Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ИСТОРИИ

Недавно народный художник России и Чувашии завершил еще одну интересную работу. На ней – два Президента: России - В.Путин, Чувашии - Н. Федоров.

Его творчество невозможно представить в отрыве от истории родного народа. На живописных полотнах Николая Овчинникова запечатлены древность чувашской земли, этапы развития республики, ее люди. Картины мастера украшают салоны 34 музеев страны и мира, частные коллекции. По его произведениям можно восстановить в памяти строительство завода промтракторов, прокладку газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород»… Такие картины, как «Первая борозда», «На заре», «Здравствуй, Земля!», «Навеки вместе», принесли ему известность не только в бывшем Советском Союзе. Судьба сводила Николая Васильевича со многими известными людьми. Листая каталоги его выставок, видишь портреты чуваш-ских писателей и поэтов П. Хузангая, Я. Ухсая, Н. Ильбекова, М. Сеспеля, К. Иванова, Ю. Семендера, просветителя И. Яковлева, известного художника Ю. Зайцева, ученого-востоковеда Н. Бичурина, летчика Ф. Орлова, космонавта А. Николаева и многих других. На днях снял с мольберта портрет С. Михайлова, выполненный по заказу Министерства культуры ЧР.
- Николай Васильевич, ваша новая картина – это сюрприз для другого Николая Васильевича или что-то другое?
- Президенту, конечно, будет интересно посмотреть на себя со стороны. Но это произведение - прежде всего мое желание оставить в живописи конкретный период истории Чувашии, когда ее возглавлял первый Президент. Находясь у руля республики, Николаю Федорову часто приходится встречаться с сильными мира сего. Я решил показать Президентов России и Чувашии не за обсуждением каких-то серьезных проблем, а в зале отдыха в стиле Рококо. Само великолепие обстановки говорит о встрече нерядовых людей на высшем уровне. В то же время и интерьер, и выражение лиц, и расположение рук как бы подчеркивают, что между ними идет неофициальный доброжелательный разговор. Работал достаточно долго. Пришлось изучить немало материалов, посидеть в музеях, покопаться в исторических документах. Интерьер показан в точности. Изучал, в каких костюмах чаще всего появляются президенты.
- А каково это – писать известных людей?
- Очень трудно. Чувствуешь огромную ответственность. Позировать им недосуг. Когда Илья Репин получил заказ от Николая I написать Государственную Думу, он согласился только при условии, что все депутаты будут позировать. «Заставим», - обещал царь. Только после этого знаменитый художник взялся за кисть.
- Не думали, как будет воспринята картина Николаем Васильевичем?
- На вкус и цвет товарищей нет. Это произведение искусства, и каждый воспринимает его по-своему.
- Вам бы хотелось, чтобы картину увидел и Путин?
- Если Федоров ему покажет. Была у меня картина, которая попала к самому главе страны. Правительство Чувашии захотело подарить Хрущеву картину. По просьбе Ислюкова написал Хрущева, Николаева и Терешкову на даче руководителя страны. Говорили же, что Хрущев был инициатором создания семьи космонавтов. Я-то знаю, что поженились они по любви. Бывал в их семье и видел, что чувства у них искренние. Только потом что-то не заладилось. А картина Хрущеву понравилась. После его отставки след полотна потерялся. Наверное, где-то в музее среди подарков Хрущеву хранится.
- А как позировал летчик-космонавт Андриян Николаев?
- Пока он был в космосе, я написал его братьев Ивана и Петра, чтобы найти образ Андрияна. Они похожи. Потом мне это здорово помогло.
Прежде чем написать картину «Здравствуй, Земля!», я сделал десять эскизов в разных вариантах и с ними поехал в Звездный. Андриян Григорьевич сразу пригласил к себе Гагарина и Титова. Присутствовал и Попович. «Напишите этот вариант, здесь Андрей (друзья его так называли. – Г.М.) красивый, сильный и весь светится улыбкой», – сказал Юрий Алексеевич, выбирая один из эскизов.
- Получается, вам дал благословение сам Гагарин?
