Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

08:15 Глеб Фирсов: «Я не знаю ни одной общечеловеческой ценности»

Глеб Глебович Фирсов – заместитель руководителя программы «Культурная столица Поволжья» - любит шокировать журналистов и окружающую публику своими совершенно «крамольными», на первый взгляд, мыслями. На открытой лекции «Современное понимание культуры и культурная политика», проведенной для студентов Чувашского государственного института культуры и искусств, подобных неоднозначных мыслей было предостаточно. Лекция, организованная Республиканской дирекцией культурных программ совместно с Фондом «Культурная столица Поволжья», прошла 24 мая в рамках линии «Чтения о культуре» проекта «Актуальная словесность» в «День культурной столицы Поволжья».

 

Существует много определений слова «культура». К примеру, в середине 19 века в Америке вышла книга, где было собрано 150 определений этого слова. И это только в одной стране! В России наверняка дали бы еще 150 определений, учитывая особенности культурной жизни страны. У каждой нации или страны свое понимание культуры, поэтому в своей лекции Глеб Глебович, говоря о современном понимании культуры, сделал акцент на точках соприкосновения этой сферы жизни, существующих в разных народах. Все это было собрано в трех основных тезисах, которые стали почвой для дискуссий. Тезис первый: «Законы культуры отражают законы природы», то есть культура ничего нового не создает, все законы исходят из самой природы человека. Говоря народным языком, что естественно, то не безобразно.

-Не может все то, что подается под видом культуры, быть естественным! - тут же возразил один из студентов. - Например, порнография.

- Вы говорите как человек 19 века и, напротив, подтверждаете этот тезис, - ответил Глеб Фирсов. - Эти идеи были близки 19 веку и не соответствовали определению культуры того времени; природе человека не свойственны такие понятия, как зло, порнография. В то же время, первый тезис отрицает свободу творчества, вводит ограничения: если представить, что познаны все законы природы, то возникает вопрос, как совершенствоваться дальше. Подобный тезис удобен для государства, который неформальным движениям или радикальным лозунгам предпочитает «классику», то есть устоявшиеся социальные нормы.

«Культура развивается эволюционным образом: каждый последующий этап развития более совершенный, чем предыдущий» - так звучит второй тезис, который, в свою очередь, отрицает ценности предыдущих эпох. Этому тезису следовало советское руководство. Это подтверждает и то, что в советских учебниках иногда появлялись подобные фразы: «Платон был великим философом, но не мог понять учение пролетариата».

В противовес третьему тезису: «Культура представляет собой единую систему ценностей»- Глеб Глебович сказал, что не знает ни одной общечеловеческой ценности.  Свою позицию он аргументировал тем, что общечеловеческая ценность – понятие абстрактное (например, такое, как красота). У каждого народа свои ценности и их невозможно соединить воедино.

Во второй половине 20 века сложились тезисы, что культура – это искусственная среда, созданная человеком, это сфера смысла, где духовное важнее материального.

-Сейчас я скажу совершенно крамольную мысль. - Заверил всех собравшихся Глеб Глебович. -  С точки зрения современной культуры не может быть словосочетания «некультурный человек», а порнография, война и т.д. – все это явления культуры, поскольку создано человеком. Их можно принимать или не принимать, но необходимо осмыслить, почему так происходит.

По словам Г.Г. Фирсова, культура тогда может называться культурой, когда человек с ней как-то взаимодействует.

«Культура – это то, что делает человека небезразличным. Если тебя что-то затрагивает в сфере культуры, берет за душу – это и является твоими культурными ценностями. Культура похожа на стиральную машину, которая стирает все плохое», - заключил Глеб Глебович.

В ходе лекции состоялась так же презентация вышедшей в конце прошлого года книги Марка Пахтера и Чарльза Лэндри «Культура на перепутье» в переводе директора Института культурной политики (Москва) Михаила Гнедовского. С точки зрения авторов книги, современная культура вышла на новый этап своего развития и сегодня пока не ясно, что произойдет дальше. Думается, что программа «Культурная столица Поволжья» займет свое немаловажное место в этом этапе развития культурной жизни общества. 



27 мая 2004
00:00
Поделиться