ученик Алексея Афанасьевича -  Михаил Дерегус отмечает, что Кокель явился одним из главных создателей украинской станковой живописи.

        Каждый второй профессиональный художник на Украине в пятидесятых-шестидесятых годах – ученик Кокеля, поскольку он по совместительству преподавал также и в Киевском художественном институте.

         Мы сейчас съездили в Харьков,  там идут споры. Киевляне говорят, что «Кокель – наш».

        Сегодня на Украине академическое образование по рисунку  ведется по программе и учебным пособиям Кокеля. До сих пор!

         Алексей Афанасьевич является первым профессором из чуваш – он стал им в 1922 году.

 

       - Как произошла  его  фамилия?

 

       -В 1912 году, когда  художник начал выставлять свои работы в салонах Петербурга, все увидели интересные рисунки, картины, подписанные «А. Кокель». Петербургская элита была в недоумении: «Кто такой?» Начала даже искать корни в семействе саксонских баронов Кокелей.

        Но к этому семейству он отношения не имел. Возможно, происхождение фамилии объясняется очень просто. Сначала художник подписывался фамилией «Кириллов», затем – «Афанасьев», и только затем – Кокель. «Кугаль», по-чувашски», пирожок. Вероятно, творческий псевдоним произошел от детского прозвища. Есть и другая версия. Обучаясь в Академии, молодой художник попал под влияние философии  Гегеля, его отношения к жизни, красоте, природе. Что  сказалось на выборе фамилии.

 

        -А какова история его собственной семьи?

 

        -Кокель создал семью,  родился сын. В годы войны сын погиб в армии.  Сам Кокель записался  в ополчение, но его не взяли из-за болезни. Выписали ему командировку в Среднюю Азию. Но уехать он не смог, остался в оккупации.

        Многие его картины, переписка с Шаляпиным, Горьким (с которым он познакомился на Капри в 1913 году), Репиным, Луначарским, были  спрятаны и считаются  исчезнувшими.

       

        -Были ли у него братья, сестры?

 

       -У Алексея  было два брата - Иван и Григорий. Младший,  Григорий, тоже очень известный человек. Он окончил Симбирскую чувашскую учительскую семинарию, у Ивана Яковлевича Яковлева. В 1924 году  закончил миссионерскую школу в Казани, стал священником. Закончил Духовную академию в Петербурге. Патриархом всея Руси Тихоном он был рукоположен в сан епископа под именем Герман и стал чувашским епископом. Служил епископом барнаульским, бугурусланским, приморским… Вся жизнь его была посвящена борьбе с Советской властью. Дважды подвергался репрессиям.  В 1938 году  его  расстреляли.

         В 2001 году, с ведома русской православной церкви, Григорий был причислен к лику святых и внесен в Собор святых великомучеников.

        Старший брат Алексея, Иван, был раскулачен. В его доме сегодня находится музей на общественных началах – музей Кокеля.          

        У Кокеля есть и другие родственники – Светлана и Аркадий,  они  окончили худграф, художники.

      

      -Приезжал ли Алексей Афанасьевич  в Чувашию?

 

     -Младший брат - воевал против Советской власти, был репрессирован, сидел. Старший брат – раскулачен. Алексею Афанасьевичу  не было дороги в Чувашию, хотя всю жизнь он мечтал вернуться на родину.

     

      -Кто сейчас в составе юбилейной комиссии?

                  

     -В нее вошли бывшие ученики Тарханской средней школы: Смирнов Николай Васильевич, министр финансов Чувашии, Сергеев Николай Петрович, директор Новочебоксарского межрайгаза, кстати,  он - внучатый племянник Алексея Кокеля: дочь старшего брата Кокеля,  Ивана – мать Николая Петровича…

      

      -Какова ваша цель?

 

     -Вернуть чувашскому народу знание о человеке, который возвысил его своим  искусством.

 

 

 



07 октября 2004
00:00
Поделиться