«КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ – ИНСТРУМЕНТ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Галкин Николай Александрович, главный редактор газеты «Вклад» Чувашского отделения Сбербанка России, руководитель пресс-службы отделения
-Вы – участник встречи с руководителями ведомственных изданий, состоявшейся в Микультуры ЧР. Как вы оцениваете ее актуальность?
-Мы поддерживаем тесные рабочие отношения со всеми предприятиями и пресс-службами, редакторами газет – чтобы наша информация по банковским услугам быстрее доходила до всех жителей города, работников предприятий и организаций республики. Поэтому когда я их увидел сразу всех вместе, мне было очень приятно пообщаться с ними, поговорить о наших проблемах, которые возникают в работе.
Очень хорошо то, что Минкультуры ЧР выступило инициатором встречи. Важно и то, что мы договорились встречаться почаще, обсуждать проблемы, придать нашей общей работе новый динамизм, организованный характер. Ведь информация, которую мы транслируем, должна попадать в точку, мы всегда стремимся к этому.
Например, с редактором газеты «Рабочая жизнь» Натальей Воронцовой у нашей службы налажены очень хорошие деловые связи. В процессе внедрения пластиковой банковской «Сберкарты» мы очень много сделали совместно. Печатали в «Рабочей жизни» инструктивные материалы, передавали их по заводскому радио. В итоге банк достиг цели: на заводе появилось очень много держателей карты. Да и сам завод получил выгоду – она в том, что теперь его финансовой службе нет необходимости получать и держать у себя большие суммы наличности. В выигрыше оказались обе стороны. Выиграли и рядовые граждане. Мировой опыт доказывает: банковская карта – очень удобное средство держать свои деньги.
Мы расширяем сеть банкоматов в городе. По банковским картам можно получать деньги в его филиалах. Работаем и с предприятиями «Элара», «Дорисс», «Химпром», где карты распространяются очень успешно. Сейчас у нас в планах – электроаппаратный завод: хотим, чтобы все его работники заимели банковскую «Сберкарту» или же международную пластиковую карту.
-Что сейчас происходит в сфере ведомственных изданий?
-Наметилась важная тенденция: «малотиражная» печать - так раньше назывались газеты предприятий и организаций, сейчас именуемые «корпоративной печатью» - резко поднялась, выросла в тиражах, у нее улучшилось качество материалов.
Корпоративные газеты более востребованы, чем некоторые газеты городские, районные, республиканские. Думаю, дело в том, что тематика материалов наших газет – более интересна и необходима людям.
Мы свою газету «Вклад» выпускаем обычным тиражом в 5 тысяч экземпляров. Она расходится по всем филиалам Сбербанка в республике. Мы стараемся, чтобы нас читали и главы местных, районных администраций, и руководители республиканских ведомств, министры. У нас есть клиентура, которая в тесном сотрудничестве с нами получает всю необходимую информацию, в том числе – через газету. А ее спецвыпуски – например, о получении кредитов на недвижимость, строительство и реконструкцию жилья, мы выпускаем тиражом 25 тысяч.
Недавно выпустили спецвыпуск по всем вопросам ипотечного кредитования - тиражом в 100 тысяч экземпляров.
Это удобно для жителей республики - получать всю информацию в полном объеме. А с другой стороны, нам выгодно тоже, поскольку себестоимость каждого номера при большом тираже резко падает.
В выигрыше - и банк, и получатели банковской продукции.
-Как, на ваш взгляд, следует координировать работу корпоративных СМИ?
-Если мы, редактора корпоративных газет, сумеем организоваться, это намного повысит авторитет, престиж нашего профессионального журналистского сообщества в республиканских органах власти. Что, в свою очередь, позволит руководителям предприятий важные для их трудовых коллективов вопросы эффективнее решать на самых разных уровнях, в том числе - в министерствах и ведомствах.
