Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Здесь создавались романы и поэмы

52.jpg (12359 bytes)

В нашей республике святых литературных мест, ухоженных и обустроенных по-современному, с богатой коллекцией экспонатов, не так уж много. Наследие «огненного ангела поэзии» Михаила Сеспеля, к примеру, должно быть аккумулировано в двух музеях – в Чебоксарах и Канашском районе. Говорим «должно», потому что в их экспозициях нет ни одного подлинника. Служители «храмов старины» вынуждены «выкручиваться», заполняя экспозиции копиями и случайными старинными предметами, которые лишь косвенно, блеклым отражением создают музейный образ. Да, «большое видится на расстоянии». Бывает, мы по реликвиям ходим, не замечая света и тепла, которые они излучают.

Об этом подумалось после беседы с Ольгой Яковлевной Ухсай, дочерью знаменитых чувашских литераторов. А пришла она в редакцию, чтобы поделиться с идеей восстановления усадьбы своих родителей в с. Карачево Козловского района и открытия там музея. «Летом минувшего года я ездила к сыну, проехала всю Европу, – говорит собеседница. – Убедилась, там с огромным уважением относятся к бесценному богатству – прошлому. Везде есть музеи выдающихся людей, даже в небольших деревушках. Почему же у нас этого нет?»

Карачево... Какая это деревня и что она значит для чувашской литературы? Наверное, нелишне напомнить об этом нынешнему читателю.

Яков Ухсай, уроженец Башкирии, душой прикипел к этой деревне потому, что здесь была среда, стимулирующая творчество. Сестра жены Ольга Дмитриевна Муромцева преподавала в местной школе. Она была тонкой ценительницей литературы. Ухсаю хорошо работалось в сельской местности, среди героев своих произведений.

– Папа в те годы бывал в городе почти гостем, – вспоминает Ольга Яковлевна, – он и зимой часто уезжал работать в деревню. Прощаясь, шутя цитировал Пушкина: «Что напишешь в городе, разве что эпиграмму». Единственный «враг» творчества в Карачево – радио у сельсовета, которое постоянно бубнило. Но здесь зеленая трава, черная земля и синее небо, родники. Кругом – родные люди. И два литератора трудились здесь, проявляя чудеса производительности и таланта.

О том, как зародилась идея построить здесь «литературное гнездышко», рассказал нам бывший первый секретарь обкома КПСС Илья Павлович Прокопьев.

– В те годы Яков и Мария Ухсай постоянно радовали нас новыми произведениями. В ходе поездок по хозяйствам я неоднократно бывал у них в Карачево. Удивлялся тому, как оба литератора работали в маленьких домиках, наподобие бани. Между руководителями республики не раз возникали разговоры о создании им условий для работы. Хозяйственные хлопоты по строительству дома взвалила на свои плечи Мария Дмитриевна. Она сама начертила проект. Тогда серьезная проблема была со строительными материалами. Руку помощи литераторам протянул председатель Совета Министров М. В. Зайцев. Проявляя смекалистость, он вначале подарил начальнику «Чувашгражданстроя» Гендельману поэму «Дед Кельбук». Когда тот на все лады начал расхваливать талант поэта, «намекнул», что Ухсай нуждается в сугубо прозаических вещах, в частности, ему нужны строительные материалы. Уже через несколько дней в Карачево завернули несколько грузовиков. Гендельман, кажется, тогда даже пошел на риск – не стал просить у литераторов оплаты. Это была, говоря по-нынешнему, спонсорская помощь.

К идее сооружения дома Яков Гаврилович отнесся без особого энтузиазма. Муза его чаще посещала, когда он работал в тесных помещениях. К примеру, поэму «Дед Кельбук» написал в поистине спартанских условиях – бане. «В хоромах с высокими потолками мысли разлетаются», – признавался он.

На их долю выпала трудная пора: литератор тогда не мог во всей сложности отражать современную жизнь. В произведениях очень хороший герой обычно «бузил» против просто хорошего. Литературоведы эту пору впоследствии назвали «периодом бесконфликтности в литературе». Как и многие писатели, Яков и Мария Ухсай вынуждены были занять более выигрышную и безопасную позицию. Из-под их пера все чаще выходили произведения на историческую тему.

Прорабом этой стройки была Мария Дмитриевна. Она решила построить дом с размахом. Два отдельных кабинета, кухня, зал, детская комната, спальни. Мансарду хотели использовать как комнату для гостей. Понятно, по нынешним понятиям это весьма скромное деревенское жилище.

Дом строили споро. Но роковой случай оборвал светлые планы.

...Как-то к вечеру привезли металлические листы для кровли. Когда строители разошлись и уже стемнело, Мария Дмитриевна решила сама перетащить тяжелые листы в дом. Видимо, устала и торопилась, об опасности не думала. Стопа гибких листов обрушилась и придавила ей ноги. Раны были не смертельные. Утром Мария Ухсай умерла от потери крови.

После похорон жены Яков Гаврилович ни разу не приезжал в Карачево.

Дочери литераторов Ольга и Елена в последнее время часто ездят в козловскую глубинку. Усадьба сегодня выглядит печально: разграблено все, что можно. Нынешним летом даже пытались снять кровлю.

– Этот уголок имеет уникальное значение для чувашской культуры, – считает Ольга Яковлевна. – Здесь выросли талантливые артисты и художники. Классик детской литературы Марфа Трубина жила и работала в окрестностях Карачево. Полагаю, если здесь провести реставрационные работы и открыть музей, то экспозиции должны рассказывать не только о творчестве моих родителей, но и о прошлом этой удивительной чувашской деревни. У нас имеются опытные музейные работники, если поставят перед ними такую задачу, полагаю, они с энтузиазмом возьмутся за дело.

Недавно в Карачево специально для ознакомления с усадьбой побывали заместитель министра культуры и по делам национальностей Михаил Краснов, глава района Иван Майоров. Они отметили, что в деревне есть школа, Дом культуры, больница, церковь, дороги асфальтированы, проведен газ. Литературно-краеведческий музей может стать одним из достопримечательностей не только района, но и республики.



"Республика"
31 марта 2004
00:00
Поделиться