Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

РОДНОЕ ДАЛЁКО

           Глубокие исторические корни у чувашского народа. Многое из его прошлого осталось далеко за пределами территории республики. Прикоснуться к этим священным реликвиям, посмотреть, как они оберегаются и восстанавливаются, – с этой целью Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела организовало поездку группы культработников республики по историческим местам чувашского прошлого, где побывал и наш корреспондент.

Памятник древнего Болгара.
МАГИЯ БИЛЯРА

Биляр с его красивыми легендами, родниковой водой и необычными традициями стал местом паломничества. Сюда приезжают люди разных национальностей и вероисповеданий семьями, большими и малыми группами. Многие везут с собой мясо или живого барана, тут же его забивают, обрабатывают, варят, жарят в специально выделенных для костров местах. Для таких обрядов здесь устроено и несколько крытых павильонов.

         Особенно многолюдно тут по выходным. Когда не хватает павильонов, люди располагаются под открытым небом на коврах, привезенных на всякий случай. Биляр славится своим исцеляющим родником, у истоков благоустройства которого стоял нынешний руководитель Счетной палаты Татарстана А.Демидов. Хотя и нет в составе родниковой воды серебра, она не портится - благодаря тому, что просачивается через множество пластов голубой глины. У паломников свое объяснение: «Вода святая, потому и не портится». Люди зимой и летом ведрами набирают ее с температурой плюс 6 градусов и обливаются в специальных кабинах. А на вкус она такая, что напиться невозможно.

         Впечатление от пребывания в Биляре было бы неполным без подъема на гору к монументу Поклонения. Он представляет из себя три покрашенных в черный цвет камня, сложенных в форме птицы, раскрывшей крылья. Кто-то видит в них символ единства трех вероисповеданий, кому-то «черная птица» напоминает легенду о сорока девушках, ставших в час беды на защиту города Биляр (он был сожжен в 1236 году войсками Чингис-хана). С началом пожара девушки превратились в птиц и улетели. По чувашским преданиям, это были дочери хана, спрятавшиеся от врага в мечеть. А когда мечеть охватило пламя, они обрели крылья и улетели, сказав: «Это место лесом зарастет» (Словарь Н. Ашмарина, том. 10, стр. 79).

         Сейчас на месте города действительно шумит лес. Посетители стремятся обязательно прикоснуться к камням и обойти вокруг монумента. Чтобы добраться до «черной птицы», надо преодолеть более 500 ступенек подъема. Лестница очень крутая, пройти весь путь без остановки не всем под силу. Уставшие могут передохнуть на специально установленных для этого небольших скамеечках. С двух сторон этой длинной лестницы деревья обвешаны белыми ленточками, платками. Наверху, где заканчивается лес, их так много, что кажется, будто нижние ветки деревьев покрыты снегом. Привязывая тряпочки, кто-то просит здоровья, кто-то загадывает желание. Сразу видно, что большинство посетителей не знает первоначального значения этих приношений.

        На территории Билярского государственного историко-археологического и природного музея-заповедника находятся развалины древнего города. В конце VIII века Волгокамье заселяли тюркоязычные племена, которые поклонялись разным богам. Территория Биляра занимает 640 гектаров. Отдельные погребения, которые были найдены археологами, относятся к доисламскому периоду жизни города. Этот памятник древности еще очень мало изучен.

         В семи километрах от Биляра и сейчас есть чувашское селение, жители которого не исповедуют ни христианство, ни ислам. В те далекие времена в Биляре проживали и предки чувашей. Здесь в разные века переплелись судьбы и традиции разных народов. Как отмечает доктор исторических наук В.Каховский в своей книге «Происхождение чувашского народа», культ дерева был и у татарского народа. Даже после принятия ислама многие из татар продолжали совершать языческие обряды.

Один из классов Симбирской чувашской школы.

МОЩЬ БОЛГАРА

Века неподвластны древности. В этом мы убедились, посетив еще одно городище, расположенное на территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Город Болгар был столицей Волжской Болгарии – первого государственного формирования на Средней Волге. Город возник в начале Х столетия и просуществовал до середины XV века. Археологические раскопки на территории Болгара идут с 1938 года. Благодаря им мы можем видеть остатки городских ворот, древних мавзолеев, бань, жилых домов, мастерских, колодцев, отреставрированы Черная палата, Ханская усыпальница, Малый минарет, Северный и Восточный мавзолеи. История свидетельствует: здесь был один из крупнейших экономических, политических, торговых, культурных и религиозных центров Волжской Болгарии. Наиболее интересные постройки относятся к XIII-XIV векам. Сохранилась линия обороны в виде вала протяженностью 6,5 км. Археологические находки свидетельствуют о том, что жители Волжской Болгарии выплавляли сталь, ковали оружие, изготовляли инструменты, обрабатывали кожу, шили обувь, одежду, производили глиняную посуду, торговали. Сюда приезжали купцы из Руси, стран Востока и Азии. Остатки водопроводных сетей на территории городища, фрагменты керамических труб отопительной системы бань говорят о высоком уровне благоустройства былого города.

       Расшифровав надписи на надгробных плитах болгар, ученые выявили немало слов, схожих по произношению и значению с чувашскими. И на карте «Болгары во второй половине VIII-X вв.», что висит в археологическом музее, некоторые названия поселений удивительно похожи на чувашские слова. Болгар был центром культуры многих народов, пока Золотая Орда не захватила Волжскую Болгарию.

