Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ЗАНАВЕС ЗАКРЫЛ ПРОБЛЕМЫ ДО ОСЕНИ

Занавес закрыт. Некоторые из театральных коллективов уже на гастролях, другие собираются в дорогу.

Чувашский драматический театр.

Раньше всех поспешил на выездные встречи со зрителями Театр юного зрителя. По мнению главного режиссера В. Оринова, сезон был нелегким, но успешным. Рискуя в экспериментах, театр не растерял аудиторию. После спектакля «Червоточина» по пьесе Ф. Галиева журналисты из Казани признались артистам: «Если бы вы знали, как мы сегодня пожалели о том, что не понимаем чувашского языка. Зал то и дело взрывается смехом, а мы не ведаем, о чем на сцене идет речь. Но мы чувствовали, каким успехом спектакль пользуется у зрителей». Приятно, конечно, слышать такие слова в свой адрес. А вот приглашать профессиональных критиков на просмотр репертуара – все равно что вызывать огонь на себя. Тем не менее в ТЮЗе это стало традицией. Профессор ГИТИСа А. Якубовский посмотрел половину репертуара. В прошедшем сезоне приезжала московский критик И. Мягкова. Знакомы со спектаклями ТЮЗа А. Иняхин, Н. Старосельская и другие. В. Оринов намерен и впредь экзаменовать себя и артистов подобным методом. Значит, коллектив не хочет вариться в собственном соку.

Главным критиком все же остается зритель, у которого в республике большой выбор. Поэтому вопрос, как удержать зрителя, волнует все труппы. Как-то на одной из пресс-конференций директор театра оперы и балета В. Фошин признался, что его команда знает зрителей уже в лицо. Значит, пора серьезно взяться за расширение аудитории. Чем привлечь людей в зрительный зал? Ответ можно найти в примере международных балетных и оперных фестивалей, которые в основном проходят при аншлагах. А какой был ажиотаж с билетами на фестиваль «Новой драмы» в рамках программы «Культурная столица». Проект показал, что зритель кроме высокого профессионального мастерства ждет и новизны в исполнении.

Упорно ищет пополнения публики ТЮЗ, который пытается вернуть старую традицию играть на двух языках, хотя при наличии русскоязычных театров это – довольно рискованное занятие. Успешным экспериментом можно считать включение в репертуар произведений из школьной программы. Получается своего рода сочетание приятного с полезным. А на отсутствие собственной крыши над головой можно, наверное, смотреть философски: «Вынужденные выезды заплесневеть не дают». И все же работа в неприспособленном для театрального искусства здании влияет на качество спектаклей. В зале идет спектакль, а рядом, в не очень-то уютном буфете, распивают пиво, разливают спиртное. Нормальным такое соседство вряд ли назовешь. «Театр, работающий на молодежную аудиторию, должен быть главным», – убежден В. Оринов и надеется, что когда-нибудь и у ТЮЗа появится свое здание.

Постоянно на колесах также Чувашский государственный ансамбль песни и танца, который закрыл юбилейный, 80-й сезон. Концертную программу, посвященную этой дате, он покажет осенью. У коллектива свои проблемы. Любая программа после нескольких концертов «стареет», и приходится выезжать с ней к новым зрителям. Безостановочно колесит старый транспорт, быстрее изнашиваются музыкальные инструменты. Уже сейчас необходимы как минимум два баяна и один автобус. Более частому обновлению программ мешает дороговизна костюмов. Одно женское платье обходится в среднем в 5 тыс. рублей - вышивки дорогие, недешевы и мужские костюмы. А ведь только на исполнение одного номера нужно одеть 16 пар. В поношенных костюмах даже новую песню зритель воспринимает как старую. В этом художественный руководитель ансамбля Юрий Васильев убеждался не раз. В общем, проблемы прошедшего сезона перейдут в новый. Несмотря ни на что, знаменитый на всю Россию коллектив достойно представляет Чувашию не только в стране, но и за рубежом. В прошлом сезоне побывали в Италии, а также на II Всероссийском фестивале национальных культур в Санкт-Петербурге.

После капитального ремонта наши драмтеатры, и Чувашский, и Русский, действительно стали похожими на настоящие храмы искусств. Но такой блеск наведен только для зрителей. Чувашский драмтеатр ремонт возобновит с 2006 года. Русский уже третий год работает в режиме реконструкции. В ней нуждается сцена, есть проблемы со свето- и звукообеспечением. Но не это главная проблема. Театру не хватает актеров. Их сюда нечем заманить: зарплата небольшая, жилья нет. С введением системы казначейства трудно стало использовать даже имеющиеся на счету деньги. С удовольствием выплатили бы артистам к отпускным премиальные, да, видимо, придется подождать до конца года. Впрочем, небогато живут артисты и других театров. Поэтому и стараются обеспечить заслуженных такой наградой, которая гарантировала бы получение звания «Ветеран труда». Такую дорогую грамоту получил на закрытии сезона артист Чувашского драмтеатра В. Семенов.

Что ж, искусство, видимо, требует жертв. И у играющей братии, похоже, преобладает оптимизм. Руководство Русского театра считает свой коллектив одним из стабильно развивающихся. За прошедший сезон он поставил три новых спектакля. В нарушение всех традиций четвертая премьера («Дураков по росту строят») появится летом. До осени же Чувашский драматический намерен выдать три новых спектакля и открыть сезон опять-таки премьерой. Примечательно, режиссеры один за другим потянулись к Чехову. ТЮЗ поставил «Три сестры». Чувашский приступает к «Вишневому саду». А Русский в числе премьер обещает комедию Шекспира «Виндзорские проказницы», которая долгие годы успешно шла в Чувашском драмтеатре. Наверное, хочет показать в сравнении.

Да, идет борьба за зрителя. Без него театр – ничто. Менеджмент наших сцен, кажется, достаточно доволен вниманием публики. Ну а какой же он нынче, зритель? Спрашивать об этом у самих руководителей театров, конечно, некорректно. Ответ на этот вопрос можно увидеть в зрительных залах. Чувствуется тенденция: нередки среди зрителей подвыпившие. Откуда это? Театры вынуждены сдавать свои залы в аренду. В них проходят различные мероприятия, где распитие спиртного не возбраняется, – встречи землячеств, юбилеи ведомств и организаций, эстрадные концерты. А дурной пример заразителен. Одними запретами это вряд ли остановишь. В Русском драматическом перед детскими спектаклями часто прокручивают заставки, которые ненавязчиво объясняют детям, как себя вести на спектакле. А взрослым, казалось бы, и объяснять не надо, что в грязной обуви, в рабочей одежде в театр приходить нельзя, есть мороженое в зале неприлично, свистеть, переговариваться во время представления нежелательно. Такая воспитательная работа со взрослыми зрителями, оказывается, тоже необходима.



"Советская Чувашия"
02 июня 2004
00:00
Поделиться