- И так можно сказать. Картина сразу попала на всесоюзную выставку. Потом многие музеи захотели иметь ее у себя. Заказы шли один за другим. Приходилось работать, как говорится, 24 часа в сутки. Картину «Здравствуй, Земля!» на весь экран показали в кинофильме о достижениях Советского Союза «Мы за мир».
- А часто бывает так, что в роли «заказчика» оказывается случай?
- Часто, если художник сумеет отличить значимое от повседневных мелочей. Тему «Первой борозды», где воедино слились «три кита» – земля, народ и вождь, – подсказало чье-то воспоминание по радио о первом электроплуге. Перед глазами сразу же предстала глубоко символичная картина. Над ней я работал три года. И действительно, она имела большой успех на всесоюзной выставке, потом висела в Центральном музее Ленина.
Не знаю, можно ли назвать случайностью встречу с кормящей матерью на току? Я сразу понял, что это будет монументальная картина. Сюжет появился сразу, но долго искал женщину с лицом, светящимся материнским счастьем. До сих пор считаю, что «Чувашская мадонна» – одна из лучших моих работ. Ее второй вариант купили для галереи Гекоса в Японии, третий – для музея города Спрингфилд США. Оригинал хранится в Чувашском государственном музее.
- А как узнавали про вас за рубежом?
- В Москве напротив Министерства иностранных дел есть салон-магазин, куда часто заглядывают иностранцы. В салоне велся каталог известных художников Советского Союза, куда включили и меня, информацию об участии в международных выставках. А мои работы выставлялись в Германии, Италии, Англии, Франции, Японии, США и других странах. Вот и ищут художников по этому каталогу. Однажды ко мне приехали англичане и показывают репродукцию моей картины «Первенец», которую написал еще будучи аспирантом. Спрашивают: «Это ваша картина?» «Да!» - говорю удивленно и никак не могу понять, как она к ним попала. Потом вспомнил, что 44 года назад я ее продал на молодежном фестивале. Получил гонорар и даже не поинтересовался, кто покупатель. Не-жданные гости увезли еще несколько картин.
А представители США, переступив порог, сразу заявили, что их интересуют люди, построившие социализм. Увидев «Чувашскую мадонну», сразу закричали: «О кей!» Два дня выбирали. Кроме «Мадонны», купили картину «Пора», портрет известных в свое время братьев-комбайнеров Волиных из колхоза имени А. Николаева и целую серию портретов – всего 40 полотен. В Париже хранится более 100 произведений, в их числе несколько работ в галерее «Феникс». В Японии – 24 картины, есть в Италии, Германии, Англии.
- Николай Васильевич, вы прошли всю финскую кампанию, Великую Отечественную до победного конца. К 60-летию Победы что-то готовите?
- Написал картину «Победитель», в которой хотел выразить горькую судьбу фронтовика. Он освободил свою землю от врагов, поднял разрушенное хозяйство, но сегодня оказался нищим, ненужным. Почему так случилось? Этот вопрос сегодня волнует многих ветеранов войны и тыла. Рад бы написать светлую картину, но…
- Несведущему в искусстве человеку может показаться, что изображение великих людей возвеличивает и самого художника…
- Думаю, не это определяет мастерство художника. Мое творчество получило признание не потому, что я писал Ивана Грозного, Никиту Бичурина, Александра Пушкина, Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Никиту Хрущева и других знаменитостей. Кстати, это может доставить автору как приятные моменты, так и неприятности. Например, после разоблачения Сталина гневных слов не избежали и художники, писатели. Меня даже заставили убрать Сталина с одной моей картины.
Я вам только что назвал зарубежные страны, в которых находятся мои полотна. А ведь на них изображены не великие личности, а самые обычные наши сограждане. Иностранцам, полагаю, приглянулись глубина души моих героев, правдивое отображение нашей жизни во всех ее проявлениях. Из-за границы приезжают не для того, чтобы покупать что попало. Это Жириновский может купить картину и тут же ее подарить в целях саморекламы. А те знают толк в искусстве.
- Николай Васильевич, давайте вернемся к вашей новой картине, которая еще не снята с мольберта. Как вы ее назовете?
- Пока еще и названия нет.


"Советская Чувашия"
15 января 2004
00:00
Поделиться