Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

С ПЕСНЕЙ ХОРОВОЙ И ЖИЗНЬ ВЕСЕЛЕЙ

Не могу сказать, какова ситуация по республике, но на примере своего Батыревского района давно заметил, что меньше становится хоровых коллективов. Долгие годы у нас славился хор села Первомайское, организованный еще в начале 30-х. Первыми его музыкантами и певцами были ученики школы инвалидов по зрению. У истоков создания этого коллектива стоял учитель музыки А. Тайбинский. С уходом А.Тайбинского и призывной молодежи на фронт хор прекратил свои выступления.
Стараниями А. Адъютантова хор возродился в 1959 году и активно работал более 30 лет. Помню, в шестидесятые годы в комсомольской организации хозяйства “Рассвет” состояли на учете 380 юношей и девушек. В хор принимали по конкурсу, репетиции проходили 2-3 раза в неделю. Пропускавших спевки два раза подряд без уважительной причины исключали из списка. Постоянных участников было не меньше пятидесяти. Занятия в хоровом кружке помогли многим определиться с выбором будущей профессии.
В 90-е годы “Рассвет” разделился на три небольших колхоза. Хор распался, но бесследно не исчез. Благодаря мудрости местных руководителей самодеятельных артистов удалось удержать на сцене. Участники распавшегося хора в своих селениях объединились в фольклорные ансамбли: “Шузьм” в Первомайском, “Ё=лкуё” в Кокшанове и “Азамат” в деревне Полевое Чекурево.
Добрую память оставил о себе синьяльский хор, организованный А. Шакиным в 1970 году. Он был неоднократным лауреатом районных и республиканских конкурсов и фестивалей, удостоился чести выступить на кремлевской сцене. За 30 лет существования коллектив воспитал десятки музыкантов и певцов. А заслуженный работник культуры России А. Шакин руководит ныне районным ансамблем песни и танца, который достойно представляет район и республику даже на всероссийских конкурсах.
Экономическая реформа в начале 90-х годов больно ударила по всем отраслям народного хозяйства. К счастью, клубные учреждения сохранились, но шоковая терапия привела людей в такое замешательство, что они, не уверенные в завтрашнем дне, вынуждены были думать лишь о хлебе насущном, а не о сцене. Часто бывает и так: местных артистов собирают для подготовки к очередному смотру. Получив необходимую галочку для отчета, перестают с ними работать.
По статистике, количество самодеятельных коллективов не уменьшается, просто происходят жанровые изменения. Но могут ли фольклорные ансамбли, ставшие сегодня модными, заменить многоголосые хоры? Конечно, нет. Причин исчезновения сельских хоров я вижу несколько. Во-первых, не в каждой школе имеется постоянно действующий хор. А человек, который не пел в детстве, став взрослым, вряд ли выйдет на сцену. Хористов надо воспитывать со школьной скамьи. Другая причина – некоторые сельские клубы зимой не отапливаются, значит, негде собираться. Редко практикуются нынче поездки с концертами в соседние села и деревни, потому что нет бензина и транспорта. Нынешним руководителям не до песен, слишком много навалилось хозяйственных забот. Хотя есть и исключения. Например, те же фольклорные ансамбли “Шузьм” и “Ё=лкуё”, которые организовались после распада “рассветовского” хора. М. Петров, руководящий одновременно двумя сельхозпредприятиями (“Малалла” и “Первомайский”), находит возможность содержать два фольклорных ансамбля, без выступлений которых не проходит ни один праздник. Часто выезжают они с концертами в Чебоксары, в Ульяновскую, Самарскую области, Татарстан. Михаил Владимирович всегда готов поддержать местных артистов. И на бензин для автобуса не поскупится. В том, что оба ансамбля удостоились почетного звания “народный”, – во многом его заслуга.
Все это хорошо, но… Жаль, что хоровое пение уходит из репертуаров самодеятельных коллективов, что оно остается сегодня невостребованным. Интересно, а что думают по этому поводу музыковеды?


"Советская Чувашия"
05 марта 2004
00:00
Поделиться