Неплохо было бы для более полного знакомства с предприятиями, где выходят наши газеты, проводить встречи редакторов на определенных предприятиях, поочередно Журналисты, пообщавшись с руководителями акционерных обществ, могли бы узнавать много нового - как в личном плане, так и в плане профессиональном.
-Что вас сейчас не устраивает в работе корпоративных СМИ?
-Они активно осваивают новые технологии, Интернет, электронную почту. Это хорошо. Но есть проблема: в части корпоративной информации остается некий пробел. Мы не знаем, где какие корпоративные газеты выходят, какие у них проблемы. Плохо знаем об опыте друг друга.
Потому, честно говоря, мне было очень приятно присутствовать на встрече с коллегами. Я узнал, что большинство корпоративных газет до сих пор выходят, причем - достаточно большими тиражами, которые уверенно растут.
У корпоративных газет есть ряд общих технических проблем.
Например, из-за дороговизны типографских услуг все корпоративные редакции заимели недорогие собственные типографии. На них нельзя печатать газеты многоцветные, офсетным способом.
Есть проблема повышения журналистского мастерства. Ведь журналистика развивается. А некоторые газеты как выходили несколько лет назад, так и выходят сейчас, ничего не меняя в технологии работы.
Необходимо развитие верстального мастерства самих журналистов, редакторов.
-В чем причина низкой себестоимости выпуска корпоративной газеты, по сравнению с традиционной?
-Она - в том, что в корпорациях, как правило, в одном лице – журналисте - сочетается и редактор, и корреспондент, и ответственный секретарь, и фотограф, и верстальщик газеты. В одном лице - и швец, и жнец, и на дуде игрец. Естественно, это более выгодно, чем иметь большой штат, который требует огромных денег и нередко делает выпуск газеты нерентабельным.
-Как вы оцениваете возможность создания корпоративных интернет – СМИ?
-Интернет-пресса развивается очень активно, это веление времени. Но при всем том сильном, динамичном развитии Интернета пока мы находимся в ситуации, когда необходима и традиционная печатная пресса, и интернет - технология. Конечно же, лучше, если развивается и то, и другое.
Стало необходимостью для каждой фирмы иметь и раскручивать свой сайт, размещать на нем новую информацию. Это и реклама, и позитивная презентация, и возможность для пользователя больше узнать о предприятии, его коллективе, продукции.
Сайт – такой же привычный атрибут статуса, как мобильный телефон, ноутбук. С фирмой, не имеющей электронного сайта, уже мало кто считается.
Но, кроме статусных, есть и важные практические аргументы в пользу Интернет – прессы.
Интернет-сайты нашей республиканской администрации, районные сайты, сайты министерств и ведомств концентрируют очень много актуальной информации в режиме он-лайн. Не ознакомившись с нею, невозможно быть в курсе всех событий, эффективно действовать.
Журналист корпоративной печати сегодня должен иметь под рукой компьютер и Интернет-инфраструктуру.
-Как вы оцениваете инициативу Минкультуры ЧР создать систему сайтов учреждений, организаций отрасли?
-Не считаю, что каждое учреждение культуры должно иметь свой сайт. Но крупное – обязано. Остальные – по необходимости. Кроме того, каждое ведомство должно стараться размещать информацию на отраслевом сайте.
Я думаю, неплохо было бы на сайте Минкультуры ЧР создать раздел корпоративных изданий, где бы публиковалась информация о них, размещались наиболее интересные материалы, представляющие общественный интерес. Надо организовать самих редакторов корпоративных СМИ. Хотя бы раз в месяц делать обзор из наиболее интересных материалов. Я бы сказал, что это очень необходимо.
-Ваша оценка идеи объявить 2005 год Годом парков и садов?
-Она, безусловно, очень содержательна и позитивна.
2004 год у нас объявлен Годом молодежи и здорового образа жизни. И мы убеждаемся, что это не просто декларация. В городах и селах проводятся целевые мероприятия, значительно улучшающие общую ситуацию в республике.
