Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

В храме на улице Репина

Старшее поколение евангельских христиан-баптистов хорошо помнит богослужения в частных домах, тайное распространение религиозной литературы, в том числе – на чувашском языке, постоянные гонения и слежки. История хранит память о пресвитерах (священниках), оказавшихся, в своем роде, первопроходцами, которые не сломались и передали веру свою многим людям (среди них и пресвитер Григорий Островский).

Многим чебоксарцам хорошо известен баптистский храм, расположенный на ул. Репина. Здание внешним видом не претендует на архитектурное совершенство. Уже два года верующие приходят в новый дом с радостью в сердце и надеждами на спасение.

Предыстория такова: примерно 30 лет назад члены общины встречались в частном доме по ул. Плеханова. Со временем дом этот пошел под снос. Евангелистам пришлось искать себе новое место. В частном доме поначалу места хватало всем, но число верующих росло. Было решено построить новый храм. В 1996 году началась подготовка к работам, а через год зачинается и сама стройка.

Среди прихожан баптистского храма – люди разных возрастов и профессий. Всю работу, от чертежных до строительных, проделали сами верующие. Собранные деньги ушли исключительно на покупку стройматериалов. С момента строительства пресвитером выбран Сергей Александров.

Внутреннее убранство храма выглядит вполне мирским. Как будто мы попали в большой зал со скамейками, с кафедрой и с местами для хора, который поет с прихожанами в дни воскресных служб. Становится понятно, что другой религиозной атрибутики и не требуется для баптистов. Кроме одного предмета: книги Священного Писания, где они находят Истину. Верность данного смысла подтверждается для них в 22 главе Книги Откровений.

Посмотрим теперь, как проходит служба в этом храме. Перед самым началом песнопений и чтений молитв (в некоторые дни прихожан собирается до 150 человек) все просят у Господа благословения на службу. У каждого верующего – своя книга с Песнью Возрождения. Это собрание редких и переводных песен, восславляющих Бога, некоторые тексты – от начала XIX века. Один из первых пресвитеров России, Проханов, бережно собирал оригинальные песни. Прихожане поют их все вместе и стоя. Звучание негромкое и спокойное, с интонациями искреннего смирения. Тексты песен выбираются как на русском, так и на чувашском языках.

Перед общей молитвой чтение псалмов. Молитва проходит необычно, особенно для человека непосвященного. Молятся стоя на коленях. Один из верующих начинает читать молитву вслух, остальные делают это про себя или шепотом. Затем также вслух молится кто-то другой. Произносят слова со всей страстью верующего человека, иногда доходя до слез. Слезы эти чисты и спасительны.

...Хоть служба началась давно, но люди продолжают приходить. Если продолжается молитва или песнопение, то человек останавливается на пороге, никого не отвлекая и закрыв глаза, беззвучно внемлет словам молитвы. После чтения человек входит в зал и присоединяется к своим братьям и сестрам. Они называют себя не иначе, как брат или сестра. Встречаясь, тепло приветствуют друг друга, пожимают руки и целуются.

Каждый из прихожан, желающий прочитать или сказать что-нибудь во славу Господа, может совершить это между песнопениями или проповедью пресвитера. Так, при мне прочел небольшое стихотворение маленький мальчик. Среди собравшихся немало родителей с детьми, молодых и совсем пожилых людей. И каждого из них в этот храм привела своя дорога.

Один из членов евангельской общины, пожелавший не назваться, рассказал, что он переоценил свои возможности и посчитал, что один, без Бога справится с препятствиями на своем пути. Но это привело его в тупик. В результате – разлад в семье и неприятности на работе. По воле Божьей он посетил храм евангельских христиан. Не сразу, но постепенно понял, что жить так, как учит Христос, можно.

Только в Чебоксарах три баптистских храма, открыты они также в Новочебоксарске, Шумерле. Есть деревни, где по сей день собирается в частных домах по 5–6 человек. Конечно, такие люди не сразу приходят в храм к баптистам. Сначала они ищут поддержки у всех. Но находят утешение и помощь чаще всего здесь.

Уже упоминалось выше, что евангельские христиане-баптисты испытывали различные трудности. В первую очередь, – гонения со стороны властей и незаслуженное пренебрежение людей, потому что многие верят в неправдивые слухи, и это приводит к неприятным казусам. К тому же, у них сложные отношения с другими ветвями христианской веры.

Но заповеди Божьи и сильная вера помогают им выстоять. И не человеку судить, что есть правильно, а что – нет. Сердечная доброта, всепрощение помогают евангельским христианам не черстветь и не озлобиться.

Служба в храме заканчивается чтением заключительной молитвы, но перед этим читающий проповедь и прихожане слушают слова приветствия, переданы теми, кто не смог прийти в храм, или послания от других общин.

После служения можно пообщаться с пресвитером. Это, правда, можно сделать в любой другой день, ибо он всегда при храме.

Каждый сам выбирает, где и как ему молиться. «Бог есть любовь, и никакой тьмы», – говорят евангелисты-баптисты.



"Республика"
22 сентября 2004
00:00
Поделиться