          Поэтому неудивительно, что представители разных народов едут в Болгар как на историческую родину предков. В год его посещают около 80 тысяч паломников и туристов. На территории музея-заповедника есть и юпа (ритуальный столб), поставленный чувашским скульптором Ф. Мадуровым. Особенно многолюдно бывает в исламские праздники.

          Побывали мы и на новом объекте, найденном археологами в прошлом году. Он еще полностью не открыт. Грунт веков вырезают малюсенькими кирпичиками и кисточкой перебирают каждую крупинку. На это и денег, и времени требуется много. Но история того стоит. Потому что выкапываются не просто детали древних строений. Это по сути – фундамент нашего настоящего.

Кабинет И.Яковлева.

ВКЛАД СИМБИРСКА

Гостеприимен Болгар, но там мы были обыкновенными туристами. А в Ульяновске нас, как дорогих гостей, хлебом-солью встретили директор музея Симбирской чуваш-ской школы А. Пономарева, первый заместитель начальника управления культуры администрации Ульяновской области Е. Данилин, руководители областной чувашской национально-культурной автономии, областного фонда «Еткер» В. Сваев, О. Мустаев. О выдающемся деятеле культуры и просвещения России второй половины XIX и начала ХХ веков И. Яковлеве наши читатели, конечно же, хорошо знают. Наслышана, начитана о нем, о Симбирской чувашской школе, которая была крупным культурно-просветительским центром, и я. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

       В некоторых корпусах комплекса бывшей школы теперь размещаются различные учреждения. Здание домовой церкви, где отпевали И. Ульянова, в 1992 году было передано местной епархии. В нем располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Мы попали на таинство крещения.

         В музейном комплексе подлинных вещей осталось немного (большая часть оригиналов находится в Чувашском национальном музее и музее И. Яковлева педуниверситета). Зато здесь сохранилась особая атмосфера. Заходим в рабочий кабинет Ивана Яковлевича, где он одинаково вежливо принимал и важных губернских персон, и ходоков-крестьян. А в столовой, что напротив рабочего кабинета, крестьяне в лаптях, полушубках, кафтанах пили чай, обсуждая с Иваном Яковлевичем свои проблемы. Часто просветитель сам хлопотал за неопытных в финансовых делах ходоков сельских общин перед администрациями Крестьянского банка, уездных и губернских земств. В Симбирске его называли «чувашским богом». В гостиной, как и в годы жизни семьи Яковлевых, много комнатных цветов. Изысканная мебель Раевских не случайно оказалась здесь. В 1860-х годах И. Яковлев квартировал у них, благодаря их влиянию начал глубоко изучать русский язык и литературу. Раевские неоднократно жертвовали деньги на поддержание яковлевской школы. После смерти Самсона Дмитриевича его сестра всю мебель семьи передала в дар Яковлеву, большую часть которой Иван Яковлевич продал, чтобы нанять квартиру и купить зимнюю одежду для первого ученика школы А. Рекеева.

        В кабинетах музея хранятся документы, фотоснимки и вещи, которые рассказывают о супруге просветителя, его неутомимой помощнице Екатерине Алексеевне. Более 40 лет она руководила женским отделением школы.

       Когда они поженились, Ивану Яковлевичу было 27 лет, Екатерине Алексеевне – 16. Нравы того времени были таковы, что если бы он открыл женское отделение не будучи женатым, его сочли бы безнравственным. Об этом нам рассказали уже на родине И.Яковлева, в деревне Кошки-Новотимбаево Республики Татарстан. Рассказ о жизненном подвиге Ивана Яковлевича для нас продолжил директор здешнего музея А. Пыркин. От него мы узнали множество интересных моментов из жизни И. Яковлева, который еще в раннем детстве остался круглым сиротой. Воспитывался он у родственников по материнской линии и до 17 лет не знал, что рос в неродной семье.

       Система обучения в Симбирской чувашской школе, созданная И. Яковлевым, в корне изменила отношение чувашского народа к образованию. До организации школы родители не хотели отдавать детей на учебу, потому что лишались помощников по хозяйству. Детей учеба тоже не радовала, потому что преподавание шло на непонятном им русском языке. Благодаря Ивану Яковлевичу чувашский народ обрел письменность, начал читать и писать на родном языке.

       Деревня Кошки-Новотимбаево в 110 дворов взрастила многих известных деятелей литературы и искусства. Здесь родился и вырос основатель чувашского театра, писатель, драматург и кинорежиссер И. Максимов-Кошкинский. На той же улице, напротив дома Кошкинских, стоял дом известного чувашского писателя Тихона Педэрки. Отсюда родом Александр Алга, Александр Тимбай, Серте Мишши, известная певица Анна Казакова. Невольно задаешься вопросом: какая живительная сила струится в родниках этой земли?

          На месте дома, где родился И. Яковлев, стоит небольшая часовня. Зашли, зажгли свечку. К каждой мемориальной плите возложили цветы. Не сомневаюсь, каждый из нас в этой знаменитой деревне оставил и частичку своей души.



"Советская Чувашия"
01 октября 2004
00:00
Поделиться