Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

«МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ»

«МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ»

        Виталий Иванович Сергеев, заместитель директора по организации зрителей Чувашского молодежного театра имени Михаила Сеспеля

 

       -Давно вы работаете в театре?

 

       -Шестой год. Закончил ЧГУ,  затем - работал на факультете чувашской филологии и культуры, дослужился до  заместителя декана. Затем перешел в театр.

 

-Какой  по счету нынче  сезон у Чувашского молодежного?

 

        -Семьдесят второй сезон.

 

          -Хороший театр отличается от театра посредственного, прежде всего, наличием уникальной собственной творческой концепции, эксклюзивного  репертуара, «фирменных» пьес, которые  нигде больше не играются.

         

          -Наш театр  вполне отвечает требуемым критериям. Он имеет   собственный репертуар, свою концепцию. Следовательно, есть основания утверждать, что Чувашский ТЮЗ - хороший театр. У него в репертуаре - эксклюзивные, фирменные спектакли, которые можно показывать на любой, самой престижной сцене, за рубежом. Например, «Аташса кайнисем, е  Варманта троллейбус сюреместь» - очень оригинальная работа.

           Ставим и сказки. Это тоже нужно. Работаем над своеобразной версией пьесы Фонвизина «Недоросль». 

           У режиссера Вячеслава Оринова много интересных идей. Хочет поставить мюзикл.  Плотно работает с авторами пьес, обсуждает их замыслы. Готовит спектакль по пьесе Алексея Зайцева,  на военную тему.

          Аксакал театра, режиссер Алексей  Васильев,  тоже  увлечен новаторским творчеством: поставил  интересный спектакль  по пьесе Владимира Егорова.

           Среди авторов  молодежного театра – такие известные, талантливые авторы, как  Анатолий Кибеч, Валерий Тургай. 

         Спектакль рождается, когда замысел драматурга совпадает с настроением, видением,  творческими запросами режиссера.

 

        -Зритель  стал реже ходить в театр.  Телевизор мешает?

 

        -Телевизор, наверное, мешает, да. Компьютеры мешают, видеоплейеры. Сельский зритель по-прежнему ходит в театр, но вот городская молодежь не очень  балует нас вниманием. В основном, у молодежного театра - сельский зритель.

 

        -Приглашение зрителей – это ведь и ваша административная забота?

 

        -Да, мы, администраторы театра, должны стараться. Потому что ситуация сильно изменилась. Резко усилилась конкуренция на рынке  эстетических  программ. Изменилось и мышление людей. Прежде люди тянулись к культурным ценностям, хотя бы потому, что был дефицит материальных ценностей. Сейчас у людей появились автомобили, личные коттеджи, народ стал   больше  думать о деньгах - многое рассматривается через   призму финансового интереса. То, что для обогащения духовности  следует ходить в театр, люди  понимают. Но  их  действительно  сложно оторвать  от телевизора, в котором число каналов увеличилось в несколько раз.   Сидят около ТВ,  в театр ходить не желают.

          Городским зрителям мне хочется сказать: приходите, у нас вам будет интересно.

 

     -Что сейчас охотнее смотрят зрители?

 

     -Они чаще ходят на комедии, реже - на драму, классику.   Чувашская интеллигенция их смотрит, но тоже  меньше.

 

     -И все же, в любом театре есть нечто, рождающее интерес?

 

    -Да, театр притягивает новизной. Мы разнообразим свои методы привлечения зрителей. Проводим  концерты, на них выступают эстрадные звезды и рядом - наши актеры играют отрывки из спектаклей. Получаются театрализованные концерты: в них - и мысль драматургии, и красота сценографии,  и  интересная  игра актеров.

       Специально для зрителей  выпускаем рекламный буклет. Такой и за рубежом нестыдно показать, в любой стране. В буклете – жизнь театра. Спектакли, сцены из них, фотографии.

          Газету выпускаем тиражом 999 экземпляров. От четырех до шести раз в сезон выходит, на очень хорошей бумаге. Прежде газета  у нас  выходила на четырех страницах. Сейчас - на восьми.

         

        -Молодежный театр участвует в съемке чувашских  художественных телевизионных фильмов. Для чего,  с какой целью?

 

        -Да,  наши актеры снялись в нескольких телефильмах. Это новая грань театрального творчества.  Чувашские зрители фильмы приняли очень тепло, оценили, записи фильмов часто  показывают по чувашскому телевидению. Значит, на них есть заявки.

         С помощью телефильмов  мы восполняем отсутствие обычного – пленочного – чувашского кино, которое когда–то начал снимать Иоаким Максимов-Кошкинский. Ведь был  период, когда пленочное художественное кино в Чувашии снималось очень активно.  А затем процесс затормозился.

        И тогда, и сейчас актеры снимаются в фильмах не ради денег, а скорее, ради  интереса. Все делается на энтузиазме.

        У молодежного театра есть стремление и дальше максимально развивать киносъемочный процесс. Есть неплохие проекты. Наш режиссер, Вячеслав  Оринов, старается поставить киносъемку на конвейер. Разумеется, все очень  дорого. Тем не менее, если удастся раздобыть специальную аппаратуру, то съемки  можно будет  взять на себя.

        Мы работали с чувашским телевидением, искали спонсоров, снимали фильмы. Но затем дело остановилось. В очередной финансовый кризис энтузиазм иссяк.  Если бы людям хоть немного платили, но… И все же, думаю, если бы киносъемка возобновилась,  это было бы хорошо для всех. Для актеров, режиссеров, театра, телестудии, для чувашской национальной культуры.

