Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ БЛАГОДАТНОЙ РАДОСТИ

С Его Высокопреосвященнейшим Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой беседует журналист Александр Данилов.

Митриполит Чебоксарский и Чувашский Варнава.

- Благословите, Владыка. Хотелось бы с Вами поговорить о многом, но сейчас, на Пасху, уместнее прежде спросить Вас о том, что значит для Вас этот праздник?

- Пасха - это особенный праздник. Спаситель наш Христос пришел в мир, чтобы своими страданиями искупить грехи человеческие. Его распяли на кресте. Своими страданиями, Кровью Своей Он омыл грехи наши, воскрес и открыл нам путь в Царство Небесное. Пасха - это праздник для всех, это напоминание всем нам об искуплении: если мы будем каяться, будем жить праведно и свято, то воскреснем и наследуем жизнь вечную. Поэтому я всегда ожидаю Пасху с благоговением и большой радостью.

- Вот уже более 27 лет Вы управляете Чебоксар-ско-Чувашской епархией, удивительно, где Вы находите силы нести нелегкий крест святительского служения?

- Силы дает Господь, слава Богу. Уже будет скоро 28 лет, как я стараюсь оправдать доверие и Патриарха, и Синода, приславших меня в Чувашию. Живу с непрестанною мыслью, что призван на архиерейское служение для того, чтобы трудиться на благо епархии, на благо ее церквей и народа Божьего. Архипастырь должен душу полагать за паству свою. И я стараюсь исполнить это. И, славу Богу, думаю, что у меня немного и получается. Сколько лет благословит Господь, столько и постараюсь безропотно нести свой крест. За все - слава Богу: и за хорошее, и за плохое, что Господь посылает.

- Безусловно, много воды утекло за годы служения на архиерейской кафедре, и за это время произошло немало событий: открыто более 160 новых приходов (было до Вас, насколько мы знаем, 35), 7 монастырей, епархиальное Духовное училище. Расскажите нам, пожалуйста, о наиболее радостном значительном событии, запомнившемся Вам лично.

- В то время, когда меня избрали архиереем, было гонение на Церковь. Перед отъездом в Чувашию председатель по делам религии Куроедов пригласил меня к себе и дал такой наказ: “У вас в Чувашии 35 приходов. Больше не открывайте. Но и закрывать, пожалуй, тоже не надо. Потому что верующие будут писать, что да как. Поэтому старайтесь не закрывать. Лучше так оставьте. Когда приедете в Чувашию, обязательно уполномоченного навестите. Вам запрещается служить, пока не сделаете к нему визит”. Я, как приехал в Чувашию, позвонил уполномоченному. Он разрешил мне служить и назначил встречу. Я пришел к нему в назначенный час. Говорил в основном только я. Сначала он меня слушал, а потом прервал и говорит: “Ко мне на прием приходить только в светской одежде. В духовной одежде приходить категорически запрещаю. Далее в первую очередь надо сменить настоятеля кафедрального храма и епархиального секретаря. Вместо них поставите тех, кого я скажу. По приходам епархии ездить нельзя. Разрешается ездить только с моего разрешения в том случае, если совершается престольный праздник или юбилей храма. Кандидата на поступление в Духовную семинарию направляйте только через меня. Я определю, нужно ли его посылать или нет. Прислуживающие иподиаконы тоже должны назначаться с разрешения уполномоченного”. Вот такие указания были от уполномоченного. Я вы-слушал и отвечаю: “Я приехал управлять епархией, но у меня управляющий уже есть. А что мне делать, если вы за меня все решаете? Если вы за меня все решаете, тогда мне здесь нечего делать. Я поеду в Синод и скажу, что я отказываюсь от служения в епархии, потому что уже есть управляющий. Секретарь и настоятель работают у меня, а не у вас. Как вы можете рекомендовать их мне? Далее вы говорите, что в светской одежде мне ходить не положено. Да у меня ее и нет. Тогда вы приходите ко мне. Теперь насчет семинаристов. Они у меня будут служить, а не у вас. Если бы они у вас работали, то вам и подбирать кадры, чтобы вас не подвели. А если они меня подведут? Поэтому подбирать кадры буду себе я сам. Далее вы говорите: не посещать приходы. А я присягу давал посещать приходы”. - “А есть документы?” - “Есть. Я могу принести”. - “Понятно. Но дела приходов вас не касаются”. - “Не согласен. Я поеду в Синод и все расскажу”. - “Подождите еще. Даю вам три дня сроку. Подумайте”. Прошло три дня. Прихожу. Уполномоченный мне сразу заявляет: ”А вот нам такие люди и нужны. Вы - настоящий архиерей! Своих не предаете. Мы с вами хорошо будем работать”. Потом были еще подобные случаи. Один священник сам делал восковые свечи. Поставил их у себя на престол. Власти об этом узнали. Свечи, говорят, делать не положено. Хотели снять с должности этого священника, а приход закрыть. Вот вызывают меня и священника, который делал свечи. Я говорю: “Я не имею права снимать его, потому что он ничего канонического не нарушил. Он будет служить”. На этом все и закончилось. Потом в Порецком районе открылся первый храм при советской власти. Служил там отец Владимир. И вот я поехал освятить этот храм. У отца Владимира был десятилетний сын. И вот местные власти сочиняют на меня кляузу, что я якобы рукоположил сына отца Владимира. Меня вызвали. Я отвечаю, что никого в сан не возводил, что у меня есть свидетели. Нелепое обвинение с меня было снято. Вот такое тогда было нелегкое время. Потом, когда власти поняли, что я тверд в делах веры, стало легче, и меня уже не трогали. Уполномоченный прямо мне сказал: “Вот были бы все такие архиереи, своих бы священников защищали - все было бы на месте”. Потом стали строить храмы. А это очень нелегко. Но с Божией помощью строили. Каждое открытие прихода - это большая радость. Но особенную радость принесло нам пребывание Святейшего Патриарха Алексия в нашей епархии. Первосвятитель Русской Православной Церкви посетил первый раз Чувашию в 1997 году. Тогда он заложил два камня - это храм Новомучеников и Исповедников Российских и храм во имя иконы Божией Матери “Взыскание погибших”. И вот мы строили... А когда мы эти два храма закончили строить, я поехал к Святейшему Патриарху приглашать его. Я сказал: “Храмы готовы. Вы камни закладывали, теперь освящать надо”. Он мне ответил: “Два-то я не смогу, один освящу я, а другой освятите вы”. И вот храм во имя иконы Божией Матери “Взыскание погибших” освятил я по благословению Патриарха Алексия, а храм Новомучеников и Исповедников Российских освятил Святейший Патриарх во время второго приезда в Чувашию в 2001 году.

