Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Так звучит музыка ткани

В Выставочном зале Художественного музея открылась персональная выставка произведений Ирины Наумовой, участницы более трех десятков республиканских, российских, международных выставок. В экспозицию 15-го персонального показа вошли около 70 произведений, выполненных в технике акварели, гуаши и батика.

Ирине Наумовой в равной степени удаются сочные, наполненные цветом и светом натюрморты, тонки, нежны ее пейзажи с видами старинной русской архитектуры Твери и Ростова Великого. Помимо акварелей она представляет чебоксарскому зрителю еще одну грань своего таланта – батик. Слово «батик» в переводе означает «рисование горячим воском». На ткань узор наносится растопленным воском, а те участки полотна, которые остаются незакрытыми, покрываются краской. Техника отличается необыкновенной сложностью и длительностью.

Родилась Ирина в старинном чувашском городе Цивильск. Окончив художественную школу, в 1979 году она поступила в Чебоксарское художественное училище. С 1984 по 1989 годы она училась на факультете прикладного искусства Московской технологической академии. Ее педагогами были известные мастера искусства М. Д. Болдырева и Б. И. Коромыслов. После окончания академии около года работала в Чувашском государственном художественном музее научным сотрудником. Затем – художником по декоративно-мебельным тканям на ткацко-отделочной фабрике Чебоксарского хлопчатобумажного комбината. По ее эскизам-крокам выпускаются гобелены.

С 1994 года Ирина Гавриловна – преподаватель Чебоксарского художественного училища. С ее приходом здесь открылось отделение декоративно-прикладного искусства и батика, где она ведет технологию ручной росписи тканей и живопись. Учащиеся отмечают, что ее уроки стали для них открытием новой техники (например, анилином по бумаге), а учебные натюрморты, составляемые Ириной Гавриловной, подвигали учащихся к поиску и решению новых колористических задач. Многие ее воспитанники продолжили учебу в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, работают в ведущих театрах страны.

Мощным аккордом на выставке звучат ее батики. Росписи светятся живыми яркими красками. Коллекция батика, представленная сейчас в Выставочном зале Художественного музея, уже участвовала на выставке, которая с большим успехом прошла в Москве в августе прошлого года и с восторгом была принята столичной публикой.

Одно из главных мест в экспозиции отведено триптиху, посвященному чувашской земле. Только художник, достигший определенного уровня мастерства, способен обратиться к национальной теме. Ирина Наумова осмелилась отразить ее в такой необычной для чувашского изобразительного искусства технике, как батик. На центральной части триптиха «Чувашский пейзаж» изображена родная земля с ее неповторимым рельефом, яблони, словно могучие сказочные деревья, держащие своими ветвями кудрявые облака. На других частях («Нарспи» и «Подруги») – девушки в чувашских костюмах на фоне лозы хмеля. Автору удалось передать характер чувашского пейзажа, чувашской природы, чувашского типажа. Ирина Наумова верно уловила пластику девушек-чувашек, колорит, свойственный здешней природе с ее неповторимыми красно-коричневыми холмами в сочетании с сочной зеленью. Общий композиционный ритм каждого из трех батиков, ритм цветовых пятен как бы перекликается с ритмом песни, музыки и поэзии.

Еще одно значительное произведение – «Праздничные купола». Будто сотканное из мозаичных кусочков, маковок церквей, звонниц, оно словно озвучено колокольным перезвоном.

В стиле модерн Ирина задумала расписать небольшой шарф. Однако законченная утилитарного назначения вещь переросла в панно «Лотосы» и достигла уровня настоящего произведения искусства. Тонкие длинные стебли, извиваясь вокруг крупных цветков лотоса, создают ритм гибких, текучих, оплавленных линий, объединенных в стилизованный растительный узор. Оранжево-синий с золотом колорит подчеркивает изысканность этого произведения.

Тема цветов – центральная жизнеутверждающая в творчестве Ирины Наумовой. Реальные или фантастические цветы, изображенные на панно «Волшебные орхидеи», «Маки», «Осенняя соната», «Очарование красоты», «Полуденный сон», завораживают и кружат зрителя по залам в ритме «Вальса цветов».



"Республика"
18 февраля 2004
00:00
Поделиться