«КОКЕЛЬ ВОЗВЫСИЛ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО ДО МИРОВОГО УРОВНЯ»
![«КОКЕЛЬ ВОЗВЫСИЛ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО ДО МИРОВОГО УРОВНЯ»](https://fs01.cap.ru/gov-home/12//foto/васильев.jpg?i=48)
Васильев Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент Чувашского государственного университета им. И. Ульянова, руководитель инициативной группы по проведению 125–летия со дня рождения Алексея Афанасьевича Кокеля и 165–летия со дня основания Тарханской средней школы Батыревского района.
-Чем Кокель интересен для Чувашии?
-Когда меня спрашивают, что же такого особенного сделал Кокель, я отвечаю: уже одним тем, что в начале XX столетия его картина экспонировалась на всемирных выставках, он возвысил чувашское изобразительное искусство до мирового уровня.
-Расскажите о нем.
-Алексей Афанасьевич Кокель родился 13 марта 1880 года в селе Тарханы Батыревского района. На мой взгляд, он родился под счастливой звездой. Хотя надо отметить, что его жизнь была весьма драматична и трагична.
В детстве он учился в Тарханском сельском училище. Оно было знаменито тем, что здесь преподавали воспитанники Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева. Школа является одной из старейших в Чувашии, в этом году ей исполняется 165 лет, она всегда славилась и славится хорошими традициями и учениками.
Алексей обладал прекрасным голосом и был приглашен в церковный хор. С детства рос шустрым, озорным, любил рисовать. Случилась с ним беда: простудился во время пения. Мальчик был приговорен. Но случилось чудо, я по-другому не могу это назвать. Сказка. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
В 1889 году в Поволжье разразилась величайшая засуха. Начался голод, падеж скота. Гибли люди. В регион были направлены врачи и ветеринары. В том числе – студенты медицинских и ветеринарных институтов Санкт-Петербурга. Среди них – две девушки: Мария Варганова и ее подруга. Они приехали в Тарханы, где работал удельным лесничим известный им Иосиф Раубе - удельных лесничих тогда назначали из Санкт – Петербурга…
Когда девушки приехали в Тарханы, обошли дворы. Зашли во двор и к девятнадцатилетнему Алеше. Юноша не мог передвигаться, у него были открытые раны, текли кости.
Алексей продемонстрировал студенткам свои рисунки. Девушки были поражены талантом одаренного юноши. У них зародилась светлая мысль: увезти парня в Питер, излечить у ведущих петербургских докторов и помочь ему поступить в Академию Художеств.
Студентки реализовали свой план! Сначала они забрали два его альбома с рисунками и показали в Санкт-Петербурге крупным российским художникам – Кардовскому и Маковскому, чтобы для объективности иметь разные оценки. И Кардовский, и Маковский также были поражены рисунками Алеши. Попросили сделать несколько контрольных работ. Алексей сделал. В частности, портрет отца и еще несколько рисунков. Все убедились в исключительном таланте юноши.
В Тарханы приехала мать Раубе, она приняла самое активное участие в судьбе юноши Алексея. Забрала мальчика в ноябре 1889 года в Петербург. Поместила его в больницу, где он вылечился. Затем парень поступил в Нормальную рисовальную школу. Окончил ее. Написал в качестве дипломной работы портрет чувашской женщины.
В 1906 году на выставке дипломных работ Нормальной рисовальной школы Илья Ефимович Репин увидел эту картину. Он высоко оценил ее и сразу взял юношу к себе, в индивидуальную мастерскую. Так Алексей Афанасьевич попал в Академию Художеств.
Сначала парень учился у Репина. А когда Репин покинул стены Академии, он передал талантливого художника в руки своего любимого ученика - профессора Кардовского, по мастерской которого Кокель и завершил учебу в Академии Художеств.
В качестве дипломной работы Кокель написал картину «В чайной». Среди сотен картин его картина получила самую высокую оценку - была удостоена золотой медали Академии. По существующим правилам, вместе с медалью ее автор был удостоен права поездки за счет государства во Францию, Германию, Италию.
В 1913 году одна из картин Кокеля выставляется на всемирных выставках и получает высокую оценку.
Картина была написана в Италии, изумительное произведение. Когда оно было выставлено в Петербурге в 1914 году, искусствоведы оценили его как одну из самых лучших работ.
К сожалению, картина утеряна.
Кардовский Дмитрий Николаевич и Илья Ефимович Репин прочили большое будущее нашему земляку и не хотели его от себя отпускать из Петербурга.
Но началась первая мировая война. Мир изменился. Кокель переехал в Москву, Тверь, перебивался случайными заработками, заказами, пейзажами.