- Дорогой Владыка, не в лесть будет сказано, Вы, насколько я знаю, являетесь для многих пастырей Русской Православной Церкви примером в духовной жизни, знаю я и людей, которые приезжают к Вам за благословением из других концов России. Скажите, что ожидает нас в будущем, возродится ли Православие в Чувашии, как это было в дореволюционные времена, когда вокруг стояло много храмов и в храмах мужчин было больше, чем женщин, или процесс деградации продолжится?

- Мы, духовенство, надеемся, что возрождение будет. Все зависит от всех и от каждого.

- Как жилось вам в дет-ские годы? Что рассказывали о духовной жизни бабушки и дедушки?

- Бабушка моя умерла рано. В 31-м году был расстрелян мой дедушка, он служил диаконом в нашей церкви на селе. Мой папа закончил семинарию. Его хиротонизировали во диакона и поставили служить вместо дедушки. Но перед Великим постом, на Масленице, арестовали и моего папу. В Великую Субботу перед самой Пасхой я родился. Пришли мою маму забирать, но у нее начались схватки. Это нас и спасло, а 70 семей забрали. Их всех сослали в Казахстан на пески, и все погибли. А мы (у меня еще было два брата и сестра) остались живы потому, что моя мама родила меня. Когда я начал ходить (я все хорошо помню), я все время молился, хотя у нас духовные книги и отобрали, но молитвословы были. Если я не молился, то поклоны делал. Потом стали открывать храмы. В соседнем селе Бахмачеево Мерлинского района Рязанской области, где служил мой двоюродный дядя (он тридцать лет отсидел в тюрьме за веру, потом его отпустили), открыли храм. Моего дядю звали отец Петр. Он был прозорливым батюшкой. И я ходил к нему. Но приход был слабеньким. Село небольшое было, и народу ходило мало. Батюшка отчитывал бесноватых. Тогда бесноватого можно было сразу узнать, а сейчас как будто все бесноватыми стали: смотрят ужасные программы по телевидению и молитвы не совершают. Молодежь совсем другая стала. Тогда, хотя и храмов не было, но молодежь еще хорошая была. Краж и убийств почти не было. Когда я был подростком, у нас повесился один мужчина в пожарной части. Он сначала снял крест и повесился без креста. Так после этого случая эту пожарную часть снесли, чтобы не осталось от нее и следа. А сейчас ни во что не верят, а если и верят, то без любви к Богу.

