Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Москва – Чебоксары: контрасты «Мира Чувашского»

В преддверии Дня Республики мне было приятно узнать о том, что книга директора Института туризма и сервиса А. С. Никитина «Мир Чувашский» на конкурсе Ассоциации книжных издателей России «Лучшая книга 2003 года» стала победительницей в номинации «За оригинальность краеведческого материала». Москва оценила эту книгу. К сожалению (или как всегда?), на родине книга не получила должного признания. Видимо, не только национальный, но и интеллектуальный нигилизм в Чувашии сформировался как общественное явление, и теперь происходит процесс их слияния.

Моя рецензия на книгу «Мир Чувашский» была уже опубликована в 1-ом номере журнала «Народная школа» за этот год. Нет необходимости еще раз оценивать ее с научных позиций в газете (в печати появились рецензии и других), и поэтому хочу подчеркнуть лишь некоторые мысли.

Значение книги «Мир Чувашский» велико. Хотя она представляет собой несомненное научное достижение, фактически первое философское, этическое, культурологическое осмысление чувашского мира за весь его исторический путь. Она рассчитана на массового читателя и отсюда ее большое общественное значение. То есть ее цель – сделать достоянием общественности все научные изыскания чувашских ученых в области этнической истории и этнологии, которые велись в течение столетия, ХХ века. Оригинальность книги заключается также в неожиданных выводах, контекстах и подаче материала. Не скучное, а очень интересное издание.

Книга заслуженно была выдвинута на соискание Государственной премии Чувашской Республики в области гуманитарных наук. Однако комиссии по премиям «удалось» отклонить соискание и «не заметить» научно-общественного значения книги.

Весомым аргументом для отклонения соискания стал малый тираж книги, мол, недоступна читателям, издана для «избранного» круга. Во-первых, книга была выставлена на продажу, и автор не виноват в том, что кто-то не успел ее купить. Во-вторых, почти год она преподносится официальным гостям республики в качестве презента: наш народ, родную республику рекламирует, в хорошем значении этого слова, не какая-нибудь брошюрка в «сияющем» исполнении, а солидный научный труд, и рекламирует в пример – как надо подходить к этническим вопросам. В-третьих, комиссия явно забыла, что книга издавалась вне государственной программы, не на средства государства. Она была выпущена Институтом туризма и сервиса, ее автор, директор этого вуза, подотчетен Санкт-Петербургскому государственному инженерно-экономическому университету, а вовсе не Чувашскому книжному издательству, и А. С. Никитин не имел никакого права рисковать огромным тиражом, тем более издание очень объемное – 896 страниц. В-четвертых, по сегодняшним меркам, тираж 300 экземпляров для маленькой Чувашии более чем достаточен. Времена миллионных выпусков прошли. В республике сегодня большими тиражами выпускаются лишь книги, предусмотренные государственным планом, так как издательства в таком случае не несут никакого коммерческого риска. Трезвомыслящие авторы отказываются от массовых тиражей, если книга будет иметь большой спрос, или есть возможность ее удешевления, тогда можно организовать второй выпуск. На мой взгляд, удешевлять «Мир Чувашский» нельзя, получится, что мы согласны идти на поводу национально-интеллектуального нигилизма. Если все будем удешевлять, то скоро докатимся и до лаптей.

И, в-пятых, комиссия по Государственным премиям не обратила внимания на некоторые положения раздела «Менталитет: признание в любви родной земле». А там очень четко указано, что сегодня правительство Чувашской Республики проводит широкомасштабную политику всеобщей компьютеризации республики. Поставленная задача подключения населенных пунктов к Интернету названа автором книги вторым яковлевским прорывом в большой мир. Наверное, члены комиссии не учли это важное направление политики чувашского правительства.

Сейчас идет процесс формирования сети модельных библиотек республики. Национальная библиотека создает обширнейшею базу данных книжного фонда. Новинки же, набранные и сверстанные в компьютере, заносятся в данную базу, в электронной версии, без задержек, по согласию автора на основе договора. Таким образом, благодаря стараниям Президента и правительства республики, в ходе реализации беспрецедентной информационной политики совершенно отпал вопрос о массовом тираже, достаточно предоставить в Национальную библиотеку электронную версию книги, и она будет доступна читателю или исследователю. Конечно, от желания автора зависит то, будет ли представлена полная или частичная версия, но данные об изданиях библиотека и книжная палата размещают в Интернете.

Как уже указывал, ученые и общественные деятели в своих рецензиях высоко оценили книгу «Мир Чувашский», отметили оригинальность композиции и содержания, подчеркнули ее необходимость и актуальность на национально-этническом уровне. Поэтому, не повторяясь, хочу лишь остановиться на ее философском уровне. Само название книги четко очерчивает философский круг (можно сказать философскую категорию): это чувашский мир. К тому же данная категория адаптируется с туризмом и является учебным пособием по туристике. Книга состоит из пяти крупных частей и блока приложений.

1-я часть «Звездные пути Вечного Неба» содержит суммарную характеристику Чувашской Республики и дана в пространственно-временном контексте. 2-я часть «Край обетованный» посвящена природе Чувашии и дана в ландшафтно-географическом контексте. 3-я часть «Десять племен буй-туров: прошлое и настоящее» прослеживает историю чувашского народа с древних времен до сегодняшнего дня и дается в контексте российской истории. 4-я часть «Город на семи холмах» описывает историю столицы Чувашии в этническом контексте и прилагает туристско-экскурсионную карту. 5-я часть «Забытые боги» совершает размашистый круг по вопросам истории этноса и дается в обрядово-календарном контексте. Блок приложений содержит разнообразную информацию прикладного характера и дается в общекультурном контексте. Лирическую сторону книги «Мир Чувашский» составляют воспоминания и личные впечатления автора. В итоге философское видение автором чувашского мира становится методикой подачи материала и решается комплексная задача: пространственно-временное развертывание темы; фокусировка наиболее значимых событий и фактов; паспортизация исторических личностей; развитие этноса, нации, общества, личности; устранение сложившихся стереотипов и моделирование ситуаций прошлого, настоящего и будущего; гармоничное сочетание взглядов изнутри и со стороны. Выполнение этих задач приводит к достижению цели – показа голограммы чувашского мира в процессе эволюции.

Хочется отметить и такое значение книги. Своим наличием «Мир Чувашский» предъявляет повышенные требования к будущим исследованиям гуманитарного характера: надо добиваться живого изложения, не бояться крупных тематик, повышать аналитический уровень. Местные контрасты не должны служить помехой для развития научной мысли.



"Республика"
23 июня 2004
00:00
Поделиться