2005 год Президентом Чувашии Н. Федоровым объявлен Годом парков и садов. Великолепная инициатива! Уверен, в каждом трудовом коллективе сочтут за честь сформировать свою маленькую аллею, бульвар, парк, сквер. Например, наше подразделение – Сбербанк – традиционно весной высаживает цветы в филиалах, там, где возможно. На центральной улице этого не сделаешь, но надо осваивать новые улицы, там тоже должно быть очень много зелени.
Сама по себе идея мне очень нравится, я ее поддерживаю чисто по-человечески, граждански. Да, у нас в Чебоксарах, республике много зелени. Но есть места, где одни жилые панельные дома, девятиэтажки, а зеленые территории требуют обустройства, снабжения дорожками, освещением, искусственными водоемами. Работы по озеленению очень много. А значит, надо напористо и динамично проводить подготовительную работу.
-В каких направлениях развивается корпоративная печать?
-Она развивается в нескольких направлениях. Прежде всего, в направлении многоцветности. Черно-белая печать – воспринимается уже как архаизм.
Ведомственные газеты стремятся завоевывать новые территории, выходить за забор своего предприятия. Как, например, газета «Рабочая жизнь», которая распространяется не только на предприятии, но и в районе, где проживают его работники.
Ведомственные СМИ – это сегодня не только газеты, но и рекламные буклеты, аналитические журналы. Скажем, наш Сбербанк выпускает корпоративный журнал «Прямые инвестиции», рассказывающий об общероссийских экономических трендах, проблемах развития банковских услуг. За несколько лет он самоутвердился в своей нише и по подписке распространяется тиражом в 50 тысяч экземпляров.
Корпоративные СМИ стремятся активно осваиваться на Интернет-территории. Без Интернета специалистам уже сложно. Некоторые корпоративные СМИ думают о том, чтобы размещать в Интернете электронные версии на сайтах своих предприятий и организаций, повышая влияние корпоративных изданий.
С другой стороны, организации, которые не стремятся к освоению новых технологий, они тоже востребованы.
Но основное развитие будет происходить в направлении повышения качества печати и роста тиража – однозначно.
Часть корпоративных изданий, конечно же, останется бесплатной. Она необходима для коллективов, чтобы люди имели большую информированность. Но какие – то газеты уже сейчас расходятся по подписке. Район распространения тоже будет увеличиваться.
С повышением тиража корпоративные СМИ приобретают новое качество. Они начинают писать не только о собственном трудовом коллективе, но и о региональных, общечеловеческих проблемах.
Открываются новые газеты. Их заимели РИАН-фото, МТВ-центр, выпускающий «Современную Чувашию».
Организации, ставящие задачу раскрутиться на рынке, как правило, учреждают свои собственные газеты. Цель проста – публикация имиджевой рекламы. Газета – удовольствие довольно дорогое, оно не для всех. Но предприятия, стремящиеся стать крупными, стараются иметь свои СМИ. Причем, для их выпуска могут объединяться и несколько предприятий, организаций одной сферы. Знаю, что некоторые такие объединения уже создаются и ищут журналистов, чтобы рекламировать свои корпорации, их продукцию простым, понятным журналистским языком. Реклама в чистом виде населением воспринимается неохотно, с большим трудом. Потому предпринимаются шаги по развитию корпоративной печати. Уверен, она получит очень большое развитие.
-В чем специфика современных корпоративных СМИ?
-Если прежде собственная газета была для предприятия делом традиции - ну, принято было крупному заводу иметь свою газету, то сейчас корпоративная печать – реальный, очень важный инструмент увеличения прибыльности фирмы.
То, что газета может быть практически очень результативна, Чувашское отделение Сбербанка РФ убедилось в ходе рекламной кампании пластиковых карт. Эффект превзошел ожидания.
Я считаю, что корпоративные СМИ будут развиваться лучше, чем районные, городские или республиканские СМИ, поскольку они больше востребованы.