- Процесс растления общества наглядно отражается летом на Чебоксарском заливе, особенно в дни больших праздников. В эти дни Чебоксарский залив напоминает большой котел, в котором кипят все греховные страсти. Православный человек, проходя сквозь этот бедлам, ощущает это особенно остро. Что Вы думаете по этому поводу, ведь вокруг залива расположены не только церкви, но и монастыри?

- Я, конечно, там не бываю и не знаю, что там происходит. А мое мнение такое, что разврат происходит от все большего падения нравов. В киосках продаются журналы с порнографией. Это ужас. Эти журналы в руки брать страшно, не то что смотреть. Я обращался в министерство, а мне там ответили, что, если показаны двое, то - это страшно, а если женщину показывают, то это - искусство. Вот какие пошли нравы!

- Мир стремительно движется к глобализации, то есть к своей кончине, сбываются предсказания из Откровения св. ап. Иоанна Богослова, уже мы реально знаем, что такое печать антихриста - число 666, многие из нас, еще не окрепшие духом, остаются в недоумении - радоваться ли этому или бороться, видно, что процесс уже необратим. Что Вы посоветуете, дорогой Владыка, современному православному христианину, ведь смысл всей Православной Церкви - это духовное стояние в ожидании Второго Пришествия Христа?

- Радоваться нечему. Надо молиться, чтобы Господь продлил нам еще какое-то время. Чему быть, того не миновать. Никакие забастовки, протесты и возмущения нам не помогут. Что написано в Откровении святого апостола, то и будет. Спасет нас только молитва и пост. Если каждый будет молиться, то Господь беду от нас отвратит. Как Иона предрек погибель, а помолился - и Господь отвратил свой гнев. Откровение святого апостола сбудется, но только не в определенное время. Этого никто не знает. От нас должна быть только молитва.

- Но молитвенников же мало?

- Каждый должен молиться. Тогда Господь отвратит. Приходит ко мне один человек и возмущается, что бабушки сказали, что ИНН - число антихриста. “А ты причащался хоть раз?” - “Нет”. - “А почему тогда возмущаешься?” Вот вам и весь ответ. Мы сами своею жизнью определяем на себя гнев Господень. Электронные паспорта - это уже последняя стадия. В этих паспортах будет раскрываться вся жизнь человека. В них будет и число антихриста 666. Эти паспорта принимать не советую. Патриарх Алексий Президенту Путину выразил отношение Русской Православной Церкви к электронному паспорту. Он сказал Президенту, что будет смута большая, если эти паспорта станут вводить. Нынешние российские паспорта я принимать благословляю, потому что в них ничего опасного нет. Хотя в них и нашли спираль, но это не страшно. Эта спираль защищает от подделки. А вот электронные паспорта - опасные. Если люди не захотят их принимать, то насильно принимать их заставлять нельзя. Опять же повторюсь: молиться надо, и Господь избавит.

- Каждый год в Вашей архипастырской деятельности, дорогой Владыка, насыщен многими знаменательными событиями, связанными с духовной жизнью чувашского народы, не исключением был и 2003 год, и начало 2004 года. Велика Ваша забота о пастве, все это говорит о том, что несмотря на откровенное наступление сатаны и растления мира, Церковь не сдается?

- Скажу, что каждый год чем-то похож на прошедший, потому что богослужения, молитвы те же. Но все же есть события, которые запоминаются надолго. В прошлом году в нашей епархии пребывала чудотворная икона Божией Матери “Почаевская” из Почаевской лавры. Многие люди получали утешение от этой иконы по своей вере. Я, конечно, не записывал случаев о чудесах от Почаевской иконы, но мне рассказывали много историй. Но однажды я и сам сподобился увидеть чудо от этого образа. Я читал перед нею акафист и вижу - она светится вся! Посмотрел вокруг: лучи солнца на икону не падают, а икона светится, как солнце, играет радужными красками.

Еще в прошлом году я побывал в Дивеево на праздновании 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского. Там были и Его Святейшество, и Сербский Патриарх. Кордон был полностью оцеплен милицией. Было большое стечение народу. Литургия шла под открытым небом. Во время причащения было 25 чаш. Было очень много причастников. А все духовенство, какое было там, всех исповедовало. А чуть позже, как вы помните, у нас в Чебоксарах неделю пребывала икона преподобного Серафима Саровского.

