Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Язык дружбы не беднеет


Татарский танец на чувашской сцене.
В конце марта в Татарстане прошли дни чувашской литературы. Дружба между двумя республиками имеет глубокие корни. Как давние добрые соседи, мы с интересом следим за успехами друг друга. Многих писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых связывают личные дружеские отношения.
Старший научный сотрудник Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, кандидат педагогических наук Ф. Исламов в течение многих лет занимается исследованием взаимодействия двух национальных культур. Накануне дней чувашской литературы редакция получила от него статью на эту тему. Казань – город крупнейшего в стране университета, город славных традиций – сыграла прогрессивную роль в истории народов Поволжья, в том числе и чувашей. Еще до 1917 года в «инородческой» учительской семинарии, земской женской школе и учительском институте Казани готовились национальные кадры учителей для чувашских, удмуртских, марийских сельских начальных школ. Первым из чувашей в Казанскую духовную семинарию поступил Н. Бичурин, впоследствии ставший ученым-востоковедом. К концу 1917 года из 50 чувашей, получивших высшее образование, 22 были выпускниками Казанского университета. В первые годы советской власти в специально организованных отделениях при Казанском Восточном институте воспитывались национальные кадры с высшим образованием из числа чуваш-ского, удмуртского, марий-ского народов. На рабфаке Казанского университета работало чувашское отделение. В этом древнем городе вышел первый чувашский букварь. В 1906 году в Казани был отпечатан первый номер революционной газеты на чувашском языке «Хыпар» (Весть), появился первый словарь, началось издание многотомного словаря Н.И. Ашмарина. Выдающийся чувашский просветитель И. Яковлев (1848-1930), уроженец Татарстана, в течение всей жизни находился в тесных связях с татарскими деятелями культуры, владел литературным и научным языком татар. Особенно окрепла дружба между татарским и чуваш-ским народами после победы Октября. В 1918 году в Казани был показан спектакль по пьесе А. Островского «Не так живи, как хочется», положивший начало истории чуваш-ского театра. В том же году вышел первый номер газеты «Канаш», которая потом стала издаваться в Чебоксарах как основная чувашская. В те годы для чувашей, проживавших в Татарии, выходили на чувашском языке такие журналы, как «Ана» (Нива), «Шур=мпуё» (Заря), «Чух=нсен сасси» (Голос бедноты) и другие. «Казань вошла в мою жизнь навсегда. Казань - в моей биографии, как и в истории моего народа», – пишет в статье, помещенной в журнале «Казан утлары» (Огни Казани), доктор педагогических наук, академик Г. Волков, в совершенстве владеющий татарским языком. Земля Татарстана родила и вырастила более сорока чувашских писателей, ученых, деятелей искусств. Среди них И. Яковлев, П. Хузангай, Т.Педерки, Т. Тимки, И. Максимов-Кошкинский, Н. Полоруссов-Шелеби, Н. Дедушкин, А.Алга, В. Урдаш, А. Калган, М.Сениэль, Н. Артемьева, П.Афанасьев и другие. В деревне Кошки-Новотимбаево Тетюшского района родилась и выросла народная артистка Чувашии А. Казакова. Достаточно много примеров можно привести из творчества татарских поэтов и писателей, подтверждающих сердечную дружбу между братскими народами чувашей и татар. З. Башири, лауреат Государственной премии Г.Баширов, Т. Тагиров, Г. Тукай, Х.Такташ и другие писали о чувашах, поддерживали связь с литераторами Чувашии. В 1941 году, когда праздновалось 50-летие со дня рождения К. Иванова, Ш. Мударрис перевел на татарский язык поэму «Нарспи» прямо с оригинала. Страстным пропагандистом чувашской литературы в Татарстане, а также произведений татарских писателей среди чувашей был М. Джалиль. Известно, что именно он подал Я. Ухсаю идею пропаганды творчества Г. Тукая. Народных поэтов Чувашии Я.Ухсая, П. Хузангая, С. Шавлы и критика В. Долгова связывала крепкая дружба с М.Джалилем. Прекрасные традиции, начатые передовыми представителями двух литератур, продолжают нынешние писатели, работники искусства. В настоящее время татарские читатели с большим интересом читают на родном языке произведения ведущих чувашских литераторов. Более двухсот произведений татарских писателей переведены на чувашский. Дружба двух братских народов отражается и в тесных связях в области музыки, изобразительного и театрального искусства. Основатели профессионального изобразительного искусства Чувашии М. Спиридонов, Н.Сверчков, художники Г.Спиридонов, М. Адрианов, А. Александров, К. Васильев, В. Воронов, Н. Каменьщиков, Ф. Лаврентьев до 1918 года учились в Казанской художественной школе. В Казанской консерватории обучались известные чувашские композиторы Ф. Васильев, Т. Фандеев, А. Петров. Деятели чувашского театра, понимая татарский язык, имели возможность знакомиться с драматическими произведениями наших писателей в оригинале. Еще в 1919-1920 годах отдельные пьесы татарских авторов были переведены на чувашский. Взаимодействие культур, литератур, дружба между двумя республиками продолжается. На территории современного Татарстана проживают более 134 тысяч чувашей, в том числе в Казани – 12 с половиной тысяч. В 148 общеобразовательных школах и в Нижнекамской городской чувашской гимназии дети чувашей получают знания на родном языке. С 1993 года в Казани на чувашском языке выходит общественно-политическая еженедельная газета «Сувар». Редакция выпускает и приложение-альманах «Шур=мпуё» (Заря). По Татарскому радио с 1993 года регулярно ведется информационно-культурная программа для чувашей. Все это способствует расширению и углублению дружественных связей между двумя братскими народами.


"Советская Чувашия"
03 апреля 2004
00:00
Поделиться