        Надо бы сделать так, чтобы и  чувашское телевидение чуть больше помогало. Пока ТВ-студия от нас денег требует за показ. Получается: наши артисты работают, мы делаем киноматериал, плюс сами еще и деньги должны платить за трансляцию! Явно здесь какой – то парадокс. Мы понимаем, что студия не принадлежит республике, она является федеральной собственностью. Но ведь развитие национальных культур – это один из важных приоритетов политики федерального центра. Значит, должны быть какие – то шаги навстречу.

       Артисты и режиссеры молодежного театра с удовольствием бы вовлеклись в киносъемочный процесс. Нужно общим волевым усилием преодолеть инерцию торможения.

 

         -Общается ли театр со своими зрителями напрямую?

         

        -У нашего театра есть такая традиция: после каждой премьеры все артисты, участники спектакля, режиссер выходят на сцену перед микрофоном и отвечают на вопросы зрителей, выслушивают их замечания,  пожелания, которые учитываются в работе.

         

         -О чем мечтаете, что планируете?

 

         -Мечта  - чаще демонстрировать чувашское театральное искусство за рубежом, где к нашему театру есть немалый интерес.

         Была мечта поехать в Германию, но теракт в «Норд-Осте» поломал планы. Театр съездил в Турцию: с творческими людьми, зрителями этой страны  налаживаются и понемногу развиваются хорошие связи.  

         Каждый работник театр мечтает о том, чтобы театр заимел свое здание. Мы сейчас квартируем в ДК тракторостроителей.  Жаль, что у нас нет пока своего здания,  За 72 года желательно нам, конечно, иметь свое здание. Но такова судьба нашего театра - все время являемся квартирантами.

    

         -Ну, а чем вам плох ДК тракторостроителей? Он - очень просторный,  места там  много, 1100 кресел. Здание вполне современное, дизайн – модерновый.

 

       -Зал, действительно, очень большой,  а зрителей - не так много. И возникает ощущение, что зал - полупустой. Это не стимулирует актеров на высокую самоотдачу.       

        Если у молодежного театра появится собственное здание, у него будет своя атмосфера.  Театр начинается с вешалки, со ступенек у входа, с людей, еще на остановке спрашивающих: «Нет ли лишнего билетика?» Входя в Чувашский академический или  Русский драматический, человек сразу окунается в их особую атмосферу.     

         А вообще коллектив у нас здоровый. Артисты работают с удовольствием. Если, как было обещано,  добавят пятьдесят процентов зарплаты, то нормально будет.

 

        -Много ли молодых актеров в молодежном театре?

 

        -Всего в нем свыше 60 человек - вместе с водителями, администраторами, техническим персоналом. Артистов – 22 человека. Есть еще и студенты, будущие артисты - 12 молодых актеров. Они учатся в вузе и параллельно участвуют в наших пьесах, готовят  дипломы. У них уже есть и свои готовые спектакли. Студенты -  часть нашей труппы. Работают с большим воодушевлением. Но они уже сейчас ставят вопрос: «А где жить после получения диплома?»  Как было бы здорово, если бы кто-то  помог им с общежитием.  В таком случае,  они бы все остались в нашем театре. Они все очень талантливы: Малышев Андрей; Садовниковы Андриян и Надежда, муж и жена; Юрий Капсулов, Валерий Михеев, Леонид Яргейкин, Наташа Алексеева…Им помогают опытные наставники: наши народные артисты Чувашии Василий Павлов,  Валентина Сурикова, Полина Чамжаева, Светлана Савельева… Кстати, у Савельевой в октябре – бенефис, она работает в театре 25 лет.

        

         -Значит, все упирается в деньги?

                                                      

         -Да, в том числе и в них.  

         Мы все хорошо понимаем, что в условиях рынка финансовое благополучие, процветание  театра, творческого коллектива зависит, прежде всего,  от нашей собственной разворотливости. От умения инициативно решать проблемы, от таланта актеров, сценографов, режиссеров, сценаристов, от нашей способности создавать интересные спектакли, рекламировать их, привлекать зрителя, заинтриговывать его.

          Раньше, говорят, на некоторые спектакли даже билетов  не хватало. Я  такого не помню, но старшее поколение говорит, что так было.

        Я и сам об этом много думал. Кто виноват? Что надо делать?

        Думаю, дело – в том, что некоторые в нашем коллективе никак не могут «отлипнуть» от прежних представлений. Способов же много, нужно просто по-новому работать, действовать. Нельзя отставать от новой ситуации, нужно идти в ногу с нею.

         Нужны книги о театре, буклеты, календари, связанные с театром, должна быть   рекламная продукция.

         Каждый артист должен иметь свой особый привлекательный имидж, над его раскруткой, формированием необходимо много и целенаправленно, грамотно работать. Надо появляться не только на сцене, но и на телевизионном экране, давать интервью журналистам. Но  артисты  не желают выходить на  радио, телевидение: не привыкли.

          Вероятно, мы, администраторы театра, должны больше думать об этом,  ставить такие вопросы с необходимой настойчивостью.

 

        -Минкультуры Чувашской Республики поставило задачу создать сайты культурных учреждений. Как вам такая  инициатива?

 

         -Очень хорошая, актуальная,  нужная идея. В нашем театре ее вполне оценили, и мы сейчас работаем над созданием  своего театрального сайта.   Он уже почти готов, некоторые фрагменты я  видел. Если полновесный сайт  молодежного театра появится в Интернете, то будет, конечно, очень здорово: сайт – отличный инструмент для рекламы репертуарных новинок, раскрутки артистов, создания имиджа талантливому творческому коллективу!

         

 Отклики на интервью присылайте по адресу: kult12@cap.ru

 



06 октября 2004
00:00
Поделиться