Не проходите мимо
“У жизни свой километраж.
Прогон – вираж, прогон – вираж,
И за рулем скрипит судьба,
Нога на газ – не меньше ста…
Вдруг рок судьбы, жестокий рок
Крутой подбросит поворот”.
Эти строки написал подросток, отбывающий наказание. Не важно кто – их в стране более 20 тысяч. Не важно, в какой из колоний. Их тоже много: Валуйская, Майкопская, Калуж-ская, Рязанская, Новотроицкая… По одним этим названиям можно изучать “черную” географию страны. Кинофестиваль “Сталкер”, который прошел в Чебоксарах, проблему подрост-ковой преступности попытался показать своими изобразительными средствами.
Напрасно беспокоился генеральный директор Гильдии кинорежиссеров России И. Степанов, что в Дом культуры “Салют” зрители могут не прийти, потому что он на окраине города. Пришли. В дни работы фестиваля все спинки кресел с обратной стороны были “проштампованы” подошвами кроссовок и туфель неусидчивых юных зрителей. Правозащитный фестиваль был организован именно для них. Целыми коллективами шли учащиеся городских школ, гимназий, лицеев. Почти каждый сеанс проходил при полном зале, который вмещает 750 человек.
В фойе зрителей встречала выставка рисунков, стихов и рассказов, авторы которых - осужденные подростки. Есть довольно зрелые работы, немало и слабых рисунков, но не это здесь главное. Впечатляет то, что заключенные рисуют чистую голубую речку, березовую рощу, свободный полет свободных птиц, чайку, парящую над вольными волнами. Даже змея, ползущая в песках, свободна. В этих картинах мир светел и чист – как до крутого поворота судьбы. Станет ли он таким же радужным после освобождения – зависит от них самих. Эти “романтики” оказались за решеткой за серьезные преступления, и такая выставка лучше любого нравоучения рассказывает о цене свободы.
Как растолковать детям и подросткам статью из Всеобщей декларации прав человека о том, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и должны поступать в отношении друг друга в духе братства”? Как донести до них Конвенцию ООН о правах ребенка, одна из статей которой говорит, что “неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь”? Лучше, наверное, делать это средствами кино – к такому выводу приходишь после просмотра документальных картин из серии “Сто фильмов о Москве” Светланы Стасенко, “Надувные шарики”, “Убить человека” кинорежиссера Тофика Шахвердиева, “Клетка” Андрея Каминского.
Тяжело смотреть, как растут в полной изоляции от общества ВИЧ-инфицированные малыши. Решетки на кроватях, окнах. К ним не подходят без резиновых перчаток и маски. Их редко берут на руки, им улыбаются только через окошко. На одном из кадров женщина в белом халате играет с малышом, передвигая руку по стеклу. С другой стороны окошка к ней тянется маленькая ручонка. Другой ласки, другого тепла этот годовалый малыш, растущий в изоляционном блоке инфекционной больницы, не знает. А ведь число таких детей растет.
“Надувные шарики” – о беспризорниках московских вокзалов. По разным данным, в настоящее время в России от 2 до 5 миллионов маленьких бомжей. Разные благотворительные организации их кормят, одевают, водят в баню, меняют белье. А те даже посуду не моют, за собой не убирают, ни в школу, ни к родителям идти не хотят. Попрошайничают, воруют…
Из более двухсот заключенных Новооскольской воспитательной колонии для девочек треть сидит за убийство. Самые обычные девчонки поражают зрителя тем спокойствием, с каким они говорят о содеянном преступлении. Угрызениями совести не страдают. Но они же не родились такими. Жестокими их сделали обстоятельства нашей жизни, в которой множатся рэкетиры, террористы, киллеры.
В дискуссии за “круглым столом”, которая прошла в рамках кинофестиваля “Сталкер”, разгорелся спор: нужно ли показывать такие жестокие фильмы детям? В разговоре участвовали представители наркологического диспансера, Комитета по делам молодежи, городского женсовета, Комитета солдатских матерей, Министерства образования, других организаций. Мнения разделились. Одни считают, что такие чересчур откровенные кадры ничему хорошему не научат. Другие возражают: на экранах телевизоров, мол, дети смотрят фильмы и по-страшнее. Третьи говорят, что если такие сюжеты и показывать детям, то с последующим обсуждением. А когда кинорежиссер С. Стасенко спросила: “Есть ли в вашем красивом городе беспризорные ребятишки?”, многие стали вспоминать о взрослых и маленьких бомжах. Разговор с российского масштаба перешел на местные проблемы. Они у нас те же: пивное пьянство (даже гости заметили, что у нас на заливе очень много караоке, а там обычно поют те, кто навеселе), курение в школьных туалетах, беспризорные на улицах. Одна из учительниц поведала, что даже на уроках в школе можно увидеть нетрезвых учеников.
“Не проходите мимо таких фактов!” - призывает “Сталкер”. Об этом же просили на встречах со зрителями кинорежиссеры. Хочется верить, что после просмотра их фильмов зрители уходили уже другими – более терпимыми и менее равнодушными.