В ноябре 1915 года из Твери он написал письмо Репину - с просьбой помочь ему. Алексей Афанасьевич был один из немногих, кому позволялось посещать Пенаты. И Илья Ефимович помог: рекомендовал своего талантливого ученика для работы в Харьковское художественное училище, которое тогда было в системе Российской Академии Художеств.
Кокель начал работу в Харькове в 1916 году. Все, кто писал о Кокеле – а написано о нем много – пишут примерно так: приехал Алексей Афанасьевич в Харьков и у него начался «украинский период жизни».
Но хочу отметить: в Харьков Кокель приехал уже сформировавшимся, маститым художником с мировым именем.
Кокель еще в Академии Художеств получил высшее педагогическое образование на Высших педагогических курсах при Академии.
Проработав в Харькове несколько лет, он и его сотоварищи начали понимать: стены училища недостаточны для реализации поставленных задач. Они задумали, организовали и открыли в Харькове второе на Украине высшее художественное училище.
Кокеля избрали первым ректором учебного заведения, которое сначала называлось «Художественный техникум повышенного типа», затем - «Художественный институт». Ныне это – Харьковская государственная академия дизайна и искусства. Здесь подготовлена плеяда величайших художников, не только Украины.
Ученик Алексея Афанасьевича - Михаил Дерегус отмечает, что Кокель явился одним из главных создателей украинской станковой живописи.
Каждый второй профессиональный художник на Украине в пятидесятых-шестидесятых годах – ученик Кокеля, поскольку он по совместительству преподавал также и в Киевском художественном институте.
Мы сейчас съездили в Харьков, там идут споры. Киевляне говорят, что «Кокель – наш».
Сегодня на Украине академическое образование по рисунку ведется по программе и учебным пособиям Кокеля. До сих пор!
Алексей Афанасьевич является первым профессором из чуваш – он стал им в 1922 году.
- Как произошла его фамилия?
-В 1912 году, когда художник начал выставлять свои работы в салонах Петербурга, все увидели интересные рисунки, картины, подписанные «А. Кокель». Петербургская элита была в недоумении: «Кто такой?» Начала даже искать корни в семействе саксонских баронов Кокелей.
Но к этому семейству он отношения не имел. Возможно, происхождение фамилии объясняется очень просто. Сначала художник подписывался фамилией «Кириллов», затем – «Афанасьев», и только затем – Кокель. «Кугаль», по-чувашски», пирожок. Вероятно, творческий псевдоним произошел от детского прозвища. Есть и другая версия. Обучаясь в Академии, молодой художник попал под влияние философии Гегеля, его отношения к жизни, красоте, природе. Что сказалось на выборе фамилии.
-А какова история его собственной семьи?
-Кокель создал семью, родился сын. В годы войны сын погиб в армии. Сам Кокель записался в ополчение, но его не взяли из-за болезни. Выписали ему командировку в Среднюю Азию. Но уехать он не смог, остался в оккупации.
Многие его картины, переписка с Шаляпиным, Горьким (с которым он познакомился на Капри в 1913 году), Репиным, Луначарским, были спрятаны и считаются исчезнувшими.
-Были ли у него братья, сестры?
-У Алексея было два брата - Иван и Григорий. Младший, Григорий, тоже очень известный человек. Он окончил Симбирскую чувашскую учительскую семинарию, у Ивана Яковлевича Яковлева. В 1924 году закончил миссионерскую школу в Казани, стал священником. Закончил Духовную академию в Петербурге. Патриархом всея Руси Тихоном он был рукоположен в сан епископа под именем Герман и стал чувашским епископом. Служил епископом барнаульским, бугурусланским, приморским… Вся жизнь его была посвящена борьбе с Советской властью. Дважды подвергался репрессиям. В 1938 году его расстреляли.
В 2001 году, с ведома русской православной церкви, Григорий был причислен к лику святых и внесен в Собор святых великомучеников.
Старший брат Алексея, Иван, был раскулачен. В его доме сегодня находится музей на общественных началах – музей Кокеля.
У Кокеля есть и другие родственники – Светлана и Аркадий, они окончили худграф, художники.
-Приезжал ли Алексей Афанасьевич в Чувашию?
-Младший брат - воевал против Советской власти, был репрессирован, сидел. Старший брат – раскулачен. Алексею Афанасьевичу не было дороги в Чувашию, хотя всю жизнь он мечтал вернуться на родину.
-Кто сейчас в составе юбилейной комиссии?
-В нее вошли бывшие ученики Тарханской средней школы: Смирнов Николай Васильевич, министр финансов Чувашии, Сергеев Николай Петрович, директор Новочебоксарского межрайгаза, кстати, он - внучатый племянник Алексея Кокеля: дочь старшего брата Кокеля, Ивана – мать Николая Петровича…
-Какова ваша цель?
-Вернуть чувашскому народу знание о человеке, который возвысил его своим искусством.