Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Живописцы с берегов Суры

М. Колчин. «Операционная сестра Галя», 1971 г.

В городе Шумерля, известном своей мебелью и автофургонами, живут и работают несколько поколений художников. Необыкновенная красота здешних озер, березовых рощ и черемуховых полян вдоль сурских берегов, наверное, стала причиной тяги многих шумерлинцев к прекрасному.

В 1987 году творческая молодежь, окончившая художественное училище и ХГФ ЧГПУ, объединилась со старшим поколением педагогов ДХШ и дизайнеров, образовав Общество художников. За эти годы проведено более двадцати групповых и персональных выставок в Чебоксарах, Алатыре, Порецком и родном городе. Своеобразным итогом развития изобразительного искусства в Шумерле стала большая выставка живописцев, графиков и прикладников города в Чувашском художественном музее.

Выставка «Художники города Шумерля» уникальна тем, что ни один город республики до этого не представлял творчество своих мастеров. Экспозиция, включающая более 350 работ тридцати авторов, разнообразна по жанрам и стилям – от реализма до авангарда.

В живописном разделе открытием для чебоксарцев стала большая серия портретов, пейзажей и натюрмортов Михаила Колчина, составившая целую персональную выставку в общей экспозиции. Любовью к истории Отечества, восхищением неброской красотой российских сел и храмов проникнуты его картины «Русичи», «Малиновый звон», «Дивеево. У источника» и др. Мастерством и верным рисунком выделяются портреты «М. Н. Чубаров», «Перед операцией», «Олег Ионов» и др. В цикле пейзажей Михаила Колчина поражаешься верностью автора природе и звучностью колорита.

Полотна председателя Шумерлинского общества, члена Союза художников России Владимира Сапожникова порадовали тонкостью живописи. Серебристы в цвете его пейзажи «Болдино» и «Центр Чувашии». В картине «Село Калиновка» чувствуется тревога автора о запустении сельской глубинки и ее церквей.

Многие зрители и искусствоведы были заинтересованы эмоциональными пейзажами Вячеслава Соколова – «Там, где летают сороки», «Мартовское скерцо» и др. Художник нашел свой живописный язык, достигая в лучших холстах настоящей поэтичности. Интересные образы современников удались Сергею Алешину в «Портрете С. Барягина», Олегу Полякову в композиции «Тишина», Елене Макаровой в «Портрете Лидии».

Нельзя не отметить картину старейшего художника Шумерли Михаила Чубарова «Братья». Особняком на выставке выглядит живопись Елены Никифоровой и Евгения Полякова, поражающая яркостью красок. В картинах – «Девять желаний», «Молодые подсолнухи» и др. – цветовые массы плавятся, сталкиваются друг с другом и рвутся за пределы художественного музея.

А какая же шумерлинская живопись без пейзажей города, Суры и озер? Самые разные состояния мотивов родной природы передали Николай Мартьянов, Олег Чиженков, Сергей Воронков и Владимир Иванов.

В разделе графики впечатляют триптих «Черновики» Александра Будникова и великолепная серия портретов Михаила Колчина. Изысканны «Гиацинты» Марии Синевой и «Амарилице» Аллы Поляковой.

В декоративном разделе покоряют мастерством резьба по дереву Владимира Горбунова, боевой топор с инкрустацией Сергея Разгудаева, ювелирные комплекты Олега Полякова, лозоплетение Александра Доронина и Владимира Егорова.

Несомненным украшением экспозиции стали пасхальные композиции фитодизайнеров Татьяны и Ольги Нелюбиных.

Выставка шумерлинских художников стала ярким событием в художественной жизни столицы республики. На фоне многих современных вернисажей она выделяется духом патриотизма и верности русской реалистической школе живописи.



"Республика"
28 апреля 2004
00:00
Поделиться