- В прошлом году Вы совершили по приглашению Иерусалимского Патриарха Иринея паломническую поездку по святым местам Израиля. Из откровений очевидцев, любящих Вас, дорогой Владыка, я знаю, как Вы любите эти святые места и готовы рассказывать о них бесконечно.

- В Израиле я уже был девять раз. Меня все время тянет на эту Святую Землю. И какую я там благодать получаю, передать невозможно. Я всегда ощущаю в Иерусалиме особую благодать. Однажды я читал там Страстное Евангелие и почувствовал, что Спаситель стоит со мною рядом. У меня дух перехватило. Я не мог читать дальше. В прошлом году я снова побывал на Святой Земле. Новый Патриарх Ириней очень хорошо меня принял. Несколько раз я был у него на приеме. Он наградил меня орденом Креста Гроба Господня, панагию цельную мне подарил. Я с ним на духовные темы беседовал целых два часа. Он прекрасно говорит по-русски. До своего патриаршества он знание русского языка держал в тайне, потому что греки русских не очень-то любят. А как стал Патриархом, так заговорил по-русски.

О Святой Земле можно рассказывать долго. Особые его святыни - это Гроб Господень и Голгофа. На Голгофе есть престол бичевания и страданий Спасителя. Если приложить ухо, то слышатся звуки бичевания и стуки молотока, забивающего гвозди. Два раза я был на Гробе Господнем в Великую Субботу, когда сходит Благодатный Огонь. Сошествие Благодатного Огня - это особый день. Приезжают посмотреть на него со всех стран. В первый раз я хорошо видел, как сходит Благодатный Огонь в виде голубых шариков на Гроб Господень, и потом уже сами собою зажглись у Патриарха свечи и лампады, и кое у кого из верующих зажглись пучки свеч. В храме все стоят с пучками свеч. У каждого в руке 33 свечи - ровно столько, сколько лет прожил Спаситель. Во второй раз меня поставили в Кувуклии на место Патриарха, где он разоблачается. В это время его обыскивают, чтобы он не пронес в Гроб Господень с собою огонь. Дверь ко Гробу была открыта. Патриарх молился. Я все наблюдал. И вдруг Гроб загорелся голубым Огнем. Патриарх вынес Огонь. Он подошел ко мне. Когда он зажигал мои пучки свеч, его Огонь перешел ко мне, а у него погасло. Потом я своим пучком зажег его факел.

Господь дал и нам увидеть Благодатный Огонь. Его привезли в эту Великую Субботу к нам в Чебоксары.

- Конечно же, нельзя не упомянуть и недавний визит Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Чувашскую Республику. Вы, дорогой Владыка, были приглашены на деловую встречу по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Удалось ли Вам лично поговорить с Президентом России?

- Мы сидели за столом почти рядом. Как только мы встали, Президент Путин сразу же ко мне подошел. Он протянул мне руку, я тоже. Он мою руку задержал в своей, чтобы я не ушел, и говорит: “Помолитесь за меня, Владыка. Мне очень тяжело”. Я отвечаю: “Русская Церковь молится за Вас”. - “Я буду надеяться на Ваши молитвы”.

- Праздник Пасхи у нас еще со времен Древней Руси почитается наиболее других, поэтому его называют еще Праздником праздников. Что бы Вы, Владыка, пожелали в этот день православным людям и всему чувашскому народу?

- Дорогие мои! Поздравляю вас с наступающим праздником Светлого Христова Воскресения. Господь наш Иисус Христос пострадал за нас, чтобы мы все были искуплены за грехи свои. Своей Кровью Он омыл наши грехи. Только нам надо жить по-христиански, по правилам Святой Православной Церкви. Желаю вам, дорогие мои, этот Светлый День провести в здравии. Желаю вам благодатной помощи. Посетите немощных, тех, кто не может прийти в храм, утешьте их. Идите и к больным, и к заключенным в этот Светлый Праздничный День. Проведите этот Светлый День в такой благодатной радости, чтобы Господь был рядом с вами. Господь всегда рядом с нами, когда мы сами стараемся быть с Ним, Он всегда придет к нам на помощь, благословит нас и утешит, и даст нам еще большей пасхальной радости. Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!



"Советская Чувашия"
13 апреля 2004
00